Разработка урока русского языка в 4-м классе

«Время глагола»

Цели урока:

развитие умений различать временные формы глаголов и правильно их употреблять;

развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме;

воспитать самостоятельность, внимательность.

Ход урока:

1. Организационный момент. (1 минута)

Учитель: — Прочтите сегодняшнее число, объясните орфограммы.

Запись числа, классной работы.

2. Работа над созданием эмоционального настроя на уроке и восприятие предлагаемого материала. (4 минуты)

На доске иллюстрация и стихотворение.

У: Рассмотрите слайд № 2.

У: Рассмотрите иллюстрацию.

У: Прочтите каждый самостоятельно стихотворение, затем выразительно вслух

«Зима»

Е. Русаков

До марта скованы пруды,

Но как теплы дома!

В сугробы кутает леса

Заботливо зима.

Снег осыпается с берез

В дремотной тишине.

Картины летние мороз

Рисует на окне.

У: Почему мне захотелось показать вам именно этот слайд?

Д: Погода за окном не соответствует теме иллюстрации и стихотворения, но ещё — зима.

У: Какие орфограммы правописания вы увидели?

У: Какое настроение вызвали у вас эти строки?

У: Ваше прекрасное настроение позволит нам провести урок плодотворно, поможет вспомнить пройденный материал.

3.Повторение о глаголе Работа с анаграммами. Слайд № 3(5мин)

у а м с м (сумма)

ь а о с т з р н (разность)

а о л л г г (глагол)

е ч а о т с н (частное)

У: Найдите «лишнее» слово.

У: Какую работу я вам сейчас предложу? (вспомнить всё о глаголе)

У: Рассмотрите слайд № 4, найдите верное утверждение. Докажите.

А). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? И обозначает действие предмета. В предложении глагол является сказуемым. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма имеет суффиксы ть, ти.

В). Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает на вопросы что? кто?

У: А что мы ещё знаем о глаголе? Слайд № 5.

4.Сообщение целей и задач.

У: Сегодня мы с вами поговорим о временах глагола (Тема записана на доске)

5. Словарная работа. Слайд № 6.(3мин)

Игра

Сиять ярким, искристым, прерывистым светом.

с

в

е

р

к

а

т

ь

У: Посмотрите написание слова в словаре.

У: Запишите его в словарь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

У: Какой частью речи является это слово? Докажи.

У: Устно составьте словосочетание.

У: Придумайте однокоренные слова к слову сверкать.

Сверкать, сверкнуть, сверкание, засверкать, отсверкать, посверкать.

(запись слов учителем на доске)

У: Какие слова мы называем однокоренными? Какой корень в этих словах?(учитель выделяет корень)

6. Работа над новым материалом. Слайды № 7-14(7 мин)

У: Образуйте от глагола неопределённой формы сверкать глагол, действие которого происходит сейчас на данный момент.

У: На какой вопрос отвечает этот глагол? (что делает?)

У: В какое время происходит действие данного глагола?(Слайд 7)

У: Значит, какого времени будет этот глагол? А какого числа?

У: Образуйте от глагола неопределённой формы сверкать глагол настоящего времени множественного числа? На какой вопрос он отвечает? (Слайд 8)

У: Сделайте вывод о глаголах настоящего времени. (Табличка со схемами)

У: Образуйте от глагола сверкать глагол, действие которого уже прошло.

У: На какой вопрос отвечает этот глагол?

У: В какое время происходит действие данных глаголов?(Слайд 9)

У: Значит, какого времени будут эти глаголы? А какого числа?

У: Образуйте глаголы прошедшего времени множественного числа от глагола неопределённой формы сверкать? На какие вопросы они отвечают? (Слайд 10)

У: Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени. (Таблички со схемами)

У: Образуйте от глагола сверкать глагол, действие которого ещё когда-то совершится.

У: На какие вопросы отвечают эти глаголы?

У: В какое время происходит действие данного глагола?(Слайд 11)

У: Значит, какого времени будут эти глаголы? А числа?

У: Придумайте глаголы будущего времени множественного числа от глагола сверкать? На какие вопросы они отвечают? (Слайд 12)

У: Сделайте вывод о глаголах будущего времени. (Таблички со схемами)

У: Сделаем вывод о временах глагола. (Слайд 13)

У: О временах глагола есть весёлые рифмы. Давайте их прочитаем. (Слайд 14)

Найдём глаголы настоящего времени, прошедшего, будущего?

7. Закрепление нового материала(19мин)

1) Работа по учебнику

— с. 64,упр 30(устно)

Физкультминутка(3мин)

2) Выборочное письмо

У: Определите время глагола (Слайд 15)

Запись глаголов по временам в столбик

3) Письмо под диктовку

Том взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался Бен, тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.(самопроверка по учебнику с 66,упр.34)

У: Найдите в тексте глаголы, подчеркните, укажите время.

4) Самостоятельная работа

— с.64-65, упр.31

8. Итог урока: (2 мин)

У: Чему мы учились на уроке?

У: Зачем нам нужен был этот урок? (Слайд 16)

У: Что вам показалось важным на уроке?

У: Над чем ещё надо поработать?

Домашнее задание.(1 мин) С. 66-67, упр. 35

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Боль

Рассказ

Говор

Крик

Радость

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Боль

Рассказ

Говор

Крик

Радость

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here