Урок № 88 Русский язык в 6 классе

Тема: Повторение изученного о прилагательном в 5 классе.

Цели: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные; знать условия выбора падежных окончаний прилагательных, уметь правильно писать краткие прилагательные, определять синтаксическую роль прилагательных; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: распечатанные тексты, кармашки для игры, индивидуальные карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний:

1). Вопросы:

— Что такое имя прилагательное?

— Что обозначает имя прилагательное?

— Как изменяются имена прилагательные?

— Могут ли иметь краткую форму имена прилагательные?

— Синтаксическая роль имен прилагательных?

III. Изучение материала:

  1. Чтение текста (распечатан на каждого ученика) сначала с именами прилагательными, затем – без них:

Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушечьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах («Юный натуралист»).

  1. После сравнения двух текстов (с прилагательными и без) выясняется, какой из них

больше понравился ребятам и почему.

— За счет чего создается такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?

— Что обозначают прилагательные этого текста?

— Как вы понимаете выражения звонкие сумерки, голосят лягушечьи хоры?

— Выпишите 3 – 4 словосочетания «прилагательное + существительное» и разберите их.

— Подберите синонимы к прилагательному багряное (зарево).

3. Игра «Я учитель» (по упражнению 269).

Один ученик выполняет роль учителя: находит словосочетания «прил. + сущ.», выписывает их, определяет род, число, падеж имен прилагательных, объясняет орфограммы. В это время другой ученик выписывает слова с пропущенными буквами, не вошедшие в словосочетания «прил. + сущ.». Объясняет написание пропущенных букв. После этого доска закрывается и класс записывает словосочетания и слова с пропущенными буквами под диктовку одного из учеников, затем соседи по парте меняются тетрадями и проверяют друг друга.

Динамическая пауза.

4.Прочитайте текст, определить синтаксическую роль имен прилагательных в распечатанном тексте:

«Одно из самых прекрасных в мир, самых нежных и грациозных существ» — так отозвался о пятнистом олене Михаил Пришвин.

У этого небольшого оленя легкая голова, большие глаза с длинными ресницами, тонкие стройные ноги. Окрас зимой буровато – серый, летом – рыжий, с многочисленными светлыми пятнами. Не только красотой славится пятнистый олень. Давно известны ценные лекарственные свойства его молодых рогов (Е. Нивин).

— Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте.

— Разберите по составу прилагательное пятнистый.

— Запишите по 2 – 3 примера прилагательных с разными суффиксами – ист-, — лив-, -чив-, -еньк-, — оньк-.

5. Индивидуальные карточки (на повторение по теме «имя прилагательное»):

1). Вставить нужные окончания прилагательных, используя таблицу на стр. 112:

В осенн..м лесу, зимн..м днем, о вчерашн..м случае, в тяжел..м свинцов..м небе, в син..м небе, о трескуч..м морозе, в дремуч..м лесу, в весенн..й свежести, о красив..м поступке, на кленов..х листьях.

2). Вставить нужные окончания прилагательных, используя таблицу на стр. 112:

Во вчерашней газете, на сыром песке дорожки, в осеннем лесу, весенним днем, на лошадке, в синем небе, думать о постановке пьесы, в речи ученого, с хорошим человеком, в пустыне, в глубине России.

6. Самостоятельная работа: упражнение 273 (по заданию).

— На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?

IV. Рефлексия:

— Что мы знаем об имени прилагательном?

— Для чего нужно уметь определять часть речи?

— Приведите примеры, когда прилагательное выполняет роль сказуемого в тексте.

— Составьте синквейн со словом имя прилагательное.

V. Объяснение домашнего задания: упражнение 274.

В игровой форме «Не спутай кармашки». Слова из данного упражнения написаны на отдельных карточках. Учащиеся по одному берут карточку и кладут ее в соответствующий кармашек.

сущ.

м.р.

им. П.

сущ.

ж.р.

им.п.

сущ.

ж.р.

род. п.

краткое

прил.

глагол

VI. Выставление оценок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here