Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды»

Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
« Правописание форм глаголов повелительного наклонения»

(ФГОС)

Шилина Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Пангоды, 2014

Тема урока: «Правописание форм глаголов повелительного наклонения»

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный урок

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, Просвещение, 2012 г. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, М.: Баласс, 2014.

Цель урока:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний образования и написания глаголов повелительного наклонения; формировать умение образовывать формы повелительного наклонения; совершенствовать умения различать и определять наклонения глагола.

  2. Содействовать развитию орфографической зоркости, памяти и логического мышления.

  3. Способствовать воспитанию аккуратности, внимательности точности, взаимоуважения, интереса к предмету, любознательности.

Задачи:

1. Обучающие: организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний в рамках темы «Наклонение глагола»;

2. Развивающие: создать условия для развития  образно-эмоциональной сферы обучающихся, общего кругозора, познавательного интереса, мотивации учения, письменной и речевой культуры, памяти, воображения;

3. Воспитательные: создать условия для формирования чуткого отношения к языковым явлениям, наблюдательности и внимательности.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные УУД: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников и дополнительной литературе.

Коммуникативные УУД: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать: место и роль глагола в языке, его основные морфологические свойства, понятие наклонение глагола; значения глаголов в форме повелительного наклонения.

Уметь: определять наклонение глаголов, объяснять их значение; передавать их отношение к действительности, используя разные наклонения глагола.

Личностные: учащиеся научатся различать наклонения глагола по отношению действия к действительности;

Метапредметные: конструировать предложения и небольшие тексты, используя различные наклонения глагола; объяснять языковые явления.

Основные понятия: наклонение глагола; отношение действия к действительности; изъявительное, сослагательное (условное), повелительное наклонение.

Межпредметные связи: наклонение глагола в произведениях русской литературы

Ресурсы:

Основные: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, М.: Баласс, 2014

Дополнительные:

  • мультимедийный проектор;

  • ноутбук;

  • карточки;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ, тестовые, решение проблемных

задач.

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.

Организационный момент -2 мин.

Приветствие учащихся:


Добрый день, мои друзья!
Перед  вами снова  я.
Долгожданный  дан  звонок,
Начинается урок.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

 На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение… Смайлик.

Подготовка класса к работе

2.

Мотивация-1 мин.

  1. Проверка готовности к уроку.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Вяжет, пишет иль поет.

Может плакать и смеяться,

или забивает гол,

Начинаем удивляться-

Растолкует все … Кто? Глагол

Проверка готовности к уроку.

Морфология, правописание

Глагол

Знать: место и роль глагола в языке

Личностные УУД:положительное отношение к обучению Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, участвовать в диалоге

3.

Актуализация знаний – 3мин.

1. Скажите:

Какую часть речи мы сейчас изучаем?

Что вы знаете о глаголе?

2. Перед вами лежат словари, нужно найти в них определения «Глагол». Зачитайте.

Глагол

Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета

Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без Не не употребляются

Образуются при помощи приставок и суффиксов

Бывают совершенного и несовершенного видов

Могут иметь корни с чередованием букв

Начальная форма называется инфинитив

Знать: морфологические особенности глаголов

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

4.

Постановка учебной цели урока – 2 мин

Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола. Мы с вами повторим знания о глаголах изъявительного и условного наклонения. Вы научитесь образовывать формы глаголов повелительного наклонения. В этом нам поможет путешествие к звездам. Во время путешествия вам встретятся 3 планеты. На каждой планете нужно выполнить задание и только тогда отправиться в путь к следующей планете.

Знать: значения глаголов

Регулятивные УУД: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему

5.

Систематизация знаний учащихся- 4 мин.

В некотором царстве, в некотором государстве правил могучий король Глагол и было у него 3 сына.

Старший брат сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что-то не случалось.

Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!..

— Как звали 1 сына короля Глагола?

Средний брат покомандовать был рад

И повелевать любил ведь он.

Только слышно от него:

То возьми! Подай того!

— Как звали 2 сына короля Глагола?

Меньший брат во все дела совался.

То зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!

— Как звали 3 сына короля Глагола?

Однажды Глагол решил посмотреть, как сыновья правят своими государствами. И мы с вами тоже отправимся вместе с королем Глаголом на 1 планету

Глагол условного наклонения

Глагол повелительного наклонения

Глагол изъявительного наклонения

Регулятивные УУД:

учится обнаруживать и формулировать учебную проблему

При подлете к планете нас встречает стражник и предлагает выполнить 1 задание: перед вами словосочетания, нужно найти глаголы и указать наклонение.

Работа в парах.

Гуляем по городу, стоим на остановке, подъезжает автобус, входим в салон, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу.

Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Правильно указали глаголы и наклонение. А теперь скажите на планету какого наклонения мы попали?

