Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет по образованию администрации Центрального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76 »
Повторение и обобщение изученного материала
по теме «Имя существительное»
Пугачёва Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №76»
Центрального района города Барнаула
Алтайского края Россия
Методическая разработка урока
русского языка
5 класс
Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»
Тип урока: Обобщение и систематизация полученных знаний.
Вид урока: Урок – диалог.
Цель урока:
Обущающая. Повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Имя существительное»
Развивающая. Развивать память, внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость.
Воспитывающая. Воспитывать бережное отношение, любовь к родному слову, к Родине, к истории своей страны. Воспитывать толерантность.
Задачи:
1. Закрепить знания об общем значении, морфологических особенностях имени существительного;
2. Закрепить знания о синтаксической роли имени существительного;
3. Закрепить умение употреблять имена существительные в речи.
Методы: наглядный (наблюдение),
практический (тренировочные упражнения),
создание и решение проблемной ситуации,
самообразования и самопроверки,
словесные методы: беседа, рассказ, объяснение.
приобретения и применения полученных знаний,
устного и письменного контроля.
Приёмы: объяснение учителя, передача теоретических знаний,
выразительное чтение текстов, работа над речевыми нормами,
работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок,
демонстрация умений.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная.
Работа по развитию речи: выразительное чтение лирики военных лет,
словесное описание картин на тему «ВОВ»,
составление словосочетаний с использованием имён существительных,
развитие языкового кругозора учащихся за счёт знакомства с лексическим значением слов, подбором синонимов,
расширение словарного запаса учащихся за счёт употребления в речи имён существительных.
Повторение по теме: общее значение имени существительного,
словообразование имён существительных,
употребление суффиксов — чик, — щик,.
род несклоняемых имён существительных,
склонение существительных на — мя,
синтаксическая роль имен существительных.
Текущее повторение: лексическое значение слова, синонимы,
корни с чередование,
словообразование
Контроль знаний: устный (фронтальный, индивидуальный),
письменный, дифференцированная проверка.
Оборудование урока: живопись, мелодии и лирика военных лет, запись песни “День Победы”.
перфокарты для индивидуальной работы, раздаточный материал со стихотворением С.Мальцева,
учебник «Русский язык 5 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа, 2007, рабочие тетради, «Словарик по русскому языку».
Межпредметные связи: русский язык,
литература,
история России,
музыка,
мировая художественная культура
Рефлексия: систематизация знаний по теме «Имя существительное»,
вырабатывание орфографического навыка,
умение выражать свои мысли на письме, верно употребляя существительные /сочинение /,
воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за подвиги своих соотечественников, уважения к ветеранам, фронтовикам
ВОВ, памяти погибшим и пропавшим без вести.
План урока
Организационный момент
1. Актуализация знаний, объявление темы, цели урока учащимся
2. Работа по развитию речи
3. Словарная работа
4. Фронтальный опрос
5. Лексическая работа
6. Словобразовательная работа
7. «Орфографическая дуэль»
8. Физкультминутка
9. Литературоведческая разминка
10. Синтаксическая работа
11. Работа по развитию речи
12. Итоги, выводы урока. Оценки учащихся. Домашнее задание.
Ход урока
Вид деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Цель деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||
1
2
3
4 ???
5
???
6
???
7
8
9
???
10
11
12
|
Организационный момент.
Актуализация знаний Слово учителя Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил ей между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ей между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, — живая или мёртвая?». И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…». Ребята, сегодня наш урок проходит в преддверии 65 – летия Победы. Шесть с половиной десятков лет назад всё было в руках русского народа, а сегодня эстафета жизни передана вам, мои дорогие ребята, от наших уважаемых ветеранов войны. Сегодня всё в ваших руках: хорошая учёба, достижение поставленных целей в жизни, мир на нашей планете!
Объявление темы, цели урока
Работа по развитию речи На доске — репродукции картин В.Дмитриевского «День Победы» (1982), П. Оссовского «Салют Победы» (1985), Ф.Когана «Салют на Красной площади» (1987). Звучит мелодия военных лет.
Задание: познакомиться с репродукциями предложен-ных картин, ответить на вопрос: как переданы на них радость, счастье Победы русского народа в войне?
Чтец: В. Александров День Победы От всей души под отблески салюта, В такой прекрасный славный майский день, Приходит к нам молчания минута И прошлого не призрачная тень.
Мы чтим историю – и в этом наша сила, Не забываем сорок пятый год: Салют Победы осветил Россию, И ликовал советский весь народ!
Во славу всех погибших и пропавших, Горят повсюду Вечные огни, Мы поименно помним воевавших, В людских сердцах сохранены они.
И в этот день открыты все границы, Для памяти людской запретов нет: И в бывших братских селах и столицах От Вечного огня исходит свет.
