Тема « Имя прилагательное в словосочетании и предложении». 6 класс.

Цели: 1. Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи

2.Формировать умение определять синтаксическую функцию прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.3. Развивать речевые навыки учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, наглядные пособия, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Исследование новой темы.

Тема нашего урока « Имя прилагательное в словосочетании и предложении».