Тема урока: Винительный падеж одушевлённых имен существительных множественного числа

Класс: 4

Предмет: русский язык

Цели: создать условия для распознавания учащимися Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа; умения употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся распознавать Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа; получат возможность научиться употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.

Метапредметные:

Познавательные:

овладевать логическими действиями анализа, классификации, построения рассуждений.

Регулятивные:

определять цели и пути ее достижения; различать способ и результат действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные:

слушать собеседника и вести учебный диалог; формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Личностные:

расширять познавательные интересы, учебные мотивы; развивать навыки сотрудничества.

Перечень условий, необходимых для проведения урока:

1 ПК для учителя, мультимедийный проектор.

Этап урока

Д. учителя

Д. учащихся

Прим.

1.Организационный

Организует класс, задает положительный настрой на урок.

-Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, встаньте, пожалуйста, повернитесь к гостям лицом, поприветствуйте их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Доброму делу – доброе начало.

Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

Приветствуют друг друга, учителя.

Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

.Отгадайте грамматические загадки. Продолжите фразы.

В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это — _________ .

Этот падеж не дружит с предлогами, а подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________

У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это — _________ падеж.

Расскажите о винительном падеже. Используя наблюдения за словосочетаниями, выделите предлоги.

— Как связаны грамматические загадки с темой последних уроков русского языка?

— Что мы уже умеем делать?

-Чему мы учимся в настоящее время?

-Продолжаем работать по этой теме. Сегодня у нас новые лингвистические задачи.

— Для начала поработаем со словами, записанными на доске.

Человек, трава, цветы, медведи, земля, слоны, ромашки, деревья, чашка, снеговик, кошка, повар. Как можно классифицировать эти слова?

-Давайте возьмём категорию одушевлённости-неодушевлённости. Какие слова относятся к одушевлённым именам существительным? К неодушевлённым? Почему я выбрала этот признак для классификации?

— Запишите слова в 2 столбика: в 1-одушевлённые, во 2 – неодушевлённые имена существительные.

— Давайте проведём самопроверку выполненной работы. Сравните свои записи с образцом на доске.

— У вас были затруднения при выполнении работы?

— Давайте подумаем, в какую группу нужно отнести это слово.

Категория одушевлённости не всегда совпадает с делением всего существуюшего в природе на живое и неживое. Слова, обозначающие названия игрушек, механизмов, изображающих человека, относятся к одушевлённым именам существительным. Поэтому слово снеговик относится к одушевлённым именам существительным. Как вы думаете, почему?

-Пусть этот вопрос останется открытым. Может быть в течение урока у вас появятся какие-то мысли по этой проблеме.

— Продолжаем работать дальше с одушевлёнными именами существительными.

— На доске:

Слонов, о слонах, слонам, слонами, слоны.

— Что записано?

— Да, верните, пожалуйста, рассыпанные слова в таблицу на свои места. Спишите слова, определите и укажите падеж каждого слова.

— Есть затруднения?

— Зафиксируем свои затруднения на листе бумаги!

Винительный падеж имеет вопросы кого? что? Употребляется с предлогами через, про, в, на за, под, сквозь.

— Изучаем склонение и падеж имён существительных

-Научились определять склонение и падеж имён существительных в единственном числе, правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

— Знакомимся с особенностями склонения имён существительных во множественном числе.

— Распределить на группы по родам, по числам, по количеству слогов, одушевлённые и неодушевлённые и т.д.

— Связано с темой урока.

Одуш.: неодуш.:

человек трава

медведи цветы

слоны земля

снеговики ромашки

кошка деревья

повар дома

— Куда записать слово снеговик?

— ?????

— Это изменения слова слоны по падежам.

Записывают в тетрадях.

— Мы не смогли определить падеж у слова слонов.

Р.п.?

Слонов

В.п.?

(на доске)

Слайд №2

Слайд № 3

Слайд №4

3. Постановка учебной задачи.

— Почему не смогли определить падеж?

— Какова цель нашего урока? Чему будем учиться?

— Как вы думаете, у неодушевлённых имён существительных формы родительного и винительного падежа тоже совпадают или это характерно только для одушевлённых имён существительных?

— У нас возникли разные мнения. Как определить, кто прав?

-Давайте проведём исследование.

Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах, выделите окончания. Работу выполняем по вариантам: 1 вариант – дома,

2 вариант – белки.

-Поработайте в парах. Сравните записи и сделайте вывод.

Р.п. нет кого? слонов

В.п. вижу кого? слонов

-Будем учиться различать формы винительного и родительного падежей одушевлённых имён существительных множественного числа.

— сопвадают…

— не совпадают…

-Проверить.

1 вариант

дома

Р.п. (чего?) домов

В.п. (что?) дома

2 вариант

белки

Р.п. (кого?) белок

В.п. (кого?) белок

— Формы родительного и винительного падежа совпадают только у одушевлённых имён существительных.

Различать одушевлённые имена существительные и винительном и родительном падежах

Слайд №5

Физминутка + сюрприз

(звучит спокойная музыка)

-Закрыли глаза, легли на парту, полежим, помечтаем, подумаем!

— О чем думали? Думали, как решить учебную задачу?

— Я тоже думала, как помочь вам. У меня есть волшебная труба, которая может решить все задачи: и математические, и языковые. Давайте попробуем.

— Как решить УЗ?

Слайд №6

4.Построение проекта выхода из затруднения и его релазация.

-Может быть, нам и не нужно решать учебную задачу: как различать винительный и родительный падежи имён существительных, раз у нас есть такая волшебная труба?

— Что предлагаете делать?

— В ед. числе тоже было трудно отличить Р.п. от В.п. у имен существительных 2 склонения.

Как мы действовали?

— А ещё каким способом можно воспользоваться?

-Давайте попробуем.

Гордость за учеников В.п.

Праздник для городских жителей Р.п.

— Решили проблему?

Молодцы!

— Будем искать!!!

— Попробуем, как и в ед. числе подставлять имя существительное 1 склонения.

-Задать сразу два вопроса.

1 способ. Задаём два вопроса: гордость за кого? за что? В.п.

2 способ. Подставляем имя сущ. 1 склонения лиса

Гордость за лису-окончание у имеет в. Падеж.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— А теперь давайте потренируемся в определении родительного и винительного падежей.

Перевозка пассажиров Р.п.

Выводят птенцов В.п.

Охотится на мышей В.п.

Корм для комнатных животных Р.п.

Слайд №8

9.Рефлексия учебной деятельности.

— Наш урок подходит к концу.

— Справились ли мы с нашими учебными задачами?

— Чему научились?

Дети высказывают свое отношение к уроку.

— Теперь мы легко отличим Р.п. от В.п.

Слайд №9

10. Домашнее задание

  • Упр.266

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here