Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Слова, с противоположным значением. Антонимы»
Дата проведения: 17.03.2014
Учитель: Абдульменева Эльвира Раисовна
Предмет: русский язык
Класс: 5А
Тема урока: «Слова, с противоположным значением. Антонимы»
Цель урока: формирование представления учащихся об антонимах, их особенностях, функциях в речи.
Тип урока: урок открытия нового знания в условиях реализации ФГОС.
Используемые технологии: проблемное обучение с элементами ИКТ.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, в парах, групповая.
Методы обучения:
-
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
-
по уровню познавательной активности: частично — поисковый;
-
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Задачи урока:
-
Образовательные:
— развить умение формулировать определение понятий;
— развить умение находить антонимы в тексте;
— повторить морфемный разбор слов;
— научить отличать антонимы и синонимы;
— формировать умение использовать антонимы в речи;
— обогащать словарный запас учащихся;
— совершенствовать орфографические и умения.
-
Развивающие:
— осуществление системно-деятельностного подхода;
— развитие критического мышления;
— развитие внимания;
— формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему;
-
развитие умения групповой и парной работы.
-
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Методы обучения:
-
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
-
по уровню познавательной активности: частично — поисковый;
-
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование:
-
карточки для парной и/или групповой работы;
-
ПК;
-
мультимедийный проектор;
-
мультимедийная презентация к уроку.
Цели и задачи учителя: создать условия для достижения образовательных результатов
личностных: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, выдвигать новые задачи в познавательной деятельности, развивать ее мотивы и интересы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение основами самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
предметных: расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование видов речевой деятельности; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования посредством работы над темой «Антонимы» ( находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам, устанавливать связь антонимов с многозначностью слова, наблюдать за использованием антонимов в художественной речи)
Задачи обучащегося:
выявить общую характеристику антонимов;
научиться определять антонимы в предложении, тексте;
раскрыть назначение антонимов в речи;
попрактиковаться в грамотном употреблении синонимов и коррекции речевых ошибок;
произвести самооценку;
осознать свои трудности и подвижки;
создать индивидуальную траекторию действий для последующей корректировки.
Структура урока:
I.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация ранее приобретенных знаний и умений. Проверка домашнего задания.
III. Совместное открытие нового знания.
1). Постановка учебной задачи
2)Решение учебной задачи
IV.Применение новых знаний
V.Закрепление, обобщение и систематизация знаний
VI. Контроль за усвоением новых знаний
VII. Итоги урока
VIII. Рефлексия
IX. Домашнее задание
Оборудование: рабочие тетради, проектор, проектная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал(карточки с заданием)
Ход урока
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | |
I.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
| (Слайд 1) Крошка Енот Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» — — «От улыбки»…) (Слайд 2) Правила поведения на уроке — Внимательно слушать — Не перебивать собеседника_ — Поднимать руку, если хочешь ответить — Быть активным, искренним и улыбаться
| — Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся, повернёмся к нашим гостям ,поделимся своими улыбками. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь
-Хотела бы напомнить вам правила, которых необходимо придерживаться, чтобы достичь успеха
Проверка готовности к уроку. | Приветсвие обучающихся | Принцип психологической комфортноси. УУД:личностные, коммуникативные |
II. Актуализация ранее приобретенных знаний и умений. Проверка домашнего задания. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
| Слайд
|
1.Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Лексика». На прошлых уроках мы познакомились с удивительными жителями этой страны. Давайте вспомним их. ( Фронтальный опрос)
2.Коллективное обсуждение домашней работы (отредактированных предложений). Результаты работы сравниваются, выявляется наиболее удачный вариант правки. Формулирование вывода. Исправить речевые ошибки можно с помощью синонимов.
3. Но мы раскрыли пока не все секреты страны «Лексика», ведь русский язык необычайно богат. Нам предстоит встретиться ещё с одной особенностью употребления слов, а с какой именно мы узнаем чуть позже. А сейчас откройте тетради, запишите дату. Не забудьте пропустить строчку для записи темы урока
| Ответы обучающихся
Ученики по очереди называют подобранные синонимы к слову говорить (сказать, воскликнуть, заметить, отозваться, промолвить , повторить, разговаривать, болтать, произносить, объяснить, вставить, добавить, дополнить, шептать, кричать, бубнить, ответить, добавить, утверждать, дополнить, кричать, шептать, бубнить, ответить, заявить, ворчать… это еще не все.
