Класс | 5 | |||
Тема урока | Число имен существительных | |||
Цель урока | Познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа, окончаниями существительных в именительном падеже множественного числа | |||
Ожид.рез-ты | Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам | |||
Время | Действия учителя | Действия учеников | Оцен-ие | Ресур. |
| Ход урока: І. Организационный момент: приветствие, деление учащихся на мини-группы |
| Рефлек сия поощре ние
| Слай ды
Открытые и закрытые вопросы |
| II. Актуализация знаний(Слайд №2) Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Существительному. Наша школа находится на проезжей части. И поэтому мы должны помнить правила дорожного движения. И первый помощник это светофор. Скажите, на какой свет нужно переходить дорогу? (зелёный) Сейчас мы и поиграем в игру СВЕТОФОР. (Слайд №3) Игра светофор: да – зеленый; нет – красный. У вас на столах лежат карточки с вопросами. Ваша задача ответить на вопрос закрасив кружок определённым цветом. Если ваш ответ – ДА- зелёным , НЕТ- красным.
— Выполним синтаксический разбор этого предложения.( Один ученик у доски). -Кто уже догадался на чем мы с вами продолжим путешествие? (На троллейбусе.)(Слайд 5) — «Троллейбус» — это безрельсовый наземный вид транспорта с питанием от электроэнергии. Используется преимущественно в городах. Первый троллейбус был создан в Германии 130 лет назад. А вот в России они появились 79 лет назад. | 1.Отвечают на вопросы. Перед осенью идёт зима. Осенью на деревьях распустятся листья. В больших городах люди добираются до работы на троллейбусе.
| ||
| ІІІ Новая тема — В форме какого числа существительное троллейбус употреблено в нашем предложении? ( в ед. числе) — Поставьте его во множественное число. (Троллейбусы). — О чем мы с вами сегодня будем говорить? ( О форме числа имени существительного.) — И так, в форме какого числа употребляются имена существительные? ( В форме единственного и множественного числа.) 5. Объяснение нового материала 1)Остановка «Орфографическая». (Слайд №6) ( работа у доски и по карточкам) — Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.( Заранее на доске. Поменяйтесь тетрадями и проверим по компьютеру (Слайд№7) Взаимопроверка Самопроверка ОЦЕНКИ Посмотрите внимательно, в 1 столбике существительные, в форме какого числа? А во 2 ? А как вы подбирали проверочные слова? Сделайте вывод: (Имена существительные изменяются по числам._) (Слайд№ 8) 2. Работа с учебником. — Давайте сделаем остановку и зайдем в кафе под названием “Учебник” (Слайд №9).Но внимание, чтобы в него войти вам необходимо решить задачку. — Перед вами слова (Слайд № 10), прочитайте их: Ландыш Край Инженер Директор — Что у них общего? (Существительные, единственное число, именительный падеж). — Запишите их в тетрадь, изменив форму числа этих существительных, выделите окончания. — Что вы заметили?(Изменяются окончания.) — А какое окончание во множественном числе вы написали у существительного «Директор»? У кого другой вариант? — С какой проблемой мы столкнулись? — Откройте учебники на странице 123 и прочитайте правило. -Какие же окончания имеют существительные в именительном падеже во множественном числе? — А вот что касается существительного «Директор», то правильным окончанием будет окончание ( а). Таких слов много и их произношение и написание нужно запомнить. С ними нам ещё предстоит встретиться на других уроках. — Ребята, надо отдохнуть в кафе, сейчас зазвучит музыка, давайте подвигаемся, встаньте все ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Отдохнули в кафе? 3.Поехали дальше на пути стройка. Придётся остановиться (Учитель читает стихотворение, на экране это стихотворение появляется.) (Слайд№14) Мне нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка. Сноровка это Навык, умение в каком – нибудь деле. Определите, в каком числе употреблены выделенные существительные. Подумайте можно ли изменить форму их числа. (Нет.) — Почему? -Все ли существительные в русском языке могут быть в форме и множественного и в форме единственного числа? Какой сделаете вывод? (Есть существительные только в единственного и только множественного числа.) -Сравним наш вывод с компьютером. (Слайд № 15). ВЫВОД в русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа или | (К 1 столбику – существительные в форме множественного числа, а к существительным 2 столбика – слова в форме единственного числа).
| ||
| ІV.Закрепление изученного на уроке материала. Остановка « Площадь закрепления»(Слайд№16) 1) На карточка напечатаны слова, поместите их в 2 столбика . в 1 столбик слова, которые употребляются только в форме единственного числа, во 2 столбик слова, которые употребляются в форме множественного числа А сейчас возьмите разноцветные карточки 2) Работа с карточками разного уровня. а) сильный уровень — составить предложения употребив данные в скобках слова, запиши в тетрадь ( доброта, смелость, ловкость.) б) слабый уровень — вставь в данные предложения подходящие по смыслу слова, запиши в тетрадь Лиса прыгнула в … к мужику и полёживает. Дети на уроках технологии используют для работы … . Папа потерял … . (Сани, ножницы, щипцы) — Всегда ли имена существительные изменяются по числам? — Какие окончания пишутся у существительных в именительном падеже множественном числе?- А сейчас ребята в блоке предписания оцените свою работу на уроке | Составление постера Представитель от каждой группы комментирует задание и алгоритм решения. ДОБРОТА, СМЕЛОСТЬ, ЛОВКОСТЬ, НОЖНИЦЫ, ОТВАГА, ТЕМНОТА, САНИ, ЩИПЦЫ, КАНИКУЛЫ Дети выполняют, проверим по компьютеру(Слайд№17) | ||
Дом. зад-ие | с. 122, упражнение 242. (Слайд № 18) | |||
Самооценка: |
|