5 класс Урок русского языка

Тема урока: «Имя существительное. Закрепление»

Цели:

  • Повторить и закрепить усвоенные знания об имени существительном, совершенствовать навыки определения морфологических признаков имён существительных, формировать навыки правильного письма;

  • Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, мышление, внимание, память;

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение чувствовать радость от проделанной работы при достижении цели.

Тип урока: урок-закрепление

Формы работы: самостоятельная работа, коллективная, творческая

работа, распределительное письмо под диктовку,

работа с тестами, работа с опорной схемой

Методы работы: словесный, практический, игровой

Оборудование урока: разноуровневые карточки для самосто-

ятельной работы, слайды, карточки с

тестовыми заданиями, карточка- опорка по

правилу, кроссворд

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Оформление тетрадей (число, классная работа)

  3. Работа по теме.

  • Давайте повторим всё что мы знаем об имени существительном. Помощникам вам при ответе послужит эта опорная схема:

  1. Грамматический рассказ учащихся об имени существительном по схеме

Имя существительное

Одушевлённое неодушевлённое

Собственные нарицательные

Род число падеж

Синтаксическая роль

Сейчас вы будете работать по карточкам. Задания в карточках разного характера. Здесь вы сможете повторить, закрепить и показать свои знания по таким пунктам этой схемы. (Учитель разъясняет задание каждой карточки)

  1. Диференцированная работа по карточкам

Карточка №1.Распределите в две колонки одушевленные и неодушевленные существительные: сосна,снег,человек,книга,бабушка,тетрадь,небо,журнал,парта,озеро,мама,лошадь,сказка,автобус,спортсмен,

ворона,поле,лес.

Карточка №2. Измените число существительных

Крыша –

Дерево-

Дом –

Снежки –

Морозы –

Вьюги —

Карточка №3.Распределите в две колонки собственные и нарицательные существительные:

А(а)стана, Р(р)ека , Г(г)ород , З(з)апад, К(к)азахстан , П(п)амир , Р(р)ассказ , П(п)амятник , М(м)арина , С(с)тепь , Р(р)ебята.

(Проверка выполненной работы по карточкам проводится фронтально – после проверки на опорной схеме имени существительного закрываются его морфологические признаки)

Ребята, теперь давайте повторим и закрепим всё, что мы знаем о роде имён существительных.

  1. Комментированное распределительное письмо

Распределите в три колонки слова мужского, женского и среднего рода:

Окно, снег, клюшка, лед, дело, метель, снежок, зима, дерево, огонь, вьюга, солнце

М.р. Ж.р. Ср.р.

Снег Клюшка Окно

лёд метель дело

снежок зима дерево

огонь вьюга солнце

(Проверка по родам – 3 ученика)

-А теперь, ребята я предлагаю вам поиграть в игру, которая называет «Снежный ком»

(учитель объясняет задания этой игры)

  1. Игра «Снежный ком»

Задания:

1.Составить из слов предложение. – 1ученик

2. Найти грамматическую основу. – 2ученик

3. Определить у существительных число, род, падеж. -3 ученик

У леса на опушке жила зима в избушке.

Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки.

леса,у, опушке, жила, на, избушке, в, зима

падают, кружатся, снежинки, воздухе, на, в, землю, и

5) Решить кроссворд .

-Теперь предлагаю вам выполнить творческое задание. Решить кроссворд — при этом вы должны вспомнить строки из стихотворений А.С.Пушкина, строки из песни о зиме.

Решить зимний кроссворд–проверка- фронтальная.

Ключевое слово «Склонение»- это наша следующая тема урока

С

н

е

г

к

а

т

К

а

Л

ь

д

у

х

о

л

О

д

к

о

Н

ь

к

а

м

и

я

н

в

а

р

Е

Н

е

б

е

с

а

м

и

И

н

е

й

и

з

б

у

ш

к

Е

(Проверка этого кроссворда чтение по – цепочке)

-Какое ключевое слово у нас получилось? (СКЛОНЕНИЕ)

-На следующих уроках мы будем знакомиться со склонением имени существительного.

-Это будет на следующем уроке, а пока давайте ещё раз закрепим всё что мы узнали об имени существительном. Выполним тест из 10 вопросов.

  1. Тестовые задания

Тестовые задания. 5 класс.» Имя существительное»

1.Укажите одушевленные существительное:

а)сказка; б)корова; в)ручка.

2.Укажите существительное женского рода:

а)мир; б)окно; в)родина.

3.Укажите существительное мужского рода:

а)дорога; б)учебник; в)слово.

4.Укажите собственное существительное:

а)Р(р)ебята; б)П(п)ословица; в) А(а)стана.

5.Укажите существительное множественного числа:

а)книги; б)путешествие; в)слово.

6.Укажите существительное в творительном падеже:

а)книгой ; б)книги; в)о книге.

7.Укажите имя существительное:

а)умный; б)искать; в)дорога.

8.Укажите нарицательное существительное:

а)Б(б)алхаш; б)А(а)лматы; в)З(з)айчик.

9. Укажите существительное, у которого неправильно определён род

а)трава – ж.р б) отряд – ср.р. в)отец – м.р.

10. Определите падеж,который отвечает на вопросы Кому? Чему?

А)Р.п. б) В.п. в)Д.п.

(Проверка теста по ключу)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

в

б

в

а

а

в

в

б

в

  1. Итог урока. Оценивание

  2. Д/З. Творческая работа . Составить по опорным словам сочинение на тему: «На катке»

Опорные слова: пушистый снежок, работали дружно, весело, убрали площадку, хорошая погода, ребятам, лопата, веник, вёдро, сильный мороз, воскресенье, лёд окреп, залили водой, ночью, утром

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here