Запись учащимися
Семнадцатое марта. Классная работа. | ТОУУ Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему). . Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
|
III. Совместное открытие нового знания. 1). Постановка учебной задачи ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
| Слайд Слово – великое дело Ученье — свет, а неученье — тьма. (Сложное, союзное, ССП)
Слайд Корзина идей Узнаем : для чего нужны антонимы, какие слова называются антонимами. Будем учиться: находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять антонимы в речи
| 1.Выполните синтакстческий разбор предложения. Слово — дело великое 2.Запишите пословицу: Ученье — свет, а неученье – тьма. Выполните пунктуационный разбор. – Как вы её понимаете? – В прямом или переносном значении употреблены в ней слова? Ребята, а какие пары слов здесь можно выделить? Можем мы назвать эти слова приятелями? Почему? — В чём особенность этих слов?
Правильно, ребята. Слова тьма и свет имеют противоположное лексическое значение. Сейчас запишите тему урока: «Слова, с противоположным значением. Антонимы» Поставим перед собой цели и задачи на урок.
Что мы сегодня узнаем: для чего нужны антонимы, какие слова называются антонимами. Чему будем учиться: находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять антонимы в речи.
Проведём небольшое исследование .
| Работа у доски 1 учащегося Слово — дело великое (Повеств, невоскл.,простое, распр., полное, ничем не осложнено).. Ученье — свет, а неученье – тьма.( Сложное, союзное,ССП) Ответы обучающихся
В этой пословице противопоставлены свет и темнота (тьма). Свет олицетворяет образование, знания, полученные в результате учения, а тьма — невежество, культурную отсталость Знания, приобретённые во время учёбы, помогают решать сложные задачи, незнание делает человека беспомощным. Учащиеся формулируют цели и задачи урока и складывают их в банк идей
| Личностные результаты Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему). Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
|
2)Решение учебной задачи Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися
| Слайд 1) Петя поднимается, а Коля пускается с горы. У Пети тяжёлый рюкзак, а у Коли лёгкий. Петя большой, а Коля маленький. У Пети тёмные волосы, а у Коли светлые.
2)Солнце всходит и __________. На каждую загадку есть ___________. Книга содержит вопросы и _______.
3) Левый(…),найти(…), Ломать(…), глупый(…), Антон(…),пять(…), я(…)
Слайд Словарь антонимов Добрый – злой Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.
| 1)Рассмотрите рисунок, найдите слова с противоположными значениями, определите, какой частью речи они являются?
Сформулируйте вывод.
2)Допишите предложения, добавив антоним, обозначьте корень в словах – антонимах Сформулируйте вывод.
3) Подберите антонимы к словам, следите за тем, чтобы они были одной части речи Сформулируйте вывод.
4)Ребята, после исследования и выводов сформулируйте самостоятельно правило. Антонимы – это…
Словари антонимов.( Слова в словаре даются парами –сообщение ученика) Вы уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов. Существует и словарь антонимов. О нем вам сейчас расскажет (имя ученика) — Ребята, посмотрите на «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова. В нем собраны наиболее употребляемые антонимы, объединенные в пары. В словарных статьях раскрывается значение антонимов, приводятся примеры из произведений художественной литературы, показывающие употребление антонимов. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот так выглядит словарная статья в этом словаре.
| Учащиеся формулируют вывод: слова одной части речи, с противоположным значением. Используют в речи для сравнения.
Учащиеся формулируют вывод: антонимы бывают разнокорневые и однокорневые.
Учащиеся формулируют вывод: к некоторым словам подобрать антаним нельзя
2-3 ученика самостоятельно пытаются сформулировать правило
Сообщение ученика | Регулятивные УУД
3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из видеоряда (слов, графических и цветовых обозначений, рисунков)
2.Анализировать, сравнивать, делать выводы Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
|
IV.Применение новых знаний ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
Беседа
| Давайте сравним наши выводы с материалом, который дан в учебнике – Прочитайте параграф 61 – Что вы уже знали об антонимах и что узнали нового из этой статьи? – Приведите свои примеры антонимов. | Чтение вслух учебнонаучного текста в учебнике «Теория» на стр. 82-83
….. | Познавательные УУД Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным). |
Физкультминутка | Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка | — А теперь пришло время отдохнуть. Руки вверх – пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. На любой вопрос коварный Сами мы ответ найдём! К цели мы своей придем!
| Выполняют упражнения |
|
Продолжение по теме урока. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
| Слайд ( фото разных мальчиков) Я был плохим учеником. Тетради у меня неаккуратные, писал я небрежно. Грустно плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник | Творческое задание. Замените выделенные слова антонимами и запишите их над выделенными словами. — О каком ученике идёт речь в тексте? -Какое настроение передаёт ваш текст? —Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. -А вам какой больше нравится? -Что нужно сделать, для того чтобы измениться в лучшую сторону? -Назовите пары антонимов в тексте.
Молодцы, ребята, справились с заданием.
