Тема урока: Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: — дать понятие о чередовании гласных и согласных в словах;
— сформировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Технологическая карта урока.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
Приветствует учащихся. Организует рабочую обстановку. | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |
1.Организация наблюдения.
На доске слова: друг, снег, медведь
— Образуйте от слов однокоренные слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
— Выделите корни.
— Чем они отличаются?
— Как называется это явление?
2. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
— Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)
— Какова главная цель урока?
— Какова задача урока?
|
Подбирают к данным словам однокоренные. Дают ответ
Выделяют признак
Составляют схему
Рефлексия, вывод.
Формулируют тему урока (Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков)
Формулируют цель (понять, какие чередования гласных и согласных происходят в словах) Научиться видеть чередования гласных и согласных в словах. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков. |
| |
— С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к теоретическому материалу І, ІV § 6 (стр. 33, 40). — Что такое фонетическая позиция? — Что такое позиционное чередование звуков? Влияет ли позиционное чередование звуков на написание слов? — При каких условиях происходит чередование гласных с нулём звука? — Какие гласные называются беглыми?
— упр. 46. Докажите, что в данных словах происходят позиционные чередования звуков, которые не влияют на написание слов. Назовите эти звуки.
Вода – воды, снега- снег, стена- стены, плясать -пляска, осень – осенний, круг – круги, город – города.
— Оцените свою работу?
— Какие трудности возникли? — Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? | Прочитывают теорию в учебнике, отвечают на вопросы.
Работа в группах по 2 человека
Анализ работ и вывод внутри групп. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |
1. Тренировочные упражнения. — упр. 47, 48 (анализ таблицы). 2. 1 вариант – упр. 63, 2 вариант – упр. 64 (первые 9 пар слов). 3. Диктант. — Озаглавьте текст. Серенькая мышка сидела на чернильнице, носик у неё двигался из стороны в сторону, усики шевелились. Мышка смотрела на меня круглыми блестящими глазками и иногда почёсывала себе животик маленькой лапкой. Я писал, а мышка смотрела и слушала, как пёрышко посвистывает. (Е. Чарушин). — Выделите уменьшительно – ласкательные суффиксы. — К словам из текста подберите однокоренные слова или формы слов с чередованием согласных в корне. (сидела – сижу, двигался – движение и т.д.) — Измените форму слов мышка, глазками, так, чтобы в их суффиксах появились беглые гласные. (мышка – мышек, глазками – глазок, лапкой – лапок). | Выполняют задание в парах
Пишут под диктовку.
Краткий ответ
Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи
Оценивают свою работу | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
— Какие буквы и в каких морфемах могут чередоваться? Приведите примеры. — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса — Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
— Домашнее задание. § 6 (І, ІV) упр. 49 | Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение к уроку
-
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»
-
Проблемное объяснение нового знания III этап урока
Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.
Кроссворд