Фамилия, имя, отчество автора материала: Симонян Елена Робертовна
Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» города Кунгура Пермского края
Должность автора: учитель начальных классов
Занятие по внеклассному чтению, 3 класс
Тема: Сказка Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Цель: вспомнить, какие виды сказок известны детям;
познакомить учащихся со сказками Ханса Кристиана Андерсена на примере сказки «Стойкий оловянный солдатик»;
развивать творчество, фантазию, воображение;
воспитывать чувство сопереживания, преданности, верности, дружбы, умение ценить прекрасное.
Оборудование: портрет Ханса Кристиана Андерсена, тексты сказок (у каждого ученика), рекомендательная литература (произведения Андерсена): «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Старый дом», «Русалочка», «Огниво», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», презентация.
I. Сообщение темы и цели занятия
-Ребята, скажите, с произведением какого автора мы познакомимся сегодня?
-Какое произведение будем читать?
II. Подготовка детей к восприятию сказки
-
Вспоминаем, какие виды сказок известны учащимся (народные и авторские).
Ученики дают определения разным видам сказок, вспоминают прочитанные ими народные сказки и называют авторов сказок, с которыми уже знакомы.
Одним из авторов таких сказок является Ханс Кристиан Андерсен.
-
Знакомство с краткими биографическими сведениями об авторе
Биографию рассказывает заранее подготовленный ученик, он же с помощью вопросов выясняет, что запомнили дети из всего услышанного.
-
Словарная работа
Перед тем, как читать сказку, проводится словарная работа. Слова высвечиваются на экране, ребята, опираясь на личный опыт, пытаются пояснить увиденное. Учитель дополняет ответы детей.
Батист- тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань.
Табакерка — коробочка для хранения табака.
Тролль— сверхъестественное существо, обычно враждебное людям.
Пошлина— налог, сбор.
-
Комментирование заголовка текста
Объясняется каждый термин в названии сказки.
-Почему солдатик, а не солдат? (Так как игрушка).
-Что значит оловянный? (В давние времена среди детей была распространена игра в оловянных солдатиков, их отливали из олова в специальных формочках).
-Подберите синонимы к слову стойкий. (Упорный, выдержанный, мужественный, несгибаемый).
III. Первичное чтение сказки (комбинированное: дети — учитель)
Перед чтением учитель нацеливает детей на проблемный вопрос:
-Почему солдатик назван стойким?
По ходу чтения учащиеся делают в книге пометы карандашом, выделяют те места, где показана стойкость солдатика.
IV. Различные виды работы над текстом
-
Беседа по содержанию
-Откуда появился оловянный солдатик?
-Какая из игрушек больше всего ему понравилась?
-Какие испытания выпали на долю оловянного солдатика?
-
Выборочное чтение
-Найти описание I, II, III, IV картинок.
-
Словесное рисование (иллюстрирование)
Дети рассказывают, какими они представляют солдатика, танцовщицу, тролля. С помощью слов ребята пытаются нарисовать героев произведения, затем смотрят, как их изобразил художник в книге.
Также по заданию учителя дети, проявляя творчество и фантазию, рисуют фразами- красками разного рода иллюстрации к сказке, такие, какие хотят сами.
V. Обобщающая беседа
-
Характеристика героев
На экране появляются слова, которые обозначают черты характера героев сказки, среди главных действующих лиц есть существа мужского рода (тролль, солдатик) и женского рода (танцовщица).
Учитель просит детей поставить слова в том роде, какого рода герой, меняя, если нужно, окончания слов. Учащиеся делятся на 3 группы по количеству героев. Каждая группа выписывает на листочек прилагательные, относящиеся к своему персонажу.
Список слов: преданный, хитрый, красивый, лукавый, смешливый, грациозный, храбрый, верный, застенчивый, прелестный, изящный.
Осуществляется проверка. Вызывается по одному представителю от группы.
-
Обсуждение с учащимися проблемных вопросов
-Почему солдатик назван стойким?
-Какие качества характера солдатика вам нравятся в людях?
-Кто из ваших друзей обладает такими же качествами?
-Какие особенности произведения относят его к жанру сказки?
-
Работа над выявлением главной мысли
Учитель читает последний абзац и просит учеников задуматься над главной мыслью произведения.
VI. Итог
-Какое чувство вызывает сказка?
VII. Список рекомендательной литературы
VIII. Домашнее задание
Сделать рисунки к сказке или написать сочинение о понравившемся герое.
Список использованной литературы:
-
Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». – М.: Издательство «Педагогика», 1975
-
Евгеньева А.П., Разумникова Г.А. Словарь русского языка. – М.: Издательство «Русский язык», 1981