Тема урока: «Приставки пре — и при»
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: — формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
— изучить правописание приставок при- и пре-;
— научить видеть в тексте слова с приставками пре- и при-;
— усвоить зависимость написания гласных в приставках пре и при от их значения;
— создание ситуации для развития внимания, памяти;
— развивать орфографическую зоркость;
— формирование чувства уверенности в своих силах;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
В разнообразии приставок – разнообразие смысла
К. Чуковский.
Деятельность обучающихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
| Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | |||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Повторение пройденного. — Что такое приставка?
— Почему приставка значимая часть слова?
— Обратите внимание на эпиграф. Прочитаем. — Согласны ли вы с мнением К.Чуковского, который сказал, что « в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? А чтобы доказать это, проведём такую работу. — Прочитайте слово ЛЕТЕЛ. А теперь образуйте однокоренные слова, используя следующие приставки: ЗА-, ВЫ-, С-, В-, ПРО-, ДО-, ПЕРЕ-, ВЗ-. Какой смысл вносят данные приставки? — На какие группы можно разделить все приставки?
— Давайте вспомним, когда на конце приставок нужно писать букву З, а когда С? — ЗАДАНИЕ: из данного текста назовите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:
2.Работа с текстом.
Слайд № 5.
Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменяется и приобретает мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния. Над головой раздаётся гул. — Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой? — Скажите, а можем ли мы сейчас определить, почему в приставке пишется И? — Написание приставок зависит от их значения. 3. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
— Как думаете, какова тема урока?
— Какова главная цель урока?
— Какова задача урока?
|
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) приставки вносят различные смысловые значения
Читают эпиграф.
Слайд 3-4. ЗАЛЕТЕЛ, ВЫЛЕТЕЛ, СЛЕТЕЛ, ВЛЕТЕЛ, ПРОЛЕТЕЛ, ДОЛЕТЕЛ, ПЕРЕЛЕТЕЛ, ВЗЛЕТЕЛ.
Отвечают на вопросы.
1 учащийся у доски.
1 столбик — выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетают. 2 столбик – изменяется, вспыхивает, раздаётся.
ПРИОБРЕТАЕТ.
нет
Рефлексия, вывод.
Формулируют тему урока (Приставки пре- и при-.)
Формулируют цель. Изучить правило написания приставок пре- и при-. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | |||||||||||||||||||||||||||||||
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организация наблюдения. — Сегодня на уроке мы познакомимся с вами, при каком условии надо писать пре-. а когда при-. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика. Хочу обратить внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова на слова с приставками «пре» и «при» отведено 8 страниц, а это значит, что такие слова довольно часто встречаются в нашей речи.
— Итак, давайте сначала определим, когда же пишется приставка ПРЕ? Проведём небольшое исследование. А для этого прослушаем лингвистическую сказку. 3.Лингвистическая сказка.
-Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая. — Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте? — Итак, при каком же условии пишется приставка ПРЕ — ?
— Заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.
— Слушаем сказку дальше. — Пристака пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить. — Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте? — Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?
— Снова заполняем таблицу. — А теперь давайте посмотрим, при каком условии пишется приставка ПРИ? — Слушаем продолжение сказки. -Приставка ПРИ была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет. — Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке? — Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае? — Сказка на этом заканчивается, но мы рассмотрели не все случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными ещё три строчки. Посмотрите на слайд № 7. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При — и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка. 3. Работа с текстами. Слайд № 8-10. 1 текст. Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился. — Какие слова с приставкой при вы нашли?
— Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?
2 текст. Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать. — Какие слова с приставкой при- вы нашли?
— Итак, какое значение имеет приставка в этом случае ? 3 текст. Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький. — Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в 3 тексте? — Итак, какое значение имеет приставка в этом случае ?
— Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ?
4.Чтение стихотворения. Слайд № 11- 14. Правило ты повтори. Это совсем не секрет. На содержание слова смотри Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход Космонавт прилетел из Вселенной – Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт Пишется ПРИ несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело. Помни, что пишется ПРИ. – Обо всём, Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил, Пригрело – не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем, Пишут с приставкой ПРИ.
Около что-то или вблизи И непременно в приставках пиши.
Предлинный достанет с крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Кто очень такой и очень сякой ПРЕ мы напишем при этом.
Дожди непрерывно льют в октябре, Но грамотным дождь не преграда. Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ, Там только пре ставить надо.
— А теперь откроем учебник и познакомимся с параграфом № 9 (ученики читают только правило). — Для тех, кто ещё не совсем запомнил правило, у нас висит таблица, которую вы можете использовать как подсказку. |
Слушают учителя.
Учащиеся перечерчивают таблицу себе в словарик.
Слайд №6. ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»
Слайд № 6.
Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ. Когда приставку можно заменить словом «очень» Заполняют таблицу.
Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ
когда приставка Пре- = Пере-
Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ. Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»
ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ. Приближение
ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ. Присоединение.
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ. Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около». Ребята делают вывод по таблице.
Получают отпечатанное стихотворение для запоминания и занесения в словарик.
| Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | |||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Тренировочные упражнения. — упр. 73(устно)
Физкультминутка. Цель: сменить вид деятельности. 2.Обращение к рубрике « Пишем правильно». ( на стр. 48- 49). — упр. 76(устно), 77(устно), 81(письменно).
3.Работа с текстом. Слайд № 15. ТЕКСТ Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр..снился сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кощей Василису найти и к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча пр…грады.
-На центральной доске. Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ- Слайд № 16. Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.
-Задание (если останется время): Замените выражение одним словом с приставкой пре- или при- Приставки графически выделить. Слайд № 17. Лечь ненадолго – прилечь Очень добрый – предобрый Сесть на краешек – присесть Очень скверный – прескверный Заболеть, но не сильно – приболеть Очень хорошенький – прехорошенький. Нарушитель закона – преступник. Чуть-чуть открыть окно – приоткрыть Канава при дороге – придорожная Кем является Дмитрий Анатольевич Медведев – президент — Обратите внимание на последнее слово. Можем ли мы проверить написание Пре- или при-?
|
Зачитывают слова из упражнения, называют значение приставок.
Выполняют задание поочерёдно.
Правильный вариант Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие преграды. Хотел прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на придорожный камень и призадумался.
нет.
| Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | |||||||||||||||||||||||||||||||
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
— А сейчас давайте подведём итог. Что мы узнали сегодня на уроке?
— Где можно применить новые знания?
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса
— А закончить наш урок я хочу стихотворением. Слайд № 18. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твёрдой опоре – Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова, Выучи русский язык!
— Домашнее задание. § 9 упр. 79,82, подготовиться к словарному диктанту.
|
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |