ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Словосочетание
Тема и № урока в теме | «Словосочетание» (2 урок) | |
| Базовый учебник | «Русский язык» 5 класс под ред. М.М.Разумовской – М., Дрофа, 2013 |
-
Цель урока: совершенствование умения отличать словосочетание от предложения
4. Задачи:
— образовательная: учить составлять словосочетания и находить словосочетания в предложении, в тексте
— развивающая: развивать умение отличать словосочетания от небольших по объему предложений и форм слова, развивать логическое мышление
— воспитательная: учить чутко воспринимать художественное слово
5. Тип урока: комбинированный
-
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах
-
Необходимое техническое оборудование: ПК (класс), Интернет, мультимедиа, экран
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | Организационный момент |
| Настрой на работу, объявление цели урока | Запись темы урока | 1 мин |
2 | Актуализация знаний (повторение изученного о словосочетании и применение знаний в новой учебной ситуации) | Ресурс 1 (помогает обучающимся вспомнить изученный на 1-м уроке материал) Ресурс 2 (демонстрация сути подчинительной связи конкретизирует знания обучающихся о словосочетании) | 1) Фронтальный опрос (демонстрация Ресурсов): -Что такое словосочетание? -Как зависимое слово связывается с главным? -Как установить смысловую связь слов в словосочетании? -Как грамматически выражается связь слов в словосочетании? 2) Контроль за выполнением задания, консультирование, подведение итогов работы (-Что нужно было сделать, чтобы составить из данных пар словосочетания?) | 1) Работа с информативными таблицами, устные ответы на вопросы 2) Грамматико-орфографический тренинг (составление словосочетаний из записанных на доске пар слов, устное объяснение орфограмм): орф..графический, прав..ло; хр..з..нтема, белый; фу..больный, к..манда; ус..ный, реч..; под..ём, гора; стр..лять, руж..ё; (в)скоре, почу..ствовать; (на)прав.., повернуть; прыгать, параш..т. |
1) 3 мин
2) 4 мин |
3 | Углубление знаний о словосочетании | Ресурс 3 (совершенствует умение обучающихся отличать словосочетание от слова и предложения) | Объяснение представленного материала | Анализ информационной таблицы | 2 мин |
4 | Систематизация изученного материала | Ресурс 4 (работая с художественным текстом, ученик находит словосочетания «прил. + сущ.», выделяет цветом главное и зависимое слово в словосо-четании)
| 1)Организация работы, консультация, проверка результатов работы
2)Выразительное чтение текста «Морозный день в лесу» (распечатан) (Мороз висит над лесом. Он сковал всё вокруг ледяным воздухом. Таким воздухом трудно дышится всем: и человеку, и зверям, и птицам. Обычно шумные вороны сегодня сидят взъерошенными серыми комками. В этой неживой тишине лениво брезжит низкий расплывчатый кружочек солнца.) |
1)Индивидуальная работа с текстом
2) Коллективная работа с текстом (развивает внимание обучающихся к языку художественного произведения): а)подчеркнуть словосочетания, рисующие картину необычно морозного утра, указать главное слово, устно поставить вопрос к зависимому; б)сделать синтаксический разбор последнего предложения в тексте | 7 мин
8 мин |
5 | Решение проблемной задачи |
| Постановка проблемы: — Составьте словосочетания со словами ПАС, ГОЛ, ЗНАТЬ. (Из «Занимательной грамматики») Проверка выполнения, комментарий (возможно двоякое понимание данных слов). Вопрос: -Какова же роль словосочетаний? |
Работа в парах
Ответ на вопрос (в словосоче-таниях проясняется смысл слов) | 3 мин |
6 | Диагностика уровня знаний, умений, навыков обучающихся | Ресурс 5 (модуль) (проверяет усвоение новых знаний, предметные и УУД школьников) |
Контроль за выполнением теста |
Решение контрольного теста по теме «Словосочетание» | 5 мин |
7 | Домашнее задание |
| §50, 1)упр.394; 2)упр.397; 3)упр.395 (разноуровневые: А, В, С соответственно). Пояснение к домашней работе | Запись д/з (самостоятельная индивидуальная работа дома – самоконтроль) | 3 мин |
8 | Рефлексия |
| Вопросы: Какова же роль словосочетаний в языке? Какие трудности возникли у вас в ходе работы на уроке? | Ответы на вопросы | 2 мин |
В течение урока провести 2 физминутки (для глаз и двигательную) | 2 мин |
Урок=40 мин
Приложение к плану-конспекту урока
Словосочетание
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Что такое словосочетание? | Информационный; текст/текст с иллюстрациями | Текст/иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a07d3c0-7855-4f25-bb15-344ea16fac0a/%5BNS-RUS_4-11%5D_%5BTQ_011%5D.swf |
2 | Модель словосочетания-855 | Информационный; анимация | Модель | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b57702-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl4_92.swf |
3 | Слово, словосочетание, предложение | Информационный; текст/текст с иллюстрациями | Таблица | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cecd686e-a3e5-4ee6-b3ee-4a32d4e3bee5/%5BNS-RUS_4-11%5D_%5BTQ_014%5D.swf |
4 | Выдели словосочетание | Практический; интерактивное задание | Текст | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8bd202f1-a65a-4823-9434-72203368b733/?interface=teacher |
5 | Словосочетание | Контрольный; упражнение | Тест (1,2,4 сцены) | http://fcior.edu.ru/card/2140/slovosochetanie-k.html |