Достойные сыны отцов и дедов Давно уж не живут в одной стране… Да здравствует Великая Победа! Победа – ради жизни на земле!
Словарная работа Учитель: Ребята, какие слова – существительные мы можем записать в качестве словарных, глядя на репродукции картин? Запись словарных слов: Москва, Красная площадь, народ, парад, салют, победа, ветеран, солдат, герой, счастье.
Фронтальный опрос Учитель: 1. Что обозначает имя существительное? 2. На какие вопросы отвечает имя существительное? 3. Какие морфологические признаки имеет имя существи- тельное? 4. Как образуются имена существительные?
Лексическая работа Задание: объясните значение слова ПОБЕДА путём подбора синонимов. Вспомните, какие слова в русском языке принято называть словами – синонимами? Запишите синонимы в тетрадь, подчеркните орфограммы.
Словообразовательная работа А) Задание: составить словообразовательную цепочку: ПОБЕДА — … — ПОБЕДИТЕЛЬ.
Вспомните употребление суффиксов — чик, — щик. Б) Задание: при помощи суффиксов –чик, -щик образуйте имена существительные от слов /слова записаны на доске/: АВТОМАТ- ПУЛЕМЁТ — ПЕРЕДАТЬ – ПЕРЕВОДИТЬ – РАСНОСИТЬ — Дифференцированная работа: составить словосочетания с получившимися существительными, указав главное и зависимое слово.
Учитель: Сегодня мирное время, но чувство соперни -чества всегда живёт в людях. Предлагаю вам мирную дуэль – дуэль с грамматикой русского языка.
«Орфографическая дуэль» Работа всего класса по перфокартам Задание : записать только гласную в корне с чередованием. Слова диктуются сразу по три, строчка потом повторяется.
Дифференцированная проверка: победитель в «Орфографической дуэли» тот, у кого сложилась «5» из букв «А». Принимаются лишь те работы, которые без исправлений и имеют «5»., в журнал получают оценку «5» Те, кто допустил ошибки, дома проработать слова, записать их в «Словарик».
Физкультминутка Называются существительные 1, 2, 3 склонения. Если существительное 1 склонения – руки поднимаются вверх, Если существительное 2 склонения – хлопок в ладоши, Если существительное 3 склонения – приседание:
Родина, солдат, награда, храбрость, Столица, праздник, народ, страна, Площадь, помощь, честность, победитель!
Учитель: Жестокими были боевые сражения на полях ВОВ. Но советский народ всегда находил минутки отдыха. Вот и мы после «Орфографической дуэли» должны отдохнуть…
Литературоведческая разминка Учитель: Советские воины – победители в мае 1945 года шагали по УЛИЦАМ Берлина. Задание (устно) 1.: к слову УЛИЦА подберите синонимы — несклоняемые иноязычные имена существительные. Определите род несклоняемых существительных. Задание (хором) 2.: просклоняйте слово ЗНАМЯ. Учитель (продолжает): … а по улицам страны Советов шагала первая победная весна… С.Мальцев День победы
Звон колокольный летит над землей, Утро весенней прохладой ласкает. Солнце блестит в вышине голубой, Праздник Победы страна отмечает.
Учитель: 1. Определите тему четверостишия. 2. Обратите внимание на лексику. Через какие образы мы чувствуем радость народа – победителя? 3. Определите тип рифмовки данного четверостишия.
Синтаксическая работа Задание 1. (по вариантам): Провести синтаксический разбор: 1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение. Проверка, объяснение. Задание 2. (у доски): составить схемы предложенных предложений.
Работа по развитию речи
Употребление имён существительных Учитель: Выполнив синтаксический разбор предложений, мы можем сделать вывод: имена существительные в предложении могут быть любым членом предложения, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением и обстоятельством. Мудрость нашего народа заключена в пословицах и поговорках: (на доске пословицы)
Г..рой не умрет, он вечно в н..род.. ж..вет
Г…рой в бою дума..т не о смерт.., а о побед… . Дружно за мир ст..ять – войн.. (не) бывать!
Задание: Прочитайте, объясните значение пословиц. Запишите пословицы и объясните пропущенные орфограммы. Учитель: Как мы с вами заметили, имена существительные играют огромную роль в нашей речи: мы даём толкование предметам при помощи существительных, выражаем свои чувства, произнося существительные, употребляем существительные в лирике, песнях.
Итоги, выводы урока. Оценки учащихся. Домашнее задание (Написать сочинение «Письмо ветерану») Учитель: Запись песни Д. Тухманова “День Победы”
Урок окончен |
Рассказывает старинную притчу учащимся
Объявляет тему, цели урока.
Знакомит учащихся с репродукциями картин, их авторами, знакомит с песнями военных лет. Предлагает прослушать выразительное чтение стихотворения о войне.
