Ф.И.О. Клятчёнок Наталья Ивановна
Тема: Три склонения имён существительных.
Класс: 4
Личностные: Осознавать важность изучения русского языка, темп урока. | ||||
Метапредметные: | Регулятивные: -постановка учебной задачи оценивания качества и уровня усвоения материала; | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, -поиск и выделение необходимой информации; -анализ объектов с целью выделения их признаков; -выведение следствий; | Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
| |
Предметные: -определять принадлежность имён существительных; -подбирать примеры имён существительных; -изменять форму имён существительных при составлении предложений;
| ||||
Цель ученика: | Научиться распознавать склонения | |||
Цель учителя: | -способствовать формированию умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков. | |||
Задачи: | -знакомить со склонением имён существительных; -учить определять принадлежность имён существительных; -развивать умение подбирать примеры имён существительных; | |||
Проблема: | -почему окончания разные ( на лошади, но на лошадке)
| |||
Педагогические технологии: | -диалог; -здоровьесберегающая; -использование ИКТ |
Структура и содержание занятия
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания каждого этапа | Используемые методы и приёмы | Формы организации деятельности | |
I этап: Организационный Цель: — выработка внутренней готовности к учебной деятельности |
-приветствует учащегося |
-приветствует учителя; -проверяет свою готовность к уроку |
|
Слово учителя |
индивидуальная |
II этап : Мотивация урока Цель: создать мотивацию успеха изучаемой темы; воспитание любви и уважения к родному языку. |
Зачем нужна грамматика? Чтоб грамотно писать. Чтоб грубые ошибки В письме не допускать, Чтоб с детства знали дети И каждый ученик, Что лучше всех на свете его родной язык! |
-умение слушать |
|
-слушание |
индивидуальная |
III этап: Актуализация знаний
Цель:
—актуализировать изученные способы действия; — создание ситуации успеха
I V этап Постановка проблемной задачи
Цель:
-подведение к изучаемой теме,создать проблемную ситуацию
V этап Усвоение новых знаний
Цель: На основании наблюдения выявить проблему, задеть проблемный вопрос.
|
— На уроке снова его величество- имя существительное. (На доске открывается карточка) Имя существительное — Назовите все постоянные и изменяемые признаки.
? ( открывает соответствующие карточки. Остаётся одна закрытая)
Учитель предлагает не открывать учебник, а открыть новые знания
-На партах карточки слова-существительные — Посмотрите на них и скажите, как можно распределить их на три столбика?
— Вы сказали, что существительное изменяется по падежам. Назовите падежи и вопросы к ним. — вчера я услышала разговор ребят, они тоже определяли падеж имён существительных в предложении… (на доска записано:) Нас папа катал на лошади, но не на лошадке. — Что заметили?
-Что удивило?
— Почему окончания разные?
-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.
Задание: — Определить род, изменить по падежам, понаблюдать за окончанием.
— Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в таблице
Вывод: — Какие существительные входят в 1,2,3 группу?
-Как называются в русском языке эти группы существительных?
Учитель называет адрес букв и слогов, для названий групп существительных. — Как назовём нашу таблицу?
Вывод: — Что мы нового узнали об именах существительных?
-Так на сколько групп мы разбили существительные? — По каким признакам мы группировали существительные?
— С помощью рода и окончания существительных мы можем определить его склонение?
-Сравните определение учебника со своими выводами. |
Дети перечисляют всё, что знают о постоянных и изменяемых признаках существительного.
Видя на доске одну закрытую карточку, дети понимают, что знают о существительном не всё.
Дети соглашаются с учителем.
Работа в парах. ж.р. м.р ср.р. река конь солнце песня заяц поле
Называют падежи, определяют род, исследуют слова, делают выводы
Ответ: -сущ. ж.р. , П.п, одущ., предлог- на, ед.ч.
-Почему род, падеж, число одинаковые, а разные окончания?
