Русский язык 5 кл
Тема: Кто-кто в алфавите живёт?
Цели: дать понятие об алфавите, истории его возникновения, его значении в жизни человека, роль буквы, отличие буквы от звука; развивать навыки в звукобуквенном анализе слов, в умении читать алфавит наизусть, в умении пользоваться орфографическим словарём; способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, любви к Родине
Оборудование: «Азбука – к мудрости ступенька», таблица «Алфавит», карточки «Словарные слова»
Литература: Граник «Секреты орфографии»
Ход урока
-
Орг. момент.
-
Сообщение темы урока, целей
-
Синтаксический разбор предложения
Лист…я осен…ю шуршат, лопочут, скачут, качаются (на) паутинках.
-
Подготовить устный связный рассказ на тему «Что я знаю о согласных звуках»
-
Словарный диктант (диктант проводит ученик, в роли учителя)
Брошюра, жюри, парашют, восклицательное, здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините, фиолетовый, лиловый, маршрут, правильный, велосипед, велогонки, пианино, гитара конфета, корзина, костюм, грамотный
-
Фронтальный опрос-повторение
— Какой новый раздел науки о языке мы сейчас изучаем?
— На какие две группы делятся все звуки речи?
— Чем отличается буква от звука?
— Что вам известно о гласных звуках- Что вам известно о согласных звуках?
III. Знакомство с новой темой
-
Слово учителя. Тему урока вы узнаете после того, как отгадаете мою загадку.
Загадка. Какое слово состоит из трёх слогов и указывает на 33 буквы. (Открывается тема урока)
-
Понятие об алфавите
Алфавит – расположение букв в определённом, обязательном порядке
— Какое слово, сходное по значению можно подобрать к слову алфавит?
Азбука – синоним. (Азбука – к мудрости ступенька)
-
Кто из вас может наизусть прочитать алфавит? (Чтение алфавита»
-
Буквы располагаются в определённом порядке, который нужно хорошо запомнить. В этом вам поможет песенка – азбука Б. Заходера
( Зачитывается песенка)
— Какие буквы опоздали? Найдите их место в алфавите. Обратите внимание на название согласных букв
5. Хоровое проговаривание алфавита вслух
6. Значение алфавита. (А зачем нам нужен алфавит?)
— размещает слова в словарях и справочниках;
— название учреждений, фамилии жителей в телефонных справочниках, фамилии авторов в библиотечной картотеке и т.д.
Опрос.
— Сколько букв в алфавите? (33)
— Сколько гласных? (10)
-Сколько согласных? (21)
— Какие буквы звуков не обозначают? (ъ, ь)
(Чтение басни «ъ и ь»
-
Практическая работа
-
Расположите книги в алфавитном порядке ( по фамилии авторов)
-
Сделать список учащихся 5 класса МКОУ Новоспасской СОШ по алфавиту
-
3. Упр. 269 (резерв времени)
-
Итог урока
-
Так кто же в алфавите живёт?
-
Д/з Параграф 45, упр. 273
-
Оценки