5 класс Урок русского языка
Тема урока: «Имя существительное. Закрепление»
Цели:
-
Повторить и закрепить усвоенные знания об имени существительном, совершенствовать навыки определения морфологических признаков имён существительных, формировать навыки правильного письма;
-
Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, мышление, внимание, память;
-
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение чувствовать радость от проделанной работы при достижении цели.
Тип урока: урок-закрепление
Формы работы: самостоятельная работа, коллективная, творческая
работа, распределительное письмо под диктовку,
работа с тестами, работа с опорной схемой
Методы работы: словесный, практический, игровой
Оборудование урока: разноуровневые карточки для самосто-
ятельной работы, слайды, карточки с
тестовыми заданиями, карточка- опорка по
правилу, кроссворд
Ход урока
-
Орг. момент
-
Оформление тетрадей (число, классная работа)
-
Работа по теме.
-
Давайте повторим всё что мы знаем об имени существительном. Помощникам вам при ответе послужит эта опорная схема:
-
Грамматический рассказ учащихся об имени существительном по схеме
Имя существительное
Одушевлённое неодушевлённое
Собственные нарицательные
Род число падеж
Синтаксическая роль
Сейчас вы будете работать по карточкам. Задания в карточках разного характера. Здесь вы сможете повторить, закрепить и показать свои знания по таким пунктам этой схемы. (Учитель разъясняет задание каждой карточки)
-
Диференцированная работа по карточкам
Карточка №1.Распределите в две колонки одушевленные и неодушевленные существительные: сосна,снег,человек,книга,бабушка,тетрадь,небо,журнал,парта,озеро,мама,лошадь,сказка,автобус,спортсмен,
ворона,поле,лес.
Карточка №2. Измените число существительных
Крыша –
Дерево-
Дом –
Снежки –
Морозы –
Вьюги —
Карточка №3.Распределите в две колонки собственные и нарицательные существительные:
А(а)стана, Р(р)ека , Г(г)ород , З(з)апад, К(к)азахстан , П(п)амир , Р(р)ассказ , П(п)амятник , М(м)арина , С(с)тепь , Р(р)ебята.
(Проверка выполненной работы по карточкам проводится фронтально – после проверки на опорной схеме имени существительного закрываются его морфологические признаки)
Ребята, теперь давайте повторим и закрепим всё, что мы знаем о роде имён существительных.
-
Комментированное распределительное письмо
Распределите в три колонки слова мужского, женского и среднего рода:
Окно, снег, клюшка, лед, дело, метель, снежок, зима, дерево, огонь, вьюга, солнце
М.р. Ж.р. Ср.р.
Снег Клюшка Окно
лёд метель дело
снежок зима дерево
огонь вьюга солнце
(Проверка по родам – 3 ученика)
-А теперь, ребята я предлагаю вам поиграть в игру, которая называет «Снежный ком»
(учитель объясняет задания этой игры)
-
Игра «Снежный ком»
Задания:
1.Составить из слов предложение. – 1ученик
2. Найти грамматическую основу. – 2ученик
3. Определить у существительных число, род, падеж. -3 ученик
У леса на опушке жила зима в избушке.
Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки.
леса,у, опушке, жила, на, избушке, в, зима
падают, кружатся, снежинки, воздухе, на, в, землю, и
5) Решить кроссворд .
-Теперь предлагаю вам выполнить творческое задание. Решить кроссворд — при этом вы должны вспомнить строки из стихотворений А.С.Пушкина, строки из песни о зиме.
Решить зимний кроссворд–проверка- фронтальная.
Ключевое слово «Склонение»- это наша следующая тема урока
-
С
н
е
г
к
а
т
К
а
Л
ь
д
у
х
о
л
О
д
к
о
Н
ь
к
а
м
и
я
н
в
а
р
Е
Н
е
б
е
с
а
м
и
И
н
е
й
и
з
б
у
ш
к
Е
(Проверка этого кроссворда чтение по – цепочке)
-Какое ключевое слово у нас получилось? (СКЛОНЕНИЕ)
-На следующих уроках мы будем знакомиться со склонением имени существительного.
-Это будет на следующем уроке, а пока давайте ещё раз закрепим всё что мы узнали об имени существительном. Выполним тест из 10 вопросов.
-
Тестовые задания
Тестовые задания. 5 класс.» Имя существительное»
1.Укажите одушевленные существительное:
а)сказка; б)корова; в)ручка.
2.Укажите существительное женского рода:
а)мир; б)окно; в)родина.
3.Укажите существительное мужского рода:
а)дорога; б)учебник; в)слово.
4.Укажите собственное существительное:
а)Р(р)ебята; б)П(п)ословица; в) А(а)стана.
5.Укажите существительное множественного числа:
а)книги; б)путешествие; в)слово.
6.Укажите существительное в творительном падеже:
а)книгой ; б)книги; в)о книге.
7.Укажите имя существительное:
а)умный; б)искать; в)дорога.
8.Укажите нарицательное существительное:
а)Б(б)алхаш; б)А(а)лматы; в)З(з)айчик.
9. Укажите существительное, у которого неправильно определён род
а)трава – ж.р б) отряд – ср.р. в)отец – м.р.
10. Определите падеж,который отвечает на вопросы Кому? Чему?
А)Р.п. б) В.п. в)Д.п.
(Проверка теста по ключу)
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
б
в
б
в
а
а
в
в
б
в
-
Итог урока. Оценивание
-
Д/З. Творческая работа . Составить по опорным словам сочинение на тему: «На катке»
Опорные слова: пушистый снежок, работали дружно, весело, убрали площадку, хорошая погода, ребятам, лопата, веник, вёдро, сильный мороз, воскресенье, лёд окреп, залили водой, ночью, утром