Тема урока: Винительный падеж одушевлённых имен существительных множественного числа
Класс: 4
Предмет: русский язык
Цели: создать условия для распознавания учащимися Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа; умения употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся распознавать Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа; получат возможность научиться употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.
Метапредметные:
Познавательные:
овладевать логическими действиями анализа, классификации, построения рассуждений.
Регулятивные:
определять цели и пути ее достижения; различать способ и результат действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные:
слушать собеседника и вести учебный диалог; формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Личностные:
расширять познавательные интересы, учебные мотивы; развивать навыки сотрудничества.
Перечень условий, необходимых для проведения урока:
1 ПК для учителя, мультимедийный проектор.
Д. учителя | Д. учащихся | Прим. | |
1.Организационный | Организует класс, задает положительный настрой на урок. -Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, встаньте, пожалуйста, повернитесь к гостям лицом, поприветствуйте их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Доброму делу – доброе начало. Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.
| Приветствуют друг друга, учителя. Проверяют готовность к уроку. |
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | —.Отгадайте грамматические загадки. Продолжите фразы. • В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это — _________ . • Этот падеж не дружит с предлогами, а подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________ • У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это — _________ падеж. Расскажите о винительном падеже. Используя наблюдения за словосочетаниями, выделите предлоги.
— Как связаны грамматические загадки с темой последних уроков русского языка?
— Что мы уже умеем делать?
-Чему мы учимся в настоящее время?
-Продолжаем работать по этой теме. Сегодня у нас новые лингвистические задачи. — Для начала поработаем со словами, записанными на доске. Человек, трава, цветы, медведи, земля, слоны, ромашки, деревья, чашка, снеговик, кошка, повар. Как можно классифицировать эти слова?
-Давайте возьмём категорию одушевлённости-неодушевлённости. Какие слова относятся к одушевлённым именам существительным? К неодушевлённым? Почему я выбрала этот признак для классификации?
— Запишите слова в 2 столбика: в 1-одушевлённые, во 2 – неодушевлённые имена существительные.
— Давайте проведём самопроверку выполненной работы. Сравните свои записи с образцом на доске. — У вас были затруднения при выполнении работы? — Давайте подумаем, в какую группу нужно отнести это слово. Категория одушевлённости не всегда совпадает с делением всего существуюшего в природе на живое и неживое. Слова, обозначающие названия игрушек, механизмов, изображающих человека, относятся к одушевлённым именам существительным. Поэтому слово снеговик относится к одушевлённым именам существительным. Как вы думаете, почему? -Пусть этот вопрос останется открытым. Может быть в течение урока у вас появятся какие-то мысли по этой проблеме.
— Продолжаем работать дальше с одушевлёнными именами существительными.
— На доске: Слонов, о слонах, слонам, слонами, слоны. — Что записано?
— Да, верните, пожалуйста, рассыпанные слова в таблицу на свои места. Спишите слова, определите и укажите падеж каждого слова. — Есть затруднения?
— Зафиксируем свои затруднения на листе бумаги!
|
Винительный падеж имеет вопросы кого? что? Употребляется с предлогами через, про, в, на за, под, сквозь.
— Изучаем склонение и падеж имён существительных
-Научились определять склонение и падеж имён существительных в единственном числе, правописание безударных падежных окончаний имён существительных. — Знакомимся с особенностями склонения имён существительных во множественном числе.
— Распределить на группы по родам, по числам, по количеству слогов, одушевлённые и неодушевлённые и т.д.
— Связано с темой урока.
Одуш.: неодуш.: человек трава медведи цветы слоны земля снеговики ромашки кошка деревья повар дома
— Куда записать слово снеговик?
— ?????
— Это изменения слова слоны по падежам.
Записывают в тетрадях.
— Мы не смогли определить падеж у слова слонов.
Р.п.? Слонов В.п.? (на доске)
|
Слайд №2
Слайд № 3
Слайд №4 |
3. Постановка учебной задачи. | — Почему не смогли определить падеж?
— Какова цель нашего урока? Чему будем учиться?
— Как вы думаете, у неодушевлённых имён существительных формы родительного и винительного падежа тоже совпадают или это характерно только для одушевлённых имён существительных? — У нас возникли разные мнения. Как определить, кто прав? -Давайте проведём исследование. Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах, выделите окончания. Работу выполняем по вариантам: 1 вариант – дома, 2 вариант – белки. -Поработайте в парах. Сравните записи и сделайте вывод.
| Р.п. нет кого? слонов В.п. вижу кого? слонов
-Будем учиться различать формы винительного и родительного падежей одушевлённых имён существительных множественного числа.
— сопвадают… — не совпадают…
-Проверить. 1 вариант дома Р.п. (чего?) домов В.п. (что?) дома 2 вариант белки Р.п. (кого?) белок В.п. (кого?) белок — Формы родительного и винительного падежа совпадают только у одушевлённых имён существительных. |
Различать одушевлённые имена существительные и винительном и родительном падежах
Слайд №5
|
Физминутка + сюрприз (звучит спокойная музыка) | -Закрыли глаза, легли на парту, полежим, помечтаем, подумаем! — О чем думали? Думали, как решить учебную задачу?
— Я тоже думала, как помочь вам. У меня есть волшебная труба, которая может решить все задачи: и математические, и языковые. Давайте попробуем.
|
— Как решить УЗ?
|
Слайд №6
|
4.Построение проекта выхода из затруднения и его релазация. | -Может быть, нам и не нужно решать учебную задачу: как различать винительный и родительный падежи имён существительных, раз у нас есть такая волшебная труба? — Что предлагаете делать? — В ед. числе тоже было трудно отличить Р.п. от В.п. у имен существительных 2 склонения. Как мы действовали? — А ещё каким способом можно воспользоваться? -Давайте попробуем. Гордость за учеников В.п. Праздник для городских жителей Р.п. — Решили проблему? Молодцы! | — Будем искать!!!
— Попробуем, как и в ед. числе подставлять имя существительное 1 склонения. -Задать сразу два вопроса.
1 способ. Задаём два вопроса: гордость за кого? за что? В.п. 2 способ. Подставляем имя сущ. 1 склонения лиса Гордость за лису-окончание у имеет в. Падеж.
|
|
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | — А теперь давайте потренируемся в определении родительного и винительного падежей. Перевозка пассажиров Р.п. Выводят птенцов В.п. Охотится на мышей В.п. Корм для комнатных животных Р.п. |
|
Слайд №8
|
9.Рефлексия учебной деятельности. | — Наш урок подходит к концу. — Справились ли мы с нашими учебными задачами? — Чему научились? | Дети высказывают свое отношение к уроку.
— Теперь мы легко отличим Р.п. от В.п.
|
Слайд №9 |
10. Домашнее задание |
|
|
|