Русский язык 5 класс
Тема: «Правописание не с глаголами»
Цель: Познакомить учащихся с правилом написания частицы не с глаголами, развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
I.Психологический настрой
II.Чтение стихотворения
Кто не может жить без не?
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
-Ребята, вы поняли меня? О чем идет речь?
-Чего не хватает здесь? (частицы не)
-О чем мы сегодня будем говорить? Тема урока?
Сформулируйте ее. (правописание частицы не с глаголами)
Запишем в тетради тему урока.
III.Создание проблемной ситуации
-Вы видите, что есть слова, которые пишутся слитно.
-Как узнать, когда слова пишутся слитно? Когда отдельно? Подумайте, ответьте на данный вопрос. Мне одной не справиться, помогите разобраться в этом вопросе.
Попробуйте составить кластер.
Употребляются ли глаголы без не?
IV. Составление кластера
да
Употребляются ли глаголы без не?
нет
частицу не пишу раздельно частицу не пишу слитно
—Умеете ли вы применять на практике то, что составили? Сейчас мы убедимся в этом, решив орфографическую задачу.
V.Орфографическая задача (работа в парах)
На доске слова:
(Не)навидеть, (не)говорить, (не)умею, (не)волить, (не)годовать, (не)знать, (не)истовствовать, (не)боялся, (не)доумевать,(не)здоровится, (не)любить.
Задание: разделите слова на две группы, подумайте, какие слова вы напишете слитно, какие отдельно.
— Запишите слова в тетрадь.
Вывод (учащиеся): в русском языке есть слова, которые нельзя употреблять без не. Нет таких слов как годовать, навидеть, поэтому их мы будем писать слитно.
VI. Словарно-орфографическая работа
-Прочитайте слова, которые вы записали слитно с частицей не.
Это словарные слова. Правописание этих слов надо запомнить.
Словарные слова
неволить
негодовать
ненавидеть
недоумевать
неистовствовать
VII. Лексическая работа (толкование слов)
-Объясните смысл этих слов.
-Что значит негодовать? Недоумевать?
VIII. Сопоставительный анализ.
— Ребята, вы изучаете казахский язык. Мне интересно, а есть ли в казахском языке отрицательная форма глагола?
IХ. Сообщение ученика
Задания по вариантам: (ученик сам дает) составить предложение
I в.- со словом
IIв.- со словом
Чтение предложений
Вывод:
Х. Музыкальная пауза. Выборочный диктант
-Ребята, вы любите песни?
— Я предлагаю вашему вниманию песню. К песне есть задание: слушая песню, выберите из текста и запишите в тетрадь глаголы в отрицательной форме (с частицей не) «Слушай да записывай!».
Песня «Настоящий друг»
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит
Лишнего не спросит 2р.
Вот что значит
Настоящий верный друг
Проверка: Как вы написали не с глаголами? Почему?
ХI.Творческое списывание (на местах)
Задание: поставить на место пропуска, подходящие по смыслу глаголы с не, объяснить знаки препинание.
Футбольная команда 5–го «А» класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря 5 «Б» класса Игоря Демидова все нет и нет.
«Что же с ним случилось?» — … (недоумевает)защита.
«Сорвать решающий матч! Как это можно?!» — (негодует)капитан.
« … (Ненавижу)я таких!» — открыто заявляет нападающий.
«А, может, Игорь заболел. Ему всю неделю …(нездоровилось)», — пытается защитить своего друга болельщик Олег Костин.
Слова для справок: ненавижу, нездоровилось, негодует, недоумевает.
Взаимопроверка.
ХII. Обобщение
Задание: выберите слова, относящиеся к теме нашего урока, запишите в тетради.
На доске:
(Не)жил, (не)лепый, (не)уклюже, (не)большой,(не)видит, (не)ряха, (не)хочу,(не)доумевал,(не)дело, (не)смотрит, (не)бег, (не)был, (не)взлюбил.
Проверка.
-Слова каких частей речи остались?
-Как они пишутся с не? Почему?
ХIII.Подведение итогов урока, выставление оценок
XIV.Д/з. Составьте собственную модель правописания частицы «не», используемую в домашних условиях