. | Ответы обучающихся
Я был хорошим учеником. Тетради у меня аккуратные, писал я старательно. Весело бежал домой после уроков. Мама всегда радовалась, когда видела мой дневник Как приятно приходить домой с хорошими оценками
| Учащиеся формируют умение подбирать антоним к словам в тексте УУД: регулятивные( работа с текстом: определяют тему и главную мысль) Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи. 3. Находить и исправлять речевые недочёты. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
V.Закрепление, обобщение и систематизация знаний Цель: развивать умения, применять новые знания
| Слайд 1 вариат Свежий хлеб- Свежий журнал- Свежий ветер- 2 вариант Лёгкий труд- Лёгкий путь- Лёкгий ветер-
Работа в парах
Слайд с текстом
|
Упр. 803 на стр. 257 – развивается умение устанавливать связь антонимов с многозначными словами: подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова. Задание можно выполнять по рядам (вариантам). — Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? -На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? ( необходимо обратить внимание на лексическое значение слова) Слово «свежий» — многозначное. Чтобы его объяснить, нужно подбирать антонимы в каждой новой ситуации. Значит, если нам встретится неизвестное слово, мы можем объяснить его не только с помощью синонимов, но и путём подбора антонимов.
Художественные возможности антонимов Рассмотрите отрывок из произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе». Автор описывает двух девочек – Соню и Марусю. Давайте найдем в тексте антонимы и попробуем понять их художественные возможности.
Предложения, в которых используются антонимы, становятся более выразительными . Тексту они придают особую остроту и драматичность. В литературе противопоставление эпизодов называется антитезой.
|
Выполнение упр 803 на стр . 257 Формулирование вывода. У разных значений многозначного слова разные антонимы.
Работа с карточками . Формулирование вывода В художественной речи антонимами могут служить слова, которые обычно не воспринимаются как антонимы, противопоставляться могут целые фразы, эпизоды – в литературе их называют антитеза
| Личностные результаты 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. 2. Интерес к изучению языка. 3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию |
| Слайд Это интересно Л.Н.Толстой «Война и мир» А.П.Чехов «Толстый и тонкий» К.М..Симонов «Живые и мёртвые»
| А где ещё ребата мы можем встретить антонимы?.
Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному) | Ответы обучающихся -Еще они есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках , —встречаем на уроке математике: плюс- минус, на уроке природоведения: южный полюс — северный
|
|
VI. Контроль за усвоением новых знаний | Слайд. Тест 1.Найдите пару антонимов С) пурга -метель М)мир- мир П)высокий — низкий 2.Найдите неверно составленную пару антонимов Л)трудолюбвый- ленивый В)справа- слева Я)низкий- высоко Г)молодость- старость 3.Найдите однокорневые антонимы Т)счастье-несчастье М)правда- ложь Р)молодость-старость Ц)верз — низ 4.Найдите слово, которое не имеет антонимов А)добрый | Выполните тест. Обменяйтесь тетрадями,оцените работу своего товарища 1. П 2. Я 3. Т 4. Ь Ответы обозначены буквами. Кодовое слово «пять». Поставь оценку: «5» — за 4 правильных ответа «4» — за 3 «3» — за 2 «2» — за 1
| Взаимопроверка
| УУД: познавательные (опираются на уже известное) |
VII. Итоги урока ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка | Беседа | -Что узнали нового? -Все ли слова могут иметь антонимы? -Для чего нужны антонимы? | Примерные ответы обучающихся -есть словари антонимов; Не все слов могут иметь антонимы; Антонимы помогают выявить разные значения многозначных слов Используются в речи для выразительности и связи предложений в тексте . Антонимы используются для более точного выражения мыслей, для выражения отношения к изображаемому.
|
Обобщают сведения новых знаниях Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы
|
VIII. Рефлексия Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
| Фронтальный опрос | Какие задания оказались трудными? (мотивируйте ответ) Как справился со всеми заданиями? (мотивируйте ответ) Над какими вопросами ещё надо поработать? (мотивируйте ответ)
|
| Учащиеся проводят самоанализ по результатам теста УУД: познавательнве, регулятивные Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка |
IX. Домашнее задание | Слайд Дифференцированное домашнее задание Составить сравнительную характеристику: записать в 2 колонки слова- антонимы, которые могли бы использовать для характеристики падчерицы и дочки из сказки «12 месяцев» С.Маршака или выполнить упр. 802 | Дифференцированное домашнее задание Составить сравнительную характеристику: записать в 2 колонки слова- антонимы, которые могли бы использовать для характеристики падчерицы и дочки из сказки «12 месяцев» С.Маршака или выполнить упр. 802 |
|
|