Разработка урока по русской речи в 5 классе на тему «Лексика»
Цели урока:
обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Лексика”;
формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;
воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;
развитие памяти, внимания, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда. Тип урока: повторение изученного по теме “Лексика”. Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
ХОД УРОКА
Унылая пора!
Очей очарованье! А.С.Пушкин
І. Организационный момент.
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский написал замечательное музыкальное произведение о природе «Времена года». Сейчас я вам предлагаю послушать отрывок из него.
Расслабьтесь, сделайте три глубоких вздоха, закройте глаза, мысленно отвечайте на мои вопросы:
Какое настроение вызывает у вас эта музыка?
Что вы себе представляете, когда слушаете эту музыку?
Какие краски вы бы взяли, разукрашивая воображаемые образы?
О каком это времени эта музыка?
Ребята, в своих ответах вы использовали слова «осень», «осенние краски», «осеннее настроение». Давайте поговорим об осени. Какие ассоциации вызывает у вас это слово «осень»?
ІІ.Составление кластера
очарование золотая осень
листопад ОСЕНЬ унылая пора
птицы дождь грусть
— Назовите осенние месяцы.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, приятель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
ІІІ.Что такое текст?
Текст –это группа предложений.
Микротема – это часть одной общей темы.
Абзац – часть текста, объединенная микротемой.
Работа над текстом. Упражнение 131, страница 57-58
1. Словарная работа.
2. Прочитать текст.
3. Определить тему.
4. Выделить микротемы.
5. Составить план и пересказать по плану.
ІV. Повторение
Сегодня мы отправимся в путешествие в удивительную страну, название которой «Лексика».
«Если в мире есть вещи, достойные названия чуда, то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них» — писал в своей книге «Слово о словах» Л.В.Успенский.
Я думаю, что мы убедимся в правильности этих слов. Сейчас на уроке будут работать пары, которые имеют свои названия.
Каждому из вас я раздам оценочный лист, где вы сами должны отмечать, какие у вас знания.
Итак, страна Лексика – это все слова языка.
Вопросы:
-
Что же нужно знать, чтобы хорошо ориентироваться в этой стране? (Лексическое значение слова)
-
Слов очень много. Где же о них можно узнать? (В толковых словарях)
-
Как же располагаются слова? ( По алфавиту, чтобы быстрее их найти)
V. Презентация пары «Чудо — дерево»
Это чудо – дерево называется «Лексика». На нём растут плоды: многозначные слова, однозначные слова, прямое значение слова, переносное значение слова, антонимы, синонимы, омонимы. Лексика – это словарный состав языка, лексику представляют только слова, имеющие лексическое значение.
VI. Презентация пары «Одно или много»
Слова, имеющие одно значение, называются однозначные, а слова, имеющие несколько значений – многозначные.
Есть хвост у падающих звёзд,
И у семян бывает хвост,
У птиц, у самолёта
Он нужен для полёта.
Хвостом корова бьёт слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней:
Они хвостом сражаются.
Хвост звёзд, хвост самолёта, хвост птицы, хвост коровы, хвост скорпиона.
Хвосты у разных предметов и животных похожи: расположены сзади и имеют сходную
форму. Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия в чём – то похожие между собой.
VII. Презентация пары «И так бывает»
О каком языковом явлении говорится в этих строках?
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
Здесь говорится о прямом и переносном значении слов.
VIII. Презентация пары «Слова — друзья»
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет – эти слова являются синонимами и образуют синонимический ряд.
ІХ. Презентация пары «Слова — враги»
Отгадайте загадку и скажите? Какое языковое явление вы заметили?
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг.
Правильно, речь идёт о дятле, слова «враг» и «друг» — антонимы. Это слова с противоположным значением.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь….
Скажу я слово далеко, а ты ответишь….
Скажу тебе я слово трус, а ты ответишь….
Теперь начало я скажу – ну, отвечай…!
Х. Презентация пары «Слова — близнецы»
Много разных есть ключей,
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.
Это омонимы.
Пеночка – птица Пеночка – молочная
Овсянка – каша Овсянка — птица
Лисичка – животное Лисичка — гриб
Бор – лес Бор — лекарство
Сережка – украшение Сережка – цветок березы
Норка – жильё Норка – животное
ХI. Выполнение заданий!
Соедини стрелками!
собака путь
дорога грусть
неправда пёс
печаль ложь
огонь буран
метель пламя
Соедини стрелками!
тишина день
труд грусть
сухой шум
ночь лень
радость мокрый
Игра «Угадай-ка!»
Листопад – появление на деревьях желтых листьев. (Нет)
Опадают листья.
Дождь- атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. (Да)
Роща – большой еловый лес. ( Нет) Небольшой, чаще лиственный лес.
Трудолюбие- любовь к труду. (Да)
После осени наступает весна. (Нет) Зима.
Осенью собираем богатый урожай. (Да)
Ноябрь – первый месяц осени. (Нет) Последний.
Мини-тест
1.Укажите многозначное слово.
А) лето
Б) ручка
В) тётя
Г) снег
2. Укажите прямое значение слова.
А) чёрное сердце
Б) чёрные мысли
В) чёрные дела
Г) чёрная краска
3. Укажите переносное значение слова.
А) Самолёт летит.
Б) Ракета летит.
В) Время летит.
Г) Птица летит.
4. Укажите синонимический ряд.
А) школьник, ученик, мальчик
Б) школа, парта, мел
В) осень, лес, листопад
Г) книга, тетрадь, ручка
5. Укажите антонимы.
А) грязный — тёмный
Б) грязный — чистый
В) грязный — злой
Г) грязный – высокий
Обобщающие вопросы:
Что изучает лексика?
Какие слова называются многозначными?
Объясните прямое и переносное значение слова
Какие слова мы называем синонимами?
Что такое текст?
ХІI. Домашняя работа:
1. Выполнить задания «Проверьте себя!» на странице 59
2. Написать мини – сочинение о сегодняшнем уроке.
ХІІI. Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
-
Что было самым главным на уроке?
-
Почему?
-
А что было интересным?
-
Почему?
Итог урока. Выставление оценок.
Х1V. Заключительное слово учителя.
Вот мы и побывали в чудесной стране с названием «Лексика». Я думаю, согласимся с мыслью автора книги «Слово о словах», считавшего, что слово – «чудесная вещь». Много словарей, где можно узнать о лексическом значении слов, книг, посвященных слову. Читая эти книги, вы убедитесь в том, что слово – это настоящее чудо.