Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 8 классе
Статус документа.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе нормативных документов:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый МО РФ от 05.03.2004 №1089.
-
Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 23. 03. 2011г №ММ-16-03 (226-ТУ) «О применении в период введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования приказа министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005г. №55-ОД «Об утверждении базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования».
-
Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. — М.: Просвещение, 2011).
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5 2011г.).
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа реализована в учебнике: Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, — М.: Просвещение, 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа составлена с учетом направлений и требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17. 12. 2010г.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; учебно-тематический план, в котором дается примерное распределение учебных часов по разделам курса; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Раздел I. Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение
следующих целей:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данные цели обеспечивают решение следующих задач:
-
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
-
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
-
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система ( урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинирован-ный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок — лекция, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи).
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотруд-ничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста
В данном классе ведущими методами и приёмами обучения предмету являются:
-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;
-личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ;
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; — опрос с помощью перфокарт;
-выборочная проверка упражнения; — взаимопроверка; — самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
-составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
-наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; — написание сочинений; — письмо под диктовку; -комментирование орфограмм и пунктограмм.
Ведущими видами деятельности являются:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
-лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
— смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
— аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
— составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
— составление опорных схем и таблиц;
— работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
Место предмета «Русский язык» в учебном плане ГБОУ СОШ с. Исаклы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 8 классе 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю). Распределение часов по темам отражено в следующей таблице.
Раздел II. Учебно-тематический план
Всего часов | К/Р | Р/Р | |
Русский язык в современном мире | 1 |
|
|
Повторение изученного в 5-7-ых классах | 8 | 1 | 2 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 2 |
|
|
Словосочетание. | 4 | 1 |
|
Простое предложение | 4 |
| 2 |
Двусоставные предложения. |
|
|
|
Главные члены предложения. | 8 | 1 | 2 |
Второстепенные члены предложения. | 8 | 1 | 2 |
Односоставные предложения. | 11 | 1 | 2 |
Простое осложненное предложение. | 1 |
|
|
Однородные члены предложения. | 13 | 1 | 2 |
Обособленные члены предложения | 20 | 2 | 2 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. |
|
|
|
Обращение. | 2 |
|
|
Вводные и вставные конструкции. | 7 | 1 | 2 |
Чужая речь. | 6 |
| 1 |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 6 | 1 |
|
ИТОГО | 102 | 10 | 17 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Повторение изученного в 5–7 классах
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Развитие речи (далее Р.Р.) Изложение с грамматическим заданием.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием.
Простое предложение
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Р.Р. Сопоставление публицистического описания двух картин с изображением памятника. Сочинение – описание двух картин с изображением одного и того же памятника.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему.
К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.
Второстепенные члены предложения
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.
Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по групповому портрету.
К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.
Односоставные предложения
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции. Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности.
К.Р. Контрольное тестирование № 1 по теме «Односоставные предложения».
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания
при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение.
Р.Р. Составление текста с однородными членами. Основная мысль текста. Сжатое изложение.
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием.
Обособленные члены предложения. Понятие об обособленности. Обособленные опре-
деления. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.
Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение, повествование, описание на лингвистическую тему.
К.Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные и вставные конструкции
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия
в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.
Р.Р. Составление делового письма. Публичное выступление на общественно значимую тему.
К.Р. Контрольная работа по теме «Вводные и вставные конструкции».
Чужая речь
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.
Р.Р. Анализ смысловых параметров комментирующей части. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Сжатое изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
К.Р. Итоговое тестирование.
Раздел IV. Требования к знаниям, умениям и навыкам.
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К. концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
— составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами {и предложениями), обращениями;
— пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По п у н к т у а ц и и. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с одно родными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человечества и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
-
получения знаний по другим учебным предметам.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
1 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский. — М.: Просвещение, 2010 г. 2. Русский язык. класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.А.Тростенцова Т.А.Ладыженская, и др.; науч.ред.Н.М.Шанский]. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г. 3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г.А.Богданова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 4. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1999. 5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.:ВАКО, 2009. 6. Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др. / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. 7. Словари (по всем разделам русского языка), справочники.
Интернет-ресурсы
-
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
-
Крылатые слова и выражения http ://slova .ndo .ru
-
Культура письменной речи http ://www .gramma .ru
-
Мир слова русского http ://www .rusword .org
-
Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
-
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
-
fcior.edu.ru
-
school-collection.ru