Тема урока:Буквы «ч» и «щ» в суффиксе имен существительных «-чик» («-щик»).
Цели урока:
Образовательная :
1) Изучить правило написания суффиксов чик – щик, уметь графически обозначать условия выбора суффикса , применять изученное правило на практике;
2) научить определять значение суффиксов чик – щик.
Воспитательная :
1) Привить уважение к различным профессиям;
2) вызвать интерес к сказкам как к литературному произведению.
Развивающая :
1) Развивать творческое мышление учащихся;
2) совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся.
Тип-урока: урок-исследование
Оборудование: учебник, наглядные пособия, карточки, компьютер, доска интерактивная.
Эпиграф:
Для своих писательских надобностей давно уже назвал суффикс словотвором. ( С.Югов)
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык.
-Что за морфема суффикс?
—Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
— А как называется способ образования слова с помощью суффикса?
Суффиксальный
-Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я.
На доске запись:грузчик, каменщик.
— Каким способом образованы слова?
-Какое значение у суффиксов в записанных словах?
-Что общего у этих слов?
( Словообразовательная модель : корень, суффикс и нулевое окончание; имя существительное мужского рода, 2 склонения, одушевлённые, нарицательные; значение суффикса)
-Чем отличаются друг от друга?
Запишите в транскрипции два слова: грузчик, сварщик.
[грущ’ик] [кам’инщ’ик]
-
Как видите, и в том и в другом слове произносится суффикс [щ’ик], а пишется в первом случае -чик, а во втором -щик. Почему?
– Произношение не соответствует написанию.
-Подумайте, какие буквы в суффиксах вызывают сомнение при написании этих слов?
Ч и Щ
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд №1)
Буквы «ч» и «щ» в суффиксе имен существительных «-чик» («-щик»).
-Какой вопрос возникает после проведённого нами небольшого исследования?( когда в суффиксе мы пишем букву ч, а когда щ ?)
– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать. (Слайд №2)
-
Наша цель:
-
Познакомиться с суффиксами –чик-, — щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных.
II. Изучение нового материала.
— Предлагаю открыть тетради, записать число и тему урока:»Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)”.
III. Изучение нового материала.
-
Создание проблемной ситуации.(Слайд 3).
Вопрос:
— Прочитайте слова и скажите, что в них обозначают суффиксы
-Чик- и -Щик-:
.Объездчик
-
прокатчик
-
грузчик
-
разносчик
-
перебежчик
-
обойщик
-
Фонарщик
-
Танцовщик
-
Прицепщик
-
Съемщик
Ответ:(Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности).
-А что различает эти группы слов?
– суффикс -чик- (-щик-)
– Давайте внимательно рассмотрим слайды, попробуем ответить на вопрос: когда в суффиксе –чик-(-щик-) у существительных пишется буква ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?
– А буква щ?(Слайд 4).
– Итак, делаем вывод:(Слайд 5).
в суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ.
-А может, кому-то так легче будет запомнить буквы, после которых пишется суффикс вот по такому алгоритму наслайде № 6-7
Прошу проверить выводы с теоретическим материалом по учебнику.
III. Закрепление изученного.
– Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого выполним упражнение 244. Спишите, обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.В каком из слов вы употребили Ь?
Ь знак пишется перед суффиксами -чик -щик только после буквы Л: пальчик, стекольщик, кровельщик
Слайд № 8
2) Словарная работа.
– Ребята,с помощью суффиксов сегодня мы на уроке услышали о названиях профессии.Я хочу вам предложить разговор о профессии строителя на основе упражнения 246.
Прочитаем текст
Вставьте существительные, называющие лиц по профессии.
О чём говорится в этом тексте?
Озаглавьте текст.
Определите стиль текста.
Определите тип речи.
Какие предложения связаны при помощи однокоренных слов.
Люди каких профессии работают на строительстве?:
арматур…ики, камен…ики, кранов…ики, кровель…ики, свар…ики, стеколь…ики, водопровод…ики.
Слайд № 9
А что такое профессия? Что обозначает это слово? (Разные ответы учеников).
Слайд № 10
– Давайте обратимся к этимологическому словарю.. («Профессия – заимствовано в XIX веке из французского языка.Буквально – объявление о своей специальности»).
– А теперь давайте научимся правильно произносить и писать это слово.
– Какая орфограмма в этом слове? (Удвоенная буква «эс»).
– На какой слог падает ударение? (На второй слог).
– Еще раз произнесем это слово хором и запишем его в тетрадь.
– Составьте с ним словосочетания. (Будущая профессия, интересная профессия, профессия врача и т.д.).
Арматура (лат. armatura «вооружение, снаряжение») — 1) совокупность приспособлений, деталей для какого-нибудь сооружения конструкции. Арматура электрических светильников;
2) в строительстве — стальной каркас железобетонных конструкций, металлические конструкции.
3) Знакомство с разнообразным миром профессий.
– А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»:
У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
– Да, профессий много, выбирай на вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача – овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами.
Слайд № 11
-Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных?
(Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик).
– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.
Выборочный диктант. Слайд № 12
— Я диктую слова, а вы распределяете в 2 колонки, продолжая начатую таблицу. (такая же табличка на обратной стороне доски)
-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик
-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик
Физкультминутка Слайд № 13
Слайд № 14 — Вы много работали и, конечно, устали. Проведём физкультминутку, чтобы восстановить свои силы. ( Вы по описанию называете профессию и повторяете за мной движения)
Слайд № 15 — Ответы
V. Работа с индивидуальными карточками.-Слайд № 16
Карточка № 1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.
Камен…
Водопровод…
Барабан…
Полиров…
Сбор…
Газет…
Рассказ…
Стеколь…
Бетон…
Вагон…
Карточка № 2.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.
Перевод…
Буриль…
Разнос…
Портфель…
Пулемет…
Уголь…
Набор…
Компьютер…
Забастов…
Зачин…
Задание Проверим себя —Слайд № 17
1) в каком слове пишется буква – Ч — ?
А. Танцов..ик;
Б. Забой..ик;
В. Груз..ик
Г. Обой..ик
1) в каком слове пишется буква – Ч — ?-Слайд № 18
А. Танцов..ик;
Б. Забой..ик;
В. Груз..ик
Г. Обой..ик
2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик
Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик
В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик
Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик
6. Выводы по уроку.Рефлексия. —Слайд №19
1.Сегодня на уроке я повторил….
2. Сегодня на уроке я узнал….
Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
Как мы ее решили?
Для чего надо знать значение суффиксов?
Какую роль играют в языке суффиксы?
7. Подведение итогов: выставление и обоснование оценок.(на основе карточек самооценки)
8.Домашнее задание. -Слайд №20
– Мы познакомились с хорошими и разными профессиями. Вам в недалеком будущем знания сегодняшнего урока можно использовать при выборе своей будущей деятельности или профессии. Но кем бы вы ни были, не забывайте быть грамотными.
И не забудьте записать домашнее задание:
1. Выучить орфограмму №33,
2. Письменно составить диалог, используя названия профессий с изученным правилом (к уроку русского языка).