Тема урока:Буквы «ч» и «щ» в суффиксе имен существительных «-чик» («-щик»).

Цели урока:

Образовательная :

1) Изучить правило написания суффиксов чик – щик, уметь графически обозначать условия выбора суффикса , применять изученное правило на практике;

2) научить определять значение суффиксов чик – щик.

Воспитательная :

1) Привить уважение к различным профессиям;

2) вызвать интерес к сказкам как к литературному произведению.

Развивающая :

1) Развивать творческое мышление учащихся;

2) совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся.

Тип-урока: урок-исследование

Оборудование: учебник, наглядные пособия, карточки, компьютер, доска интерактивная.

Эпиграф:

Для своих писательских надобностей давно уже назвал суффикс словотвором. ( С.Югов)

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык.

-Что за морфема суффикс?

Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

— А как называется способ образования слова с помощью суффикса?

Суффиксальный

-Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.

Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.

Сначала за помощью к вам хочу обратиться я.

На доске запись:грузчик, каменщик.

— Каким способом образованы слова?

-Какое значение у суффиксов в записанных словах?

-Что общего у этих слов?

( Словообразовательная модель : корень, суффикс и нулевое окончание; имя существительное мужского рода, 2 склонения, одушевлённые, нарицательные; значение суффикса)

-Чем отличаются друг от друга?

Запишите в транскрипции два слова: грузчик, сварщик.
[грущ’ик] [кам’инщ’ик]

  • Как видите, и в том и в другом слове произносится суффикс [щ’ик], а пишется в первом случае -чик, а во втором -щик. Почему?

Произношение не соответствует написанию.

-Подумайте, какие буквы в суффиксах вызывают сомнение при написании этих слов?

Ч и Щ

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд №1)

Буквы «ч» и «щ» в суффиксе имен существительных «-чик» («-щик»).

-Какой вопрос возникает после проведённого нами небольшого исследования?( когда в суффиксе мы пишем букву ч, а когда щ ?)

Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать. (Слайд №2)

  • Наша цель:

  • Познакомиться с суффиксами –чик-, — щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных.

II. Изучение нового материала.

— Предлагаю открыть тетради, записать число и тему урока:»Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)”.

III. Изучение нового материала.

  1. Создание проблемной ситуации.(Слайд 3).

Вопрос:

— Прочитайте слова и скажите, что в них обозначают суффиксы
-Чик- и -Щик-:

.Объездчик

  • прокатчик

  • грузчик

  • разносчик

  • перебежчик

  • обойщик

  • Фонарщик

  • Танцовщик

  • Прицепщик

  • Съемщик

Ответ:(Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности).

-А что различает эти группы слов?

суффикс -чик- (-щик-)

Давайте внимательно рассмотрим слайды, попробуем ответить на вопрос: когда в суффиксе –чик-(-щик-) у существительных пишется буква ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?

А буква щ?(Слайд 4).

Итак, делаем вывод:(Слайд 5).

в суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ.

-А может, кому-то так легче будет запомнить буквы, после которых пишется суффикс вот по такому алгоритму наслайде № 6-7

Прошу проверить выводы с теоретическим материалом по учебнику.

III. Закрепление изученного.

Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого выполним упражнение 244. Спишите, обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.В каком из слов вы употребили Ь?

Ь знак пишется перед суффиксами -чик -щик только после буквы Л: пальчик, стекольщик, кровельщик

Слайд № 8

2) Словарная работа.

– Ребята,с помощью суффиксов сегодня мы на уроке услышали о названиях профессии.Я хочу вам предложить разговор о профессии строителя на основе упражнения 246.

Прочитаем текст

Вставьте существительные, называющие лиц по профессии.

О чём говорится в этом тексте?

Озаглавьте текст.

Определите стиль текста.

Определите тип речи.

Какие предложения связаны при помощи однокоренных слов.

Люди каких профессии работают на строительстве?:

арматур…ики, камен…ики, кранов…ики, кровель…ики, свар…ики, стеколь…ики, водопровод…ики.

Слайд № 9

А что такое профессия? Что обозначает это слово? (Разные ответы учеников).

Слайд № 10

Давайте обратимся к этимологическому словарю.. («Профессия – заимствовано в XIX веке из французского языка.Буквально – объявление о своей специальности»).

А теперь давайте научимся правильно произносить и писать это слово.

Какая орфограмма в этом слове? (Удвоенная буква «эс»).

На какой слог падает ударение? (На второй слог).

Еще раз произнесем это слово хором и запишем его в тетрадь.

Составьте с ним словосочетания. (Будущая профессия, интересная профессия, профессия врача и т.д.).

Арматура (лат. armatura «вооружение, снаряжение») — 1) совокупность приспособлений, деталей для какого-нибудь сооружения конструкции. Арматура электрических светильников;

2) в строительстве — стальной каркас железобетонных конструкций, металлические конструкции.

3) Знакомство с разнообразным миром профессий.

– А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»:

У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

– Да, профессий много, выбирай на вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача – овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами.

Слайд № 11

-Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных?

(Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик).

Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

Выборочный диктант. Слайд № 12

Я диктую слова, а вы распределяете в 2 колонки, продолжая начатую таблицу. (такая же табличка на обратной стороне доски)

-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

Физкультминутка Слайд № 13

Слайд № 14 — Вы много работали и, конечно, устали. Проведём физкультминутку, чтобы восстановить свои силы. ( Вы по описанию называете профессию и повторяете за мной движения)

Слайд № 15 — Ответы

V. Работа с индивидуальными карточками.-Слайд № 16

Карточка № 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Камен…

Водопровод…

Барабан…

Полиров…

Сбор…

Газет…

Рассказ…

Стеколь…

Бетон…

Вагон…

Карточка № 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Перевод…

Буриль…

Разнос…

Портфель…

Пулемет…

Уголь…

Набор…

Компьютер…

Забастов…

Зачин…

Задание Проверим себя —Слайд № 17

1) в каком слове пишется буква – Ч — ?

А. Танцов..ик;

Б. Забой..ик;

В. Груз..ик

Г. Обой..ик

1) в каком слове пишется буква – Ч — ?-Слайд № 18

А. Танцов..ик;

Б. Забой..ик;

В. Груз..ик

Г. Обой..ик

2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик

Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик

В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик

Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик

6. Выводы по уроку.Рефлексия. —Слайд №19

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

Как мы ее решили?

Для чего надо знать значение суффиксов?

Какую роль играют в языке суффиксы?

7. Подведение итогов: выставление и обоснование оценок.(на основе карточек самооценки)

8.Домашнее задание. -Слайд №20

Мы познакомились с хорошими и разными профессиями. Вам в недалеком будущем знания сегодняшнего урока можно использовать при выборе своей будущей деятельности или профессии. Но кем бы вы ни были, не забывайте быть грамотными.

И не забудьте записать домашнее задание:

1. Выучить орфограмму №33,

2. Письменно составить диалог, используя названия профессий с изученным правилом (к уроку русского языка).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here