Тема « Имя прилагательное в словосочетании и предложении». 6 класс.
Цели: 1. Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи
2.Формировать умение определять синтаксическую функцию прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.3. Развивать речевые навыки учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, наглядные пособия, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Исследование новой темы.
Тема нашего урока « Имя прилагательное в словосочетании и предложении».
— Как вы думаете, на какие вопросы вы должны ответить в ходе урока?
( В роли какого слова выступают имена прилагательные в словосочетании?
— Какими членами предложения являются имена прилагательные ? )
-
Словарная работа.
На доске нарисованы рисунки ( яблоко, туча, огурец, шарик), рядом записаны слова:
Тёмный синий яркий светлый
Красный чёрный зелёный фиолетовый
— Ваша задача «придать цвет». Но сделать это нужно не карандашом, а словом. (Учащиеся записывают слова, обозначающие цвет, используя сложные прилагательные)
— Какими цветами вы закрасили рисунки? ( К доске вызывается ученик и записывает слова)
— Выделите орфограммы в словах.
( тёмно- красное, иссиня – чёрная, ярко – зелёный, светло – фиолетовый)
— Как вы понимаете значение слова «иссиня – чёрный»? Проверим по словарю.( Задание даётся одному ученику. Он смотрит лексическое значение слова, потом зачитывает его вслух.)
— Составьте словосочетания с данными словами и запишите их в тетрадь. Произведите их синтаксический разбор.
Тёмно – красное яблоко прил. + сущ.
Иссиня – чёрная туча прил. + сущ.
Ярко – зелёный огурец прил. + сущ.
Светло – фиолетовый шарик прил.+ сущ.
— В роли какого слова выступает в этих словосочетаниях имя прилагательное? (зависимое)
— Скажите, а имя прилагательное в словосочетании может выступать только в роли зависимого или нет? ( Может быть главным)
2. Выполнение упр.457 (выборочные словосочетания) . (У доски работает ученик.)
— Ребята, на доске записано:
Тёплый ( погода, слова), острый (нож, язык), холодный ( напиток, взгляд).
Сильный (ветер, зверь, характер), аккуратный (почерк, ученик), крутой (спуск, нрав).
— Составьте и запишите словосочетания по схеме прил.+сущ., употребив в прямом и переносном значении. (К доске вызывается ученик.)
— Выполните фонетический разбор слов «язык», «погода» . ( У доски работают 2 ученика)
Физкультурная минутка.
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
5. Работа с текстом.
На экране спроецирован текст.
Учитель его читает.
Январь.
Январь – месяц снегов. Прилетают они всегда вдруг. Ночью зашепчутся деревья. Что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла зима.
Лес утонул в сугробах. Под сводом неба, покорно склонив головы, застыли деревья.
-Что перед вами? (Текст).
— Что такое «текст»?
— Прослушайте другой текст. (Спроецирован на экране)
Январь.
Январь – месяц больших снегов. Прилетают они всегда вдруг. Ночью зашепчутся деревья. Что-то творится в зимнем лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима.
Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли белые деревья.
— Какой текст вам понравился больше?
— За счёт чего во втором тексте создаётся яркая, образная картина, которую легко представить?
— Что обозначают прилагательные в этом тексте?
— Как вы понимаете выражения « дремучие сугробы», «лес утонул», «тяжёлые головы деревьев»?
— Запишите первое предложение и сделайте синтаксический разбор:
— Разберите по составу слово « прилетают».
-Так , какова же роль прилагательного в тексте?
-В предложении чаще всего прилагательные выступают в роли какого члена предложения? (определения)
-Могут они выступать ещё и в роли подлежащего, дополнения, сказуемого.
6.- Посмотрите на предложения ( они записаны на доске):
Лик его ужасен.
Прозрачен воздух росистым утром.
Больной выздоравливал.
Смелого пуля боится.
-Найдите в них прилагательные и определите, в роли какого члена предложения они выступают? (к доске вызывается ученик, остальные работают на местах)
— Откройте в учебнике стр.200. Прочитайте правило.
— О чём я забыла вам сказать? ( Переход некоторых прилагательных в сущ.)
7. Проводится игра «Не перепутай кармашки».
Учащимся раздаются жетоны. Они правильно должны вложить жетон в нужный кармашек. (Они висят на доске)
На экране предложения — определить в роли какого члена предложения выступает прилагательное : определение, сказуемое, подлежащее, дополнение.
Зашла в прачечную.
По тротуару ходят прохожие.
Рабочие выходили из заводских ворот.
Эта игра интересна.
Ванная комната закрыта.
Гостиная наполнена светом.
8.Творческая работа.
–Посмотрите на экран. Перед вами зимний пейзаж. Составьте мини-текст, используя в нём прилагательные. (Выборочный опрос)
9. Выводы по уроку.
— Для чего используются прилагательные в тексте?
— В роли какого слова могут употребляться прилагательные в тексте?
— Каким членом предложения может выступать имя прилагательное?
— В какую часть речи перешли некоторые имена прилагательные?
10.Выставление оценок за урок.
11.Домашнее задание: &35, упр. 459, 462, 467 или 470.
12. Рефлексия.
В конце урока, ребята, опустите жетоны определённого цвета в кармашки:
Синий – урок понравился.
Красный – не понравился.
Жёлтый – понравились только некоторые задания.