Исмаилова Наталья Усеиновна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Имя Существительное. Повторение.
Тип урока: повторение пройденного.
Форма проведения: космическое путешествие.
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран, два плаката, маркеры, звезды.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока.
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам изученного материала, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Цели и задачи:
1) познавательные:
— обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:
— ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;
— знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;
— знать падежи и падежные вопросы;
— знать 3 склонения имён существительных, уметь определять склонение;
— знать категорию числа, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;
— знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.
2) развивающие:
— создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
— развитие воображения;
— способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);
— создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;
— создавать условия для развития внимания;
3) воспитывающие:
— прививать интерес к изучению русского языка.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Слайд № 1-2)
Цель: подготовить класс к восприятию темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.
Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок — космическое путешествие. Космический корабль уже готов к полету. Обратите внимание на слайд перед вами маршрут нашего путешествия по планетам. Класс делится на две команды (первый ряд — команда №1, второй ряд – команда №2 можно дать названия командам)
Девиз урока: «В космос за звездами».
2. Повторение.
1) « Планета Земля» Теоретическое повторение имени существительного.
Цель: проверить теоретические знания по теме « Имя существительное».
1) Чтобы стартовать с планеты Земля, нам нужно ответить на вопросы. (Слайд № 3) Учащиеся отвечают на вопросы: 1,3,5 вопрос для первой команды; 2,4,6 для второй команды. Ученики, ответившие правильно, получают звездочку. Полученная звездочка подписывается учеником, той планетой, где он ее получил.
1) На какие вопросы отвечает имя существительное? ( Кто? Что? )
2) Что обозначает имя существительное? (Предмет)
3) Перечислить постоянные морфологические признаки существительного.
( Одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные, род, склонение.)
4) Перечислить непостоянные морфологические признаки существительного. ( Падеж, число.)
5) Каким членом предложения является имя существительное в предложении. ( Может быть любым членом предложения, но чаще всего является подлежащим и дополнением.)
6) Просклонять слово космос.
( И.п. космос
Р.п. космоса
Д.п. космосу
В.п. космос
Т.п. космосом
П.п. о космосе)
Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Земля».
Задание выполнено, отправляемся на планету «Меркурий»
2) « Планета Меркурий» Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. (Слайд № 4)
На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.
Команда № 1 выбирает одушевлённые существительные.
Команда № 2 выбирает неодушевлённые существительные.
1) Кошка
2) Улица
3) Мишка
4) Воздух
5) Воробьи
6) Лужа
7) Приятель
8) Солнце
9) Колька
10) Берёза
Ответы: Команда № 1 – 1, 3, 5, 7, 9.
Команда № 2 – 2, 4, 6, 8, 10.
Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Меркурий»
Задание выполнено, отправляемся на планету «Венера»
3) « Планета Венера» Собственные и нарицательные имена существительные. (Слайд № 5) На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.
Команда № 1 выбирает собственные имена существительные.
Команда № 2 выбирает нарицательные имена существительные.
1) Алатау
2) Река
3) Астана
4) Машина
5) Воробей
6) Дерево
7) Александр
8) Человек
9) Крылов
10) Казахстан
Ответы: Команда № 1 – 1, 3, 7, 9,10.
Команда № 2 – 2, 4, 5, 6, 8.
Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Венера»
Задание выполнено, отправляемся на планету «Марс»
4) « Планета Марс» Род имен существительных. (Слайд № 6)
На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.
Команда № 1 выбирает имена существительные мужского рода.
Команда № 2 выбирает имена существительные женского и среднего рода.
1) магазин
2) очарование
3) шепот
4) солдат
5) яблоко
6) дочь
7) комната
8) терпение
9) дядя
10) компот
Ответы: Команда № 1 – 1, 3, 4, 9,10.
Команда № 2 – 2, 5, 6, 7, 8.
Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Марс»
Задание выполнено, немного отдохнем и отправимся на планету «Юпитер»
3. Физминутка в космосе. (Слайд № 7)
Ребята повторяют по два движения инопланетян.
6) « Планета Юпитер» Число имён существительных. (Слайд № 8)
На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.
Команда № 1
Указать имена существительные, у которых отсутствует вариант множественного числа.
Команда № 2
Указать имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
1)дрожжи
2) керосин
3) жмурки
4) очистки
5) синева
6) сахар
7) плоскогубцы
8) прятки
9) цемент
10) мудрость
Ответы: Команда № 1 – 2, 5, 6, 9,10.
Команда № 2 – 1, 3, 4, 7, 8.
Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Юпитер»
Задание выполнено, отправляемся на планету «Сатурн»
7) « Планета Сатурн» Склонение имен существительных. (Слайд № 9)
На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.
Команда №1
Указать имена существительные второго и третьего склонения.
Команда №2
Указать имена существительные первого склонения.
-
снегирь
-
площадь
-
новость
-
площадка
-
яблоня
-
тетрадка
-
яблоко
-
тетрадь
-
парта
-
стол
Ответы: Команда № 1 – 1, 3, 7, 9,10.
Команда № 2 – 2, 4, 5, 6, 8.
Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Сатурн»
Задание выполнено, отправляемся на планету «Уран»
8) « Планета Уран» Развитие речи. Рассказ о космосе. (Слайд № 10)
Участники команд поочередно составляют одно предложение с ключевым словом, в итоге должен получиться единый рассказ. Каждый участник получает по одной звездочке.
-
Космос
-
Планета
-
Комета
-
Звезды
-
Космический корабль
-
Спутник
-
Белка и Стрелка
-
Гагарин
-
Терешкова
-
День Космонавтов
Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Уран»
Задание выполнено, отправляемся на планету «Нептун»
9) « Планета Нептун» (Слайд № 11)
На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.
Команда №1
Указать несклоняемые имена существительные.
Команда №2
Указать разносклоняемые имена существительные.
1) путь
2) имя
3) кофе
4) пламя
5) какаду
6) пони
7) семя
8) интервью
9) племя
10) такси
Ответы: Команда № 1 – 3, 5, 6, 8,10.
Команда № 2 – 1, 2, 4, 7, 9.
Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Нептун»
Задание выполнено, отправляемся на планету «Плутон»
-
« Планета Плутон» Отгадать загадку сделать морфологический разбор с этим словом. (Слайд № 12)
Задание выполняется письменно всеми учениками. Звездами награждаются ученики, которые выполнили быстро и правильно.
Команда № 1
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка)
-
Оценка – сущ., что?
Н.Ф. — оценка.
-
Пост.морф. приз. – нариц., неодуш., ж.р.,1-го скл.;
непост. морф.приз. – И.п.,ед.ч.
Команда № 2
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом по мне на уроки идете. (Расписание)
1. Расписание – сущ., что?
Н.Ф. — расписание.
-
Пост.морф. приз. – нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;
непост. морф.приз. – И.п.,ед.ч.
4. « Солнце » Рефлексия (Слайд № 13)
Ответы ученики записывают на звездах. (Необязательно отвечать на все вопросы)
1) Понравился или не понравился урок?
2) Что интересного было на уроке?
-
Чем вам запомнится этот урок?
-
На уроке для меня было важно…
-
На уроке мне было сложно…
-
На уроке я понял (а)…
-
Теперь я умею…
-
Довольны ли вы своей работой на уроке?
5. Итог урока. На доске два чистых плаката нужно показать на нем маршрут нашего пути по планетам и приклеить звезды, заработанные за урок, на которых ученики уже написали свои пожелания и выразили свое настроение. Пока звучит песня слад №13 ,дети оформляют плакаты. (Если класс не очень активный плакаты с маршрутом можно подготовить заранее, а на уроке только наклеить заработанные звезды.) Команда, набравшая больше звезд, выигрывает. Ученики оцениваются по количеству набранных звезд.
6.Задание на дом. ( Слайд №14)
Цель: способствовать развитию способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к теме и дальнейшей работой над ней.
— Ребята, дома вы должны будете выполнить упр.447 стр. 180. Выпишите выделенные имена существительные и сделайте их морфологический разбор.
Используемая литература:
1.Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. / М.Р.Кондубаева, Ф.Г. Брулева, Т.А. Абжанова, В.К.Павленко, Т.М.Марюхина, С.Б.Бегалиева — Алматы: Атамура, 2001.