Урок № 88 Русский язык в 6 классе
Тема: Повторение изученного о прилагательном в 5 классе.
Цели: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные; знать условия выбора падежных окончаний прилагательных, уметь правильно писать краткие прилагательные, определять синтаксическую роль прилагательных; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: распечатанные тексты, кармашки для игры, индивидуальные карточки.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний:
1). Вопросы:
— Что такое имя прилагательное?
— Что обозначает имя прилагательное?
— Как изменяются имена прилагательные?
— Могут ли иметь краткую форму имена прилагательные?
— Синтаксическая роль имен прилагательных?
III. Изучение материала:
-
Чтение текста (распечатан на каждого ученика) сначала с именами прилагательными, затем – без них:
Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушечьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах («Юный натуралист»).
-
После сравнения двух текстов (с прилагательными и без) выясняется, какой из них
больше понравился ребятам и почему.
— За счет чего создается такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?
— Что обозначают прилагательные этого текста?
— Как вы понимаете выражения звонкие сумерки, голосят лягушечьи хоры?
— Выпишите 3 – 4 словосочетания «прилагательное + существительное» и разберите их.
— Подберите синонимы к прилагательному багряное (зарево).
3. Игра «Я учитель» (по упражнению 269).
Один ученик выполняет роль учителя: находит словосочетания «прил. + сущ.», выписывает их, определяет род, число, падеж имен прилагательных, объясняет орфограммы. В это время другой ученик выписывает слова с пропущенными буквами, не вошедшие в словосочетания «прил. + сущ.». Объясняет написание пропущенных букв. После этого доска закрывается и класс записывает словосочетания и слова с пропущенными буквами под диктовку одного из учеников, затем соседи по парте меняются тетрадями и проверяют друг друга.
Динамическая пауза.
4.Прочитайте текст, определить синтаксическую роль имен прилагательных в распечатанном тексте:
«Одно из самых прекрасных в мир, самых нежных и грациозных существ» — так отозвался о пятнистом олене Михаил Пришвин.
У этого небольшого оленя легкая голова, большие глаза с длинными ресницами, тонкие стройные ноги. Окрас зимой буровато – серый, летом – рыжий, с многочисленными светлыми пятнами. Не только красотой славится пятнистый олень. Давно известны ценные лекарственные свойства его молодых рогов (Е. Нивин).
— Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте.
— Разберите по составу прилагательное пятнистый.
— Запишите по 2 – 3 примера прилагательных с разными суффиксами – ист-, — лив-, -чив-, -еньк-, — оньк-.
5. Индивидуальные карточки (на повторение по теме «имя прилагательное»):
1). Вставить нужные окончания прилагательных, используя таблицу на стр. 112:
В осенн..м лесу, зимн..м днем, о вчерашн..м случае, в тяжел..м свинцов..м небе, в син..м небе, о трескуч..м морозе, в дремуч..м лесу, в весенн..й свежести, о красив..м поступке, на кленов..х листьях.
2). Вставить нужные окончания прилагательных, используя таблицу на стр. 112:
Во вчерашней газете, на сыром песке дорожки, в осеннем лесу, весенним днем, на лошадке, в синем небе, думать о постановке пьесы, в речи ученого, с хорошим человеком, в пустыне, в глубине России.
6. Самостоятельная работа: упражнение 273 (по заданию).
— На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?
IV. Рефлексия:
— Что мы знаем об имени прилагательном?
— Для чего нужно уметь определять часть речи?
— Приведите примеры, когда прилагательное выполняет роль сказуемого в тексте.
— Составьте синквейн со словом имя прилагательное.
V. Объяснение домашнего задания: упражнение 274.
В игровой форме «Не спутай кармашки». Слова из данного упражнения написаны на отдельных карточках. Учащиеся по одному берут карточку и кладут ее в соответствующий кармашек.
сущ. ж.р. им.п. |
сущ. ж.р. род. п. |
краткое прил. |
глагол |
VI. Выставление оценок.