Тема урока: «Правописание корней с чередованием – раст — ращ – рос»
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: — формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
— расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных о // а в корнях слов»;
— сформулировать правило правописания о — а в корнях с чередованием -ращ-_//-_раст-//-рос-;
— повторить правописание безударных гласных корня;
— запечатлеть в сознании учащихся графический облик корней -ращ-_//-_раст-//-рос-;
— тренировать учащихся в опознавании корней -ращ-_//-_раст-//-рос-;
— учить правильно обозначать орфограмму.
— развивать внимание, память, мыслительные операции;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
| Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |
1.Проверка домашнего задания.
— Дома вы «собирали примеры» на изученные орфограммы «Чередование гласных в корнях слов» из упр. 54 (по 3 слова), упр.56 (предложения 4-6), упр. 57 (предложения 2-4).
— Зачитайте ваши примеры.
— Оцените свою работу.
2. Повторение пройденного материала. — На экране высвечиваются слова с чередующимися гласными в корне, ваша задача записать только пропущенную гласную в корне.
Предл…гать соб…ру прик…сновение Прил…жение выт…реть оп…реться Соб…рать к…снуться отл…жить Оп…раться бл…стать изл…жение К…саться отм…реть заж…гательный З…рница накл…н заг…рать
|
Открывают тетради с домашними работами, зачитывают собранные примеры из упражнений.
Выписывают только гласную, работают в парах, сильные учащиеся консультируют слабых.
|
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописания корней с чередованием. |
| |
1.Организация наблюдения.
На доске записаны слова.
Расти Выращенный Вырасти Взращённый Взрастить Растение Росла Выросла Заросли
— Сравните слова.
— Какими вариантами представлен корень?
— Чем различаются эти варианты?
— Какой можно сделать вывод?
2. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
— Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске?)
— Какова главная цель урока?
— Какова задача урока?
|
Сравнивают слова. Называют варианты, которыми представлен корень, делают вывод.
Рефлексия, вывод.
Формулируют тему урока ( Правописание корней с чередованием – раст — // — ращ — // — рос -)
Формулируют цель ( знать правило правописания о — а в корнях с чередованием — ращ -_// -_раст — // — рос —) Научиться опознавать корни – ращ -_// -_раст -//- рос -. |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |
1. Обращение к правилу на стр. 38. — Выпишите слова – исключения. — Назовите условия выбора букв 0 — А в чередующихся корнях – раст- // — ращ — // — рос-.
2Тренировочные упражнения. Закрепление. — упр. 59. — упр. 60.
Физкультминутка. Цель: сменить вид деятельности. Игра «Хлопок». Учитель называет слова с чередующимися О и А в корне. Слово с А – хлопок. Слова для игры: Расти, росток, растение, Ростов, подрастать, ростовщик, Ростислав, отрасль.
3. Работа с текстом. — Определите тему текста, озаглавьте его. Составьте план.
После дождей опять пошли грибы. Самый лучший гриб – это белый, который вырос в бору. Это толстенькие, плотные крепыши. По лесным дорогам растут маслята. Они хороши, когда ещё молоды, похожи на клубочек. Под берёзами, осинами – свои грибы. Но подберёзовик вырастает и вдали от берёзки. А уж подосиновик может расти только под корнями осины. (По Н. Павловой)
— Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, корни обозначьте.
— Назовите сравнения.
| Читают правило про себя, выписывают слова – исключения, отвечают на вопрос.
Работают у доски, списывают слова, обозначают корни, объясняют свой выбор.
Играют в игру «Хлопок».
Работают с текстом, читают. Составляют план.
«Съедобные грибы».
Примерный план.
Вырос, растут, вырастает, расти.
Толстенькие, плотные крепыши (о белых грибах). Похожи на клубочек (о маслятах).
|
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
Задания 4 (№ 3) рубрики «Проверяем себя» на стр. 41 — От чего зависит выбор гласных О или А в корнях с чередованием?
— Где можно применить новые знания?
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
— Домашнее задание. § 6 упр. 61(№ 6), подготовиться к словарному диктанту на стр. 41. | Выбирают «лишнее» слово в каждой группе слов, аргументируют ответ. Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |