Технологическая карта урока русского языка
Учитель: Лобанова Г.Г.
МОУ Рогачёвская ООШ
Свободненского района
Амурской области
Класс : 5
Автор УМК: Львова С.И.
Тема урока: «Возвратные и невозвратные глаголы»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Содержательные | |
Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы. | познакомить с понятиями возвратность — невозвратность глагола |
Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы. | Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики; уметь образовывать возвратные глаголы |
Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала. | способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять возвратность – невозвратность глаголов |
| формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка |
Основные формы учебной деятельности по ФГОС: парная, использование технологических карточек, тестирование, проблемный метод обучения.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, учебник, раздаточный материал, лист самооценки.
Планируемый результат:
Личностные:
— Проявление творческого отношения к процессу обучения;
— Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные УУД:
Умение:
— распознавать возвратные и невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками возвратности и переходностинепереходности, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— обобщать полученную информацию;
— давать оценку своим действиям, оценивать результат;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
Умение:
— работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
— формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные УУД:
Умение:
— оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
— сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
— адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
.
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Планируемые результаты УУД
| |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Слайд1 Орешек знанья тверд, но все же — Мы не привыкли отступать, Вам расколоть его помогут Волшебные слова «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
— повторите эти слова три раза, логически меняя ударение.
| Подготовка класса к работе.
| Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся | С какой частью речи мы знакомимся? — Что вы о ней уже знаете? Выборочная проверка д/з Слайд 2 Цифровой диктант
Скучает по брату, причесал волосы, разрумянил щёки, осталась с сестрой, услышала птичку, замахнулся топором, позвала служанку, рассказал историю, обрадовался новости
Взаимопроверка 2,1,1,2,1,2,1,1,2 В каких глаголах, чтобы определить переходность можно к существительному не задавать вопрос? Почему? |
Отвечают на вопросы | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
|
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Слайд3 – Составьте из слов пословицу:пригодится, учиться, всегда Назовите глаголы. Что в них общего? Как называются такие глаголы? Почему? Какова тема урока? Цель? Какие задачи поставим перед собой?
| Ответы Учиться – всегда пригодится Формулируют тему, цель и задачи урока Оценивают себя.
| Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог. |
Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: составить план достижения целей | Слайд 4 Учитель читает строчки: Давайте же мыт?ся, плескат?ся, купат?ся, нырять, кувыркат?ся в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр») Какие слова встретились неизвестные. Назовите глаголы. На что они заканчиваются? Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов? — Какие вопросы у вас возникают? ( Что такое –ся? На что он указывает? Как пишутся сочетания тся, ться? Переходные ли глаголы с –-ся?) — Есть предположения?
|
Намечают пути решения задач Работают в паре с теоретическим материалом, составляют схемы Работа по группам Проверка Оценивание
| Планирование, прогнозирование (Р), Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний
| Слайд5 С.128 учебника Работа в паре. Проверьте свои предположения Выполняется по заданиям к упражнению. – На кого направлено действие, обозначенное возвратными глаголами? (На сам предмет, оно как бы возвращается на предмет.) – Объясните написание тся в этих глаголах.
| Работа в паре
Оценивание
| Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
|
Самостоятельная работа Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
Мирить – мириться, рассердить – …, обнимать – …, извинить – …, удивлять – …, глядеть – приглядеться, дружить – подружиться, ждать – …, играть – … . Самопроверка – Какими способами образованы возвратные глаголы? – Как называется орфограмма, которая встретилась во всех этих глаголах? (ь в сочетании ться.) . Физминутка. -Я произношу глаголы на –тся и –ться. Если в глаголе есть мягкий знак — приседают мальчики, если нет – девочки. Моется, моются мыться, одеваться, одевается, поднимается, подниматься, радуются, радоваться, возвращаться, возвращается, возвращаться. 2. Творческая работа. а) – Замените словосочетания глаголамисинонимами, графически покажите, что глаголы возвратные. Участвовать в соревновании (соревноваться), быть на тренировке (тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), чувствовать радость (радоваться). б) – Запишите синонимы к глаголам. Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться).
| Работа в паре
Проверка, оценивание.
Индивидуальная работа с карточками самопроверка оценивание
| Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л)
|
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Домашнее задание
| Слайд 7 — Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом? — Чему учились на уроке? — Что было трудным? — Все смогли безошибочно выполнять задания? — Значит, какую задачу поставим перед собой на следующий урок? Оцените себя, друг друга Оценивание работы
Слайд8 С. 128,учить; у. 689 или 691.
| Осуществляют оценку урока и самооценку, взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
| Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
|