Конспект урока литературы на тему:
«Литературный характер чудака в новелле Сервантеса «Лиценциат Видриера»
Цель урока: сформировать в ходе урока понятие о литературном характере героя, научить давать оценку поступкам людей.
Тип урока: изучение художественного произведения
Методы обучения: эвристический, беседа с целью анализа, рассказ, выразительное чтение, работа с текстом
Ход урока:
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучение новеллы Мигеля де Сервантеса Сааведра «Лиценциат Видриера». Но прежде чем мы обратимся к произведению, скажите, чем вам запомнился главный герой? Какие качества Томаса понравились больше всего? Почему?
(ответы детей)
Эта новелла была написана в 1606г. в так называемую эпоху Возрождения. В то время очень ценилось образование. И вот Сервантес создает типичного героя своего времени Томаса Родаху, который очень стремится к наукам и познанию окружающего мира.
— Итак, мы открываем первую страницу произведения и встречаем одиннадцатилетнего мальчика. Найдите в тексте описание внешности персонажа, на что обратил внимание автор? Как это характеризует героя?
(ответы детей)
— А теперь обратите внимание на первый разговор Томаса с кабальеро. Что особенного в речи героя? О чем это говорит?
(ответы детей)
— Найдите в тексте ключевую фразу, которая говорит о взаимоотношениях героя с другими людьми.
(ответы детей)
— Как сам Томас относится к окружающим?
(ответы детей)
— Ребята, о каком качестве героя говорит его отказ записаться в кавалерию?
(ответы детей)
— Что вы можете сказать об этом герое? Какое представление сложилось у вас о нем?
Итак, Томас заколдован жрицей любви. Посмотрим теперь на Томаса в образе чудака.
— Найдите в тексте описание внешнего вида и зачитайте. Что изменилось в нем?
(ответы детей)
— Скажите, а речь героя такая же глупая как и внешний вид Видриера?
(ответы детей)
— Какую речь произносит Видриера и что они говорят о нем? Приведите примеры.
— А как сам Видриера относится к людям?
(ответы детей)
— Почему Видриера считают чудаком?
(ответы детей)
Ребята, вот мы и проследили за тем, как меняется образ героя на протяжении всего произведения. Скажите, что представляет собой образ чудака?
(ответы детей)
Итак, лиценциата «вылечивают». Осталось ли что-нибудь прежнее от Видриера?
(ответы детей)
— Почему люди не хотят слушать проповеди нового лиценциата?
(ответы детей)
— Перед нами финал новеллы. Лиценциат уже такой как и все, его проповеди никому не нужны. Скажите, что автор хотел показать, рисуя образ чудака?
(ответы детей)
А сейчас вместе заполним таблицу и сравним образы Радахи, Видриера и Руэды
Томас Радаха | Видриера (чудак) | Руэда | |
внешность |
|
|
|
речь |
|
|
|
поступки |
|
|
|
отношение героя к людям |
|
|
|
взаимоотношения с другими людьми |
|
|
|
— Самостоятельно запишите вывод в тетрадь
Домашнее задание: написать мини сочинение на тему «Мой герой…» по новелле Сервантеса «Лиценциат Видриера».