Пишет слова на доске, выделяя орфограммы
Проводит фронтальный опрос
Предлагает подобрать синонимы к слову ПОБЕДА
Предлагает восстановить словообразовательную цепочку.
Предлагает вспомнить правило «Суффиксы – чик, — щик»
Проверяет работы /после урока/
Предлагает провести «Ор фографическую дуэль»:
Читает слова, контроли -рует синхронность вы -поления задания.
Проверяет, оценивает выполненное задание. Выставление «пятёрок»
Проводит физкультминутку
Выразительно читает четверостишье из стих. «День Победы» С.Мальцева
Обращается к карточкам, предусмотрительно подготовленные для учащихся перед уроком
Наблюдает, как уча-щиеся справляются с предложенным задании -ем, помогает тем, кто затрудняется.
Наблюдает, как уча-щиеся справляются с предложенным задании -ем, помогает тем, кто затрудняется.
Выразительно читает стихотворение.
Предлагает прослушать запись песни «День Победы», поздравляет всех с 65 – летие Победы
|
Учащиеся слушают учителя, настраиваются на работу
Оформление даты, вида работы, темы урока в рабочих тетрадях с доски.
Знакомятся с предложен -ным материалом, учатся лаконично, полно точно отвечать на поставленный вопрос, учатся слышать лирику, понимать её; выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.
Записывают слова в тетради, выделяя орфограммы, осознавая и запоминая написанное.
Отвечая на вопросы, повторяют пройденный теоретический материал.
Подбирают синонимы
Восстанавливают звенья словообразовательной цепочки, выделяя морфемы, проговаривая способ образования имени существительного. Вспоминают правило «Суффиксы – чик, — щик»
Составляют словосочетания
Выполняют задание на перфокартах
Подбирают слова АВЕНЮ, ШОССЕ
Хором склоняют слово «знамя» Слушают и следят за чтением (четверостишье на столе у каждого учащегося)
Выполняют задания Дают развёрнутые ответы
Выполняют задания
Выполняют задания Дают развёрнутые ответы
Слушают лирику о ВОВ и песню «День Победы» |
Заинтересовывать учащихся своим предметом; настроить их на плодотворную работу.
Достигать осознание каждым учеником, что он должен знать к концу урока, чему должен учиться, что запомнить.
Познакомить учащихся с историей родной страны. Развивать в детях художественный вкус, чувство прекрасного, чув — ство гордости за свою страну, чувство патриотизма, любовь к Родине. Прививать любовь к родному слову. Учить азам риторики, ораторского искусства.
Развивать орфографическую зоркость, грамотную ско-ропись, аккуратность работы в тетрадях; пополнять лекси -ческий запас, речевой круго -зор.
Развивать речь учащихся, учить грамотным, полным, правильным ответам на поставленный вопрос. Повторить изученное по теме «Имя существительное»
Повторить тему «Синони-мы», развивать умение давать толкование словам через подбор синонимов.
Систематизировать знания по теме «Словообразование имён существительных», повторить способы образования слов в русском языке.
Закрепить навык правописа -ния суффиксов –чик, -щик.
Закрепитьтему «Словосоче -тание», употребляя верную лексику.
Закрепление и контроль сфор -мированности навыка правописания гласных в корнях с чередованием. Данная тема является сложной, правописание глас -ной имеет свой принцип группировки по блокам: за -висит от ударения, от сочетания согласных, от суффикса, идущего за корнем, от лексического значения корня.
Снять физическую, эмоциональную усталость.
Систематизировать знания по теме «Род несклоняемых существительных»
Запомнить, что в существительных на -мя пишется суффикс — ен.
Учить слушать лирику, чувствовать размер, рифму стихотворения.
Формировать литературо-ведческие навыки. Развивать умение правильного опре -деления типа рифмы. ,
Систематизировать знания по теме «Синтаксичечская роль имени существи-тельного в предложении».
Развивать в детях художественный вкус, чувство прекрасного, чув — ство гордости за свою страну, чувство патриотизма, любовь к Родине. |
Список литературы
-
Богданова М. «Песням тех военных лет — поверьте!» / М. Богданова // Клуб. – 2004. — № 4. – С. 23 — 24.
-
Кудинова А.В.Русский язык (5-9 классы), Сборники диктантов, изложений, тестов/Экзамен, 2010
-
Литературно-музыкальный вечер, посвященный Победе в Великой Отечественной войне.
-
«Русский язык 5 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа, 2007
-
Старкова, Т. Слава тебе, победитель – солдат! / Т. Старкова // Воспитание школьников. – 2003. — № 4. – С. 67 – 70.
-
Шаверская, О. Нам дороги эти позабыть нельзя / О. Шаверская // Воспитание школьников. – 2002. — № 2. – С. 66 – 69.
-
http://www.artvek.ru