Исмаилова Наталья Усеиновна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Имя Существительное. Повторение.

Тип урока: повторение пройденного.

Форма проведения: космическое путешествие.

Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран, два плаката, маркеры, звезды.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока.  

Методические приемы:  беседа с учащимися по вопросам изученного материала, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Цели и задачи:

1) познавательные:

обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:

— ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;

— знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;

— знать падежи и падежные вопросы;

— знать 3 склонения имён существительных, уметь определять склонение;

— знать категорию числа, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

— знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

2) развивающие:

создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;

— развитие воображения;

— способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);

— создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;

— создавать условия для развития внимания;

3) воспитывающие:

— прививать интерес к изучению русского языка.

Ход урока.

1.Организационный момент. (Слайд № 1-2)

Цель: подготовить класс к восприятию темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок — космическое путешествие. Космический корабль уже готов к полету. Обратите внимание на слайд перед вами маршрут нашего путешествия по планетам. Класс делится на две команды (первый ряд — команда №1, второй ряд – команда №2 можно дать названия командам)

Девиз урока: «В космос за звездами».

2. Повторение.

1) « Планета Земля» Теоретическое повторение имени существительного.

Цель: проверить теоретические знания по теме « Имя существительное».

1) Чтобы стартовать с планеты Земля, нам нужно ответить на вопросы. (Слайд № 3) Учащиеся отвечают на вопросы: 1,3,5 вопрос для первой команды; 2,4,6 для второй команды. Ученики, ответившие правильно, получают звездочку. Полученная звездочка подписывается учеником, той планетой, где он ее получил.

1) На какие вопросы отвечает имя существительное? ( Кто? Что? )

2) Что обозначает имя существительное? (Предмет)

3) Перечислить постоянные морфологические признаки существительного.

( Одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные, род, склонение.)

4) Перечислить непостоянные морфологические признаки существительного. ( Падеж, число.)

5) Каким членом предложения является имя существительное в предложении. ( Может быть любым членом предложения, но чаще всего является подлежащим и дополнением.)

6) Просклонять слово космос.

( И.п. космос

Р.п. космоса

Д.п. космосу

В.п. космос

Т.п. космосом

П.п. о космосе)

Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Земля».

Задание выполнено, отправляемся на планету «Меркурий»

2) « Планета Меркурий» Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. (Слайд № 4)

На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.

Команда № 1 выбирает одушевлённые существительные.

Команда № 2 выбирает неодушевлённые существительные.

1) Кошка

2) Улица

3) Мишка

4) Воздух

5) Воробьи

6) Лужа

7) Приятель

8) Солнце

9) Колька

10) Берёза

Ответы: Команда № 1 – 1, 3, 5, 7, 9.

Команда № 2 – 2, 4, 6, 8, 10.

Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Меркурий»

Задание выполнено, отправляемся на планету «Венера»

3) « Планета Венера» Собственные и нарицательные имена существительные. (Слайд № 5) На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.

Команда № 1 выбирает собственные имена существительные.

Команда № 2 выбирает нарицательные имена существительные.

1) Алатау

2) Река

3) Астана

4) Машина

5) Воробей

6) Дерево

7) Александр

8) Человек

9) Крылов

10) Казахстан

Ответы: Команда № 1 – 1, 3, 7, 9,10.

Команда № 2 – 2, 4, 5, 6, 8.

Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Венера»

Задание выполнено, отправляемся на планету «Марс»

4) « Планета Марс» Род имен существительных. (Слайд № 6)

На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.

Команда № 1 выбирает имена существительные мужского рода.

Команда № 2 выбирает имена существительные женского и среднего рода.

1) магазин

2) очарование

3) шепот
4) солдат

5) яблоко

6) дочь

7) комната

8) терпение

9) дядя

10) компот

Ответы: Команда № 1 – 1, 3, 4, 9,10.

Команда № 2 – 2, 5, 6, 7, 8.

Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Марс»

Задание выполнено, немного отдохнем и отправимся на планету «Юпитер»

3. Физминутка в космосе. (Слайд № 7)

Ребята повторяют по два движения инопланетян.

6) « Планета Юпитер» Число имён существительных. (Слайд № 8)

На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.

Команда № 1

Указать имена существительные, у которых отсутствует вариант множественного числа.

Команда № 2

Указать имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

1)дрожжи

2) керосин

3) жмурки

4) очистки

5) синева

6) сахар

7) плоскогубцы

8) прятки

9) цемент

10) мудрость

Ответы: Команда № 1 – 2, 5, 6, 9,10.

