Технологическая карта урока «Буквы О-А в корне лаг-лож»
Родионова Татьяна Анатольевна | |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) |
Учитель русского языка и литературы |
Образовательное учреждение |
МБОУ СОШ № 42 с углубленным изучением отдельных предметов г. о. Самара |
Класс (возраст) | 5 класс |
Название материала | Урок русского языка «Буквы О-А в корне лаг-лож» |
Учебный предмет | Русский язык |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Учебник. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс.
|
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) | Текстовый документ, презентация
|
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие) |
Ноутбук, проектор |
Задачи материала | Задачи: 1.Повторить виды орфограмм в корне, правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-. 2.Дать устный ответ на вопрос «От чего зависит правописание букв О-А в корнях –лаг- -лож-?» . 3. Развивать умение логического мышления, устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса. 4. Развивать умение употреблять в письменной и устной речи слова с корнем –лаг — -лож-. 5. Развивать наблюдательность, внимание, воображение, связную речь.
|
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое, на усмотрение автора). | Данная работа предполагается на этапе изучения и первичного закрепления знаний. На уроке используется фронтальная работа, групповая, работа в парах. На уроке используется современная образовательная технология — деятельностный метод обучения. |
Список использованной литературы |
Богданова, методическое пособие «Русский язык. 5 класс» |
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Буквы О — А в корне ЛАГ-ЛОЖ».
Учитель: Родионова Татьяна Анатольевна
Тема: «Буквы О-А в корне лаг-лож»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-
научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
-
закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;
-
тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
-
сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,
Метапредметные:
-
Смысловое чтение.
-
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
-
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме. Умение работать индивидуально и в группе.
-
Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
-
Строить логическую цепочку рассуждения.
Личностные:
-
Стремление к речевому совершенствованию.
-
Воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы.
-
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.
Тип урока: введение нового знания
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
СОТ: деятельностный метод обучения
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
Этап 1. Организационный момент. | — Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите друг другу улыбки. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое зеркало.
| Дети улыбаются учителю, друг другу. | личностные, коммуникативные |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография». («Тонкие вопросы») -С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? -Что такое орфограмма? -А для чего мы должны изучать орфограммы? -Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? -Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне?
(слайд2) -С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке?
(«Верю – не верю») Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на 3 группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы: С…довник, р…стение, р…сточек, прил…жить, изл…гать, выр…щенный, в…дяной, выр…с.
| Орфограмма
ошибкоопасное место
чтобы быть грамотными людьми да, конечно
перечисляют
раст-ращ-рос
1) садовник, водяной; 2) растение, росточек, выращенный, вырос; 3) приложить, излагать. (слайд 3)
| Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений.
|
Этап 3. Постановка учебной задачи. | Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (слайд 4) Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?
-Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? | не совсем, возникли затруднения.
Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ.
Дети высказываются, формулируют тему урока. (слайд 5)
| Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения. |
Этап 4. Проблемное объяснение нового знания. | (Совместный поиск) -Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? -Предлагаю следующее задание выполнить в парах. (Микроисследование) -Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании. Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
-Все ли справились с заданием? («Толстые вопросы») -Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных. |
можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности. Работа в парах.
Да
Формулируют правило | Коммуникативные познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
Этап 5. Первичное закрепление. | (Кластер) -Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило.
(денатантный граф) -Чтобы наглядно представить алгоритм действий, я прочитаю зарифмованное правило, а вы повторите его потом хором. (слайд 6)
(использование ИКТ) -Посмотрите на экран и выполните предлагаемые задания. Буквы о-а в корнях –лаг- — -лож-.
(Аналитическое чтение) -А теперь откроем учебник, параграф 84, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом.
(взаимное обучение) -Выполним упражнение, применяя новое правило, из учебника (№ 346).
-Как проверить, усвоили вы новую тему?
| Дети проговаривают шаги алгоритма ( выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» — «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).
Чтение стихотворения
Выполняют интерактивное задание.
Аналитическое чтение дети высказываются
Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.
(нужно поработать самостоятельно).
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений. |
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | (дифференцированное задание) (для класса) Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ. (слайд 7) 1.изложить, положить, изложение 2.выложить, излагать, заложить 3.приложить, прилагательное, наложить.
(индивидуальное)
|
проговаривает алгоритм действия «про себя», каждый для себя делает вывод, что он уже умеет.
На интерактивной доске индивидуально выполняют задание 4 учащихся. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя. Личностные: самоопределение.
|
Этап 7. Формирование культуроведческой компетенции. | Сообщение дополнительного материала по культуре речи. -Ребята, (слайд 8) мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться спать». Задание по рядам: кто быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Время пошло. Проверяем. Какой корень в написанных глаголах и почему?
|
Записывают в раздел словаря «Говори правильно».
Записывают примеры | Познавательные: стремление к речевому совершенствованию |
Этап 8. Рефлексия. | Урок заканчивается, значит, надо подвести итог. -Какую цель мы ставили на уроке? -Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ (излагали, предполагали, проложили и т.д.). Вот и подошел наш урок к концу. Какой момент урока вам больше всего запомнился? Выскажите свое впечатление об уроке в нескольких словах. Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Домашнее задание: 1. Выполнить упражнение из учебника. 2. Составить карточку для соседа на изученное правило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях). 3.Написать небольшой рассказ «На экскурсии», употребляя слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ. |
Высказываются, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ (излагали, предполагали, проложили и т.д.).
Высказываются | Коммуникативные выражение своих мыслей полно и точно; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений. Познавательные: рефлексия; умение употреблять в письменной и устной речи слова с корнем –лаг — -лож. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |