Урок русского языка 4класс.
Учитель: Сграбилова Ирина Петровна
МБОУлицей № 4
Г. Данков
Тема урока: « Закрепление знаний об имени существительном»
Цели: а) закрепить знания об имени существительном как части речи, о его грамматических признаках
б) отрабатывать умение определять падеж и тип склонения, правильно писать безударные окончания имён существительных
в) развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, связную речь
г) обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение, фантазию
Оборудование: слайды на экране, тема урока, карточки для самостоятельной работы.
У учащихся: светофоры, карточки – и- е-
Ход урока.
-
Орг. момент.
.
— Ребята, сегодня у вас необычный урок русского языка. На нём присутствует много гостей. Да и я для вас новый учитель. Зовут меня Ирина Петровна.
-Каким будет наш урок, зависит от вас и от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Вместе мы сможем преодолеть все трудности.
— Конечно, мы немного волнуемся. Давайте постараемся успокоиться.
— В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Попробуем сотворить солнце в себе.
— Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к этой звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как Солнце. Оно несёт тепло всем-всем.
— Откройте глаза. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Итак, за работу!
2. Словарная работа.
-Посмотрите на экран. Прочитайте слова.
Не изба углами , а пирогами красна красна
-Какое из них употребляется реже, чем другие? (изба)
— Что означает это слово? Подберите к нему синоним. (Дом)
— Верно, изба — это дом, жилище.
-Подберите к слову изба однокоренные слова.
-Запишем эти слова на доске и в тетрадях. Вспомните правила посадки при письме. Сядьте правильно.
-Кто желает пойти к доске?
Запись: изба, избушка, избёнка.
— Докажите, что эти слова однокоренные. (Выделить корень)
-Укажите, с помощью, какой части слова они образовались.
-Какой частью речи являются слова? Докажите.
—Перед вами макеты разных жилищ человека.
-Подберите к записанным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. (Устно)
3. Работа пословицей (в парах)
— У вас на столах лежат карточки со словами, которые вы видите на экране. Помогите своему соседу по парте составить из этих слов предложение.
(Не красна изба углами, а красна пирогами)
— Посмотрите на экран. Проверьте свою работу.
-Посигнальте светофорчиками, такое у вас получилось предложение или нет.
—Для чего в этом предложении нужна запятая?
— К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Пословица)
— Как понимаете смысл пословицы?
Вывод: неважно, где живёт человек, в старой избе или добротном современном доме. Главное, чтобы в этом доме царили ласка, добро. Чтобы гостей встречали румяными пирогами.
— Соберите карточки, положите их на край стола.
—Подготовимся к записи этой пословицы по памяти.
—Прочитаем пословицу орфографически хором.
Письмо по памяти.
— Запишите красиво пословицу в тетрадь. Не забывайте о правилах посадки.
-Посмотрите на экран. Проверьте свою работу.
4. Подготовительная работа к введению темы урока.
—Итак, мы выяснили, что слово изба имеет значение «дом, жилище».
— А что для нас с вами означает слово дом?
— Прочитайте слова на экране и подумайте, о каком доме я говорю: доброта, доверие, забота, ласка, любовь, уважение, традиции, счастье, крепость.
— Что это за дом? (Семья)
-Да, это семья.
-Что же такое семья?
Читает ученик:
Семья – людей святой оплот,
Надежду жить она даёт,
Даёт простор, даёт тепло
Проблемам и беде назло.
Семья даёт поддержку нам,
С ней всё по силам, по зубам,
Всё по плечу и по судьбе –
Семья, святой поклон тебе!
— Семья – самое главное, самое нужное в жизни. И если в ней царят уважение и доверие, тепло и уют, это настоящее счастье.
-Как вы думаете, почему именно о семье мы говорим в уходящем году?
5. Сообщение темы урока.
— Прочитайте ещё раз эти слова. Подумайте, какой частью речи они являются, и определите тему нашего урока.
Закрепление об имени существительном.
6.Актуализация знаний об имени существительном. Сообщение цели урока.
— Имя существительное вам знакомо с 1 класса. Конечно, вы много знаете об этой части речи.
— Как вы думаете, какие знания об имени существительном мы должны сегодня повторить?
— Задайте вопросы соседу по парте.
— Что такое имя существительное?
— Какие грамматические признаки имеет имя существительное? (род, число, падеж, склонение)
— Как определить падеж?
— По каким признакам определить склонение?
— Для чего нужно уметь определять склонение и падеж имён существительных? (Чтобы правильно писать безударные окончания)
— Итак, сегодня на уроке мы должны закрепить знания о грамматических признаках имени существительного, чтобы правильно писать безударные окончания.
— Правила вы знаете хорошо. Теперь я хочу посмотреть, как вы умеете ими пользоваться.
7. Работа по теме урока. Определение типов склонения имён существительных.
— Продолжим работу с именами существительными, данными на экране.
— Какое слово лишнее? (традиции)
— Почему? (мн.ч.)
-Оставим на время это существительное, к нему мы вернёмся немного позже.
— По какому грамматическому признаку можно разделить эти имена существительные на 3 группы? (по типу склонения)
— Запишите существительные в тетрадь в 3 столбика.
Проверка: Слайд
1 склонение 2 склонение 3 склонение
доброта доверие любовь
забота уважение крепость
ласка счастье
— Проверка. Посмотрите на экран. Просигнализируйте светофорами — согласны вы со мной?
—Докажите, что эти существительные 1 склонения (2,3)
8.Работа со словарём.
— Почему существительное традиции мы не выписали? (Это мн.ч., тип склонения определить не можем)
—Измените число существительного традиции.
— Какое значение имеет слово традиция?
Ответы детей.
-Обратимся к словарю Ожегова. (Показываю)
—Посмотрите на экран. Сколько значений имеет слово традиция?
— Прочитайте 1 значение.
(Слайд) Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
— До начала 20 века в семье жили вместе несколько поколений. Жили дружно, уважали старость, молодых оберегали. Семьи были большими и крепкими.
-Прочитайте 2 значение этого слова.
(Слайд) Традиция – обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. (Например, встреча Нового года)
— В нашей стране Новый год стали отмечать по указу российского императора Петра 1 с января 1700 года. До этого момента начало Нового года отмечали 1 сентября, так как к этому времени заканчивалась уборка урожая с полей. Новый год встречали весело, с песнями и танцами.
В счастливой семье эти традиции существуют и поныне.
9. Физкультминутка.
— Нам тоже не стоит пренебрегать традициями. Пора немного отдохнуть.
Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: «Нет»!
Энергично, как всегда,
Головой покажем: «Да»!
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко.
Поднимаемся легко.
Раз, 2,3, чеканим шаг.
Подаёт учитель знак.
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдём,
Вправо, влево повернём,
А теперь вернёмся в класс
И продолжим наш рассказ.
10. Продолжение работы по теме урока. Работа с текстом.
— Новый год – любимый праздник детворы и взрослых.
— Каков символ этого праздника? (ёлка)
— И нам сегодня не обойтись без этой лесной красавицы. Слайд-ёлка без игрушек) Но ёлочка – то не наряжена!
— Давайте её нарядим. Для этого нужно правильно выполнить задания, которые находятся у вас в конвертах.
-Поработаем с текстом.
— Как он называется?
На праздник… ёлк…
Наступает любимый праздник д…тей. В школ… будет утренник. В зал… гремит музыка. Трудно узнать ребят на м…скарад…
Принц поб…жал по лестниц… за неизвестной кр…савицей. Бал в разгар… Радост… д…тей нет к…нца.
— Прочитайте его (сами и вслух) О чём текст? (о праздновании Нового года в школе)
— Какое задание нужно выполнить? (вставить пропущенные буквы)
-Какие орфограммы должны повторить перед выполнением этого задания?
— Как проверить безударный гласный в корне? В окончании?
— Выполните задание самостоятельно, обозначьте падеж и склонение имён существительных, в которых пропущены окончания.
-Кто затруднится, может воспользоваться карточкой – помощницей, которая находится в том же конверте.
— Кто желает это задание выполнить на доске? (1 ученик на индивидуальной доске)
Карточка – помощница.
( Где? В чём?) в школ…, зал…, разгар…
(На чём?) на маскарад…
побежал по (чему?) лестниц…
нет конца (чему?) радост…
— Пришло время наряжать нашу ёлочку.
Проверка : … будет объяснять, а вы будете помогать мне проверять его (её) работу при помощи светофоров. При каждом правильном ответе на ёлочке будут появляться шарики. Приготовились.
— Кто сумел выполнить работу без карточки – помощницы?
-Молодцы!
Итог: — Вы просто молодцы! Какую красивую ёлку нарядили!
— Посмотрите внимательно, какое ещё нужно выполнить задание?
Разобрать предложение по членам)- Все в тетрадях, 1 ученик на доске. (Светофоры)
11. Творческая работа.
— Новый год – семейный праздник. Его принято встречать дома, в кругу семьи. Как встречают Новый год в ваших семьях? Попробуйте составить рассказ на тему: Новый год – семейный праздник.
-Запишем под диктовку несколько словосочетаний, которые можно будет использовать для составления рассказа.
Запись под диктовку: украшения для ёлки, на пушистой ёлке, сверкали на ветке, подарки от Снегурочки, весело на улице, повесили игрушки, конфеты; читали стихи, пели песни.
—Проверим, как вы написал безударные окончания имён существительных с помощью карточек.
Проверка – карточки и, е.
— Может быть, у кого-то уже сложился рассказ? Запишите его название. Можете воспользоваться тем заголовком, который предложила я – Новый год – семейный праздник. Можете озаглавить по-своему.
-Какие предложения могут войти в ваш рассказ?
-Это и будет вашим домашним заданием.
12. Итог урока.
— Наш урок подходит к концу.
-Какая была тема урока?
-Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные окончания имён существительных?
— Что интересного, нового узнали на уроке?
-Я благодарю вас за работу. Мне очень приятно было общаться с вами.
-Сегодня мы с вами говорили о доме. В память о нашей встрече я хочу подарить вам разноцветные домики, которые лежат у вас на столах.
С помощью этих домиков оцените наш урок. Кому он показался интересным — поднимите зелёный домик, кому на уроке было не интересно – красный.