(у каждого ученика лист с существительными с пропущенными окончаниями)
( Один комментирует, остальные вставляют окончания на листах, учитель на доске. Аналогично ещё четыре пары существительных)
Дети предлагают и прикрепляют слова с однотипными окончаниями
-Существительные I гр. ж.р. и м.р. -а,-я II гр. ср.р. -о, -е м.р.- III гр. ж.р.- ь на конце
Дети записывают их порядку А-1,Б-2,В-3,А-4,Г-2,В-4 С к ло не ни е
« Склонение имён существительных»
-В русском языке все существительные делятся на три группы.
-Три.
— Роду и окончанию
-Да
-Д ети читают текст учебника |
Работа по карточкам
( карточки со словами)
Проверка (Слайд)
Работа с таблицей
Таблица с пустыми столбцами, по ходу исследования заполняется
Слайд
Обращаемся к закрытой карточке |
словесный
Слово учителя
наглядный
Проблемный
Слово учителя
словесный
частично — поисковый
проблемный
поисковый
наглядный
наглядный
словесный
Игра по таблице Шульте ( разминка для глаз, выработка быстроты взора)
Слово учителя
беседа
словесный
Работа с учебником |
Беседа
Парная
Фронтальная
фронтальная
индивидуальная
коллективная
работа в группах
коллективная
Работа в паре
фронтально
коллективно
индивидуальный
индивидуальная
|
Физминутка | Игра « Слушай, думай, хлопай!» Учитель называет слова
-Скажите, играя в эту игру мы перешли к следующему этапу? |
Уч-ся хлопками обозначают склонения 1скл.-1 хлопок 2скл.-2 хлопка 3скл.- 3 хлопка
-Да! |
|
Игра
|
коллективная |
VI этап Применение нового знания на практике
Цель: Найти окончательное решение проблемы на основе наблюдения. | — Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока: 1)-Почему в словах на лошади, но не на лошадке – разные окончания?
-С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?
|
-Существительные лошади, лошадки разного склонения лошадь-3скл, лошадка-1скл.
— Чтобы правильно писать окончания существительных. |
|
Диалог |
Фронтальная |
VII этап Включение в систему знаний и повторение Цель: Закрепить полученные знания | Игра « Третье лишнее» -Определить склонение существительных в каждом ряду, убрать лишнее слово
3адание 2-й группы
— Определите склонение следующих существительных: Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль —Запишите в три строчки по склонениям.
| -Весна, река, стекло— I скл.
-скворец, гора, звонок — II скл.
-стена, сверло, озеро-II скл.
-вьюга, ласточка, рысь—I скл.
-дочь, конь, ночь-III скл.
Iскл.- слива, вишня, тыква, капуста. II скл.- яблоко, лимон, помидор, огурец, горох III скл.- морковь, фасоль |
Проверка слайд
Проверка (Слайд) |
наглядный |
Работа в группах |
VIII этап Рефлексия
Цель: Оценить свою работу | — Листопадничек предлагает игру « Засели домики» (На кленовых листочках, которые лежат у детей на партах, записаны существительные. Их нужно распределить по склонениям) — Какие существительные относятся 1,2,3 склонению? | Дети выполняют работу |
По окончании самостоятельной работы, учитель просит поменяться тетрадями для взаимопроверки. |
наглядный |
Индивидуальная взаимопроверка |
Итог урока |
-Удалось ли нам добиться поставленной цели?
-Что нового узнали на уроке? — Сколько типов склонения им. сущ.? -Как они называются?
|
-да
Уч – ся высказываются по теме заданного вопроса |
|
диалог |
коллективная |
Домашнее задание | 1 уровень – упр, (списать существительные, указать склонение.) 2 уровень – написать 5 сущ.,1 – го скл., 5 – 2 скл., и 5 -3 — скл., 3 уровень – написать 5 предложений о природе. Определить склонение
Спасибо за урок! |
Работа с дневником |
|
Дифференциация
|
индивидуальная |