Команда № 2 – 1, 3, 4, 7, 8.

Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Юпитер»

Задание выполнено, отправляемся на планету «Сатурн»

7) « Планета Сатурн» Склонение имен существительных. (Слайд № 9)

На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.

Команда №1

Указать имена существительные второго и третьего склонения.

Команда №2

Указать имена существительные первого склонения.

  1. снегирь

  2. площадь

  3. новость

  4. площадка

  5. яблоня

  6. тетрадка

  7. яблоко

  8. тетрадь

  9. парта

  10. стол

Ответы: Команда № 1 – 1, 3, 7, 9,10.

Команда № 2 – 2, 4, 5, 6, 8.

Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Сатурн»

Задание выполнено, отправляемся на планету «Уран»

8) « Планета Уран» Развитие речи. Рассказ о космосе. (Слайд № 10)

Участники команд поочередно составляют одно предложение с ключевым словом, в итоге должен получиться единый рассказ. Каждый участник получает по одной звездочке.

  1. Космос

  2. Планета

  3. Комета

  4. Звезды

  5. Космический корабль

  6. Спутник

  7. Белка и Стрелка

  8. Гагарин

  9. Терешкова

  10. День Космонавтов

Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Уран»

Задание выполнено, отправляемся на планету «Нептун»

9) « Планета Нептун» (Слайд № 11)

На слайде 10 слов, ученики, прослушав вопрос, должны выбрать, пять правильных номеров ответа, и разложить жетоны с номерами на парте. Только за пять правильно набранных номеров ответа ученики получают одну звездочку.

Команда №1

Указать несклоняемые имена существительные.

Команда №2

Указать разносклоняемые имена существительные.

1) путь

2) имя

3) кофе

4) пламя

5) какаду

6) пони

7) семя

8) интервью

9) племя

10) такси

Ответы: Команда № 1 – 3, 5, 6, 8,10.

Команда № 2 – 1, 2, 4, 7, 9.

Ребята, получившие звездочку, пишут на ней «Нептун»

Задание выполнено, отправляемся на планету «Плутон»

  1. « Планета Плутон» Отгадать загадку сделать морфологический разбор с этим словом. (Слайд № 12)

Задание выполняется письменно всеми учениками. Звездами награждаются ученики, которые выполнили быстро и правильно.

Команда № 1

Корень мой находится в цене,

В очерке найти приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка)

  1. Оценка – сущ., что?

Н.Ф. — оценка.

  1. Пост.морф. приз. – нариц., неодуш., ж.р.,1-го скл.;

непост. морф.приз. – И.п.,ед.ч.

Команда № 2

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом по мне на уроки идете. (Расписание)

1. Расписание – сущ., что?

Н.Ф. — расписание.

  1. Пост.морф. приз. – нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.;

непост. морф.приз. – И.п.,ед.ч.

4. « Солнце » Рефлексия (Слайд № 13)

Ответы ученики записывают на звездах. (Необязательно отвечать на все вопросы)

1) Понравился или не понравился урок?

2) Что интересного было на уроке?

  1. Чем вам запомнится этот урок?

  2. На уроке для меня было важно…

  3. На уроке мне было сложно…

  4. На уроке я понял (а)…

  5. Теперь я умею…

  6. Довольны ли вы своей работой на уроке?

5. Итог урока. На доске два чистых плаката нужно показать на нем маршрут нашего пути по планетам и приклеить звезды, заработанные за урок, на которых ученики уже написали свои пожелания и выразили свое настроение. Пока звучит песня слад №13 ,дети оформляют плакаты. (Если класс не очень активный плакаты с маршрутом можно подготовить заранее, а на уроке только наклеить заработанные звезды.) Команда, набравшая больше звезд, выигрывает. Ученики оцениваются по количеству набранных звезд.

6.Задание на дом. ( Слайд №14)

Цель: способствовать развитию способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к теме и дальнейшей работой над ней.

— Ребята, дома вы должны будете выполнить упр.447 стр. 180. Выпишите выделенные имена существительные и сделайте их морфологический разбор.

Используемая литература:

1.Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. / М.Р.Кондубаева, Ф.Г. Брулева, Т.А. Абжанова, В.К.Павленко, Т.М.Марюхина, С.Б.Бегалиева — Алматы: Атамура, 2001.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here