УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

Учитель Ботка Л.А.

МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»

ПЛАН УРОКА 6 класс

Тема урока: «Имя числительное как часть речи».

Цели урока:

  • освоить с учащимися имя числительное как часть речи;

  • сформулировать понятие об имени числительном;

  • вырабатывать умение находить числительные в тексте;

  • научить различать количественные и порядковые имена числительные;

  • познакомить с разрядами количественных числительных, с простыми, составными и сложными именами числительными, с синтаксической ролью в предложении;

  • учить ребят отличать имена числительные от других частей речи;

  • развивать навыки грамотного письма;

  • прививать любовь к русскому языку;

  • воспитывать бережное отношение к слову.

Методические приемы: беседа с учащимися, работа по учебнику, самостоятельная работа, работа по карточкам, тестирование.

Оборудование: карточки, тексты, технологическая карта, сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Вот раздался звонок,

Начинается урок.

Ребята, внимательно прослушайте отрывок из стихотворения О. Высотской «Веселая грамматика». О каких, известных вам, частях речи в нем говорится?

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным – веселый

Новый школьный день прошел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное – семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

II. Беседа по вопросам.

1. Что такое:

  • имя существительное;

  • имя прилагательное;

  • глагол;

  • местоимение?

2. А какую часть речи вы не знаете? (имя числительное)

III. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи – именем числительным.

IV. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

Прочитайте тему урока и скажите, какую проблему мы должны решить?

V. Ваши одноклассники провели исследовательскую работу, они подготовили сообщения.

Родин В. – «Из истории про числа».

Воробьева О. – «Как люди научились записывать цифры».

Спасибо, ребята, вы очень хорошо рассказали нам о возникновении счета и о том, как люди научились записывать цифры.

Знаете ли вы, что в русском языке существуют слова, обозначающие числа, а называются они… (именами числительными).

VI. Откроем учебники на стр. 138, поработаем с материалом, который дан под (звездочкой).

  • На какой вопрос отвечают имена числительные в первом столбике и что они обозначают? (Сколько? Количество предметов)

  • На какой вопрос отвечают, что обозначают имена числительные во втором столбике? (Сколько? Обозначают число)

  • На какой вопрос отвечают, что обозначают имена числительные в третьем столбике? (Какую? Какой? Каким? Порядок предметов при счете)

Сделайте вывод о том, что такое имя числительное?

Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой?

Определите падеж имен числительных:

Скольким? – Д.п.

Скольких? – Р.п.

Сколькими? – Т.п.

Сколько? – И.п.

Сколько? – В.п.

К скольким? – Д.п.

Какую? – В.п.

Каким? – Т.п.

Какого? – Р.п.

А теперь узнаем, какими членами предложения могут быть имена числительные.

Прочитаем на стр. 139.

Вывод: как изменяются имена числительные (по падежам), бывают м., ж., ср. р., ед. и мн. ч.

VII. В I и II столбиках что обозначают имена числительные? (количество предметов и число).

Так как же они будут называться? (количественными)

В III столбике что обозначают? (порядок предметов при счете, они будут называться порядковыми).

Вывод: имена числительные по значению делятся на количественные и порядковые.

VIII. Запишите в 3 столбика имена числительные.

I.

Сорок два ученика

Двести три книги

Шестнадцать брошюр (сл. исключ.)

II.

Одна четвертая сада

Три восьмых гектара

III.

Двое детей

Трое медвежат

Четверо суток

Ответьте на вопросы:

— На какой вопрос отвечают имена числительные во всех трех столбиках? (сколько?)

Значит, это будут количественные имена числительные.

  1. Что обозначают имена числительные в первом столбике? (количество предметов в целых единицах)

  2. Что обозначают имена числительные во втором столбике? (количество предметов в дробных единицах)

  3. Что обозначают имена числительные в третьем столбике? В чем их особенность? (обозначают несколько предметов как единое целое)

Вывод: количественные имена числительные по значению делятся на числительные, обозначающие целые числа и называющиеся целыми, на дробные и собирательные.

Дополните колонки своими примерами.

IX. Заполните пустые ячейки.

  • Сколько слагаемых в каждом числе?

  • Каждому слагаемому соответствует числительное.

  • Следовательно, сколько слагаемых, столько и слов в числительном.

120

100

20

двадцать

?

56

50

6

?

шесть

58

6

52

?

шесть

Выпишите имена числительные, состоящие из:

1 слова и 1 корня в I столбик;

1 слова и 2-х корней во II-й столбик;

2-х слов и более в III столбик.

Послушайте рассказ о том, почему имена числительные от 11 до 19 долгое время считались сложными. Выполните упражнение 349.

Сделайте вывод о том, как будут называться имена числительные в первом, втором, третьем столбиках. (простые, сложные и составные)

Дополните колонки своими примерами.

X. Но есть имена числительные, правописание которых нужно запомнить.

Как называются такие слова? (словарные)

миллион, миллиард,

триста, четыреста.

Шекиладзе М. Подготовила сообщение «Почему миллион называется числом – великаном».

Прочитать на стр. 139.

— Какими членами предложения могут быть имена числительные?

XI. Числовые значения могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами.

Например: кто? двойник – сущ.;

что? двойка – сущ.;

какой? двойной – прилаг.;

что сделать? удвоить – глагол;

два (2); три (3) – числит.

Игра. Называю слова разных частей речи, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда назову имя числительное.

Стол, две седьмых, двойной (прилаг.), три, двойка (сущ.), прыгать, красный, платок, тридцать два, восемь, двести, арбуз, большой, двадцать, пятый, вставать, тридцать второй, ручка, пять.

XII. Тренировочные работы.

  1. Работа с текстом (взаимопроверка).

  2. Ответы на вопросы. Дети читают вопрос и записывают ответ. А какое сегодня число? (Двадцатое) Какое это будет числительное? (Порядковое) Допишите свои примеры.

  3. Выполнение теста.

  4. Кто больше назовет книг, художественных фильмов, в названиях которых используются имена числительные.

  5. Сигнальные карточки.

XIII. Итог урока.

  • Чему мы учились с вами сегодня?

  • Что нового узнали?

Оцените свою работу на уроке.

XIV. Д/з: дифференцированное (см. таблицу).

XV. Вот раздался звонок.

Это значит, что закончился урок.

Тезисы

  1. Числительное может обозначать количество предметов (да).

  2. Числительное может отвечать на вопрос что? (нет).

  3. Числительное изменяется по падежам (да).

  4. Числительные всегда бывают одним членом предложения (нет).

  5. Числительное обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете (да).

  6. Имена числительные делятся на количественные и порядковые (да).

  7. Числительное может отвечать на вопрос что? (нет).

  8. Имена числительные по структуре могут быть простыми, составными и сложными (да).

  9. Количественные имена числительные по значению делятся на числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные (да).

  10. Имена числительные бывают разными членами предложения (да).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here