Разработка урока русского языка в 4-м классе
«Время глагола»
Цели урока:
развитие умений различать временные формы глаголов и правильно их употреблять;
развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме;
воспитать самостоятельность, внимательность.
Ход урока:
1. Организационный момент. (1 минута)
Учитель: — Прочтите сегодняшнее число, объясните орфограммы.
Запись числа, классной работы.
2. Работа над созданием эмоционального настроя на уроке и восприятие предлагаемого материала. (4 минуты)
На доске иллюстрация и стихотворение.
У: Рассмотрите слайд № 2.
У: Рассмотрите иллюстрацию.
У: Прочтите каждый самостоятельно стихотворение, затем выразительно вслух
«Зима»
Е. Русаков
До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает леса
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.
У: Почему мне захотелось показать вам именно этот слайд?
Д: Погода за окном не соответствует теме иллюстрации и стихотворения, но ещё — зима.
У: Какие орфограммы правописания вы увидели?
У: Какое настроение вызвали у вас эти строки?
У: Ваше прекрасное настроение позволит нам провести урок плодотворно, поможет вспомнить пройденный материал.
3.Повторение о глаголе Работа с анаграммами. Слайд № 3(5мин)
у а м с м (сумма)
ь а о с т з р н (разность)
а о л л г г (глагол)
е ч а о т с н (частное)
У: Найдите «лишнее» слово.
У: Какую работу я вам сейчас предложу? (вспомнить всё о глаголе)
У: Рассмотрите слайд № 4, найдите верное утверждение. Докажите.
А). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? И обозначает действие предмета. В предложении глагол является сказуемым. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма имеет суффиксы ть, ти.
В). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что? кто?
У: А что мы ещё знаем о глаголе? Слайд № 5.
4.Сообщение целей и задач.
У: Сегодня мы с вами поговорим о временах глагола (Тема записана на доске)
5. Словарная работа. Слайд № 6.(3мин)
Игра
Сиять ярким, искристым, прерывистым светом.
-
с
в
е
р
к
а
т
ь
У: Посмотрите написание слова в словаре.
У: Запишите его в словарь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
У: Какой частью речи является это слово? Докажи.
У: Устно составьте словосочетание.
У: Придумайте однокоренные слова к слову сверкать.
Сверкать, сверкнуть, сверкание, засверкать, отсверкать, посверкать.
(запись слов учителем на доске)
У: Какие слова мы называем однокоренными? Какой корень в этих словах?(учитель выделяет корень)
6. Работа над новым материалом. Слайды № 7-14(7 мин)
У: Образуйте от глагола неопределённой формы сверкать глагол, действие которого происходит сейчас на данный момент.
У: На какой вопрос отвечает этот глагол? (что делает?)
У: В какое время происходит действие данного глагола?(Слайд 7)
У: Значит, какого времени будет этот глагол? А какого числа?
У: Образуйте от глагола неопределённой формы сверкать глагол настоящего времени множественного числа? На какой вопрос он отвечает? (Слайд 8)
У: Сделайте вывод о глаголах настоящего времени. (Табличка со схемами)
У: Образуйте от глагола сверкать глагол, действие которого уже прошло.
У: На какой вопрос отвечает этот глагол?
У: В какое время происходит действие данных глаголов?(Слайд 9)
У: Значит, какого времени будут эти глаголы? А какого числа?
У: Образуйте глаголы прошедшего времени множественного числа от глагола неопределённой формы сверкать? На какие вопросы они отвечают? (Слайд 10)
У: Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени. (Таблички со схемами)
У: Образуйте от глагола сверкать глагол, действие которого ещё когда-то совершится.
У: На какие вопросы отвечают эти глаголы?
У: В какое время происходит действие данного глагола?(Слайд 11)
У: Значит, какого времени будут эти глаголы? А числа?
У: Придумайте глаголы будущего времени множественного числа от глагола сверкать? На какие вопросы они отвечают? (Слайд 12)
У: Сделайте вывод о глаголах будущего времени. (Таблички со схемами)
У: Сделаем вывод о временах глагола. (Слайд 13)
У: О временах глагола есть весёлые рифмы. Давайте их прочитаем. (Слайд 14)
Найдём глаголы настоящего времени, прошедшего, будущего?
7. Закрепление нового материала(19мин)
1) Работа по учебнику
— с. 64,упр 30(устно)
Физкультминутка(3мин)
2) Выборочное письмо
У: Определите время глагола (Слайд 15)
— Запись глаголов по временам в столбик
3) Письмо под диктовку
Том взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался Бен, тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.(самопроверка по учебнику с 66,упр.34)
У: Найдите в тексте глаголы, подчеркните, укажите время.
4) Самостоятельная работа
— с.64-65, упр.31
8. Итог урока: (2 мин)
У: Чему мы учились на уроке?
У: Зачем нам нужен был этот урок? (Слайд 16)
У: Что вам показалось важным на уроке?
У: Над чем ещё надо поработать?
Домашнее задание.(1 мин) С. 66-67, упр. 35
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время | |
Боль
Рассказ
Говор
Крик
Радость
|
|
|
|
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время | |
Боль
Рассказ
Говор
Крик
Радость
|
|
|
|