Нас встречают жители планеты. Их интересует, что мы знаем о глаголах изъявительного наклонения? Ответы учащихся. Раздаются звездочки за правильный ответ.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.

Изъявительного.

Глаголы изъявительного наклонения обозначают действия, которые происходили в прошлом, происходят в настоящем или произойдут в будущем. Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам, в настоящем и будущем времени – по лицам и числам, в прошедшем времени – по числам и в единственном числе – по родам.

Вы молодцы, выполнили задание и мы свами отправимся на следующую планету.

Вглядевшись в эту планету, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.

Глагол был встревожен. Он обратился к жителям с вопросом:

Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:

Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,

Оказывается, жители этой планеты смогут завершить свои дела только при определённых условиях.

Как называется эта планета?

А Жители этой планеты всегда ходят парами. Почему?

Как пишется частица бы с глаголами?

2 задание: Найти в тексте глаголы условного наклонения.

Это глаголы условного наклонения, которые обозначают действия, которые могли бы произойти при каких-либо условиях. В условном наклонении глаголы не имеют форм времени и изменяются по числам, а единственном числе – по родам.

Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу

Индивидуальная работа.

Я пошел бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил,

Если б тятька разбудил!..

Молодцы, вы справились с заданием. Звездочки раздаются.

Пошел бы, не любил б, сразился б,

Победил бы, разбудил бы.

Личностные: научатся различать наклонения глагола

Личностные УУД: положительно относится к учению

6.

Формулирование темы и целей урока – 4 мин.

Чтобы попасть на следующую планету, нужно выполнить 3 задание. Расставьте ударение и определите наклонение глагола. Работа у доски.

Попляшете — попляшите, отыщете – отыщите, напишете — напишите, скажете- скажите, докажете – докажите, ускорите-ускорьте.

Незаметно для себя мы попали на планету. А на какую планету? Скажу вам, что планета эта удивительная. Здесь царит полный порядок. Почему?

Повелительного наклонения

— Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить

Уметь: определять наклонение глаголов, объяснять их значение

Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу Коммуникативные УУД: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы

7.

Физкультминутка — 2 мин.

А сейчас проведем физминутку, вы устали и нужно немного отдохнуть, давайте посмотрим на звездное небо, как оно красиво!

8.

Изучение нового материала- 8 мин.

Отдохнули, а теперь нам нужно узнать как образуются глаголы повелительного наклонения. Работа над правилом образования формы повелительного наклонения.

— Образуются они от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса –и- или без суффикса, во 2 л. Ед. ч + окончание –те образуются глаголы 2 л. мн ч.

Основной орфограммой является написание на конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих мягкого знака. Причем он сохраняется перед ся и те.

Теперь нам нужно определить тему урока.

Тема урока. Образование форм повелительного наклонения глаголов.

9.

Первичное закрепление – 6 мин.

4 задание.

Посмотреть фрагмент мультипликационного фильма и выписать глаголы повелительного наклонения.

Принести, перевернуть, объявите,

Уметь: определять наклонение глаголов, объяснять их значение Метапредметные: конструировать предложения

Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу

10.

Закрепление – 4 мин.

  1. Задание.

от данных глаголов образовать глаголы повелительного наклонения:

Образуйте форму повелительного наклонения ед. и мн. числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.

I вариант IIвариант

Возить быть

Резать бежать

Шить везти

Купить жарить

Читать плакать

Сдать стричь

Самостоятельная работа

Уметь: определять наклонение глаголов

Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу

12.

Рефлексия – 2 мин.

1. Что сегодня на уроке повторили?

Что узнали нового?

Как называется такое отношение глагола к действительности? Какие наклонения имеются?

На каких звездах мы сегодня побывали? Назовите их?

Вам понравилось наше путешествие?

2. Оцените свои знания по теме, при помощи звездочек, которые находятся на ваших партах:

Желтая карточка — на уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»

Зеленый цвет- на уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!

.3. Передайте своё настроение на уроке,

Выберите смайлик своего настроения

Глагол как часть речи, его особенности?

Глагол выражает не просто действие, но и как это действие относится к действительности: реальное, условное (возможное) или побуждаемое действие.

Такое отношение называется наклонение глагола и выделяются изъявительное, условное и повелительное наклонения.

Звезды изъявительного наклонения, условного и повелительного

Выбирают звездочки, прикрепляют их на доску.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Личностные: научатся различать наклонения глагола

Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу Коммуникативные УУД: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы

13.

Домашнее задание – 1 мин.

Упр. 622. Написать мини-сочинение по опорным словам.

Запись в дневниках

Метапредметные: конструировать небольшие тексты

Личностные УУД: положительно относится к учению

14.

Подведение итогов. – 1 мин.

Ребята подсчитывают звездочки, прикрепляют их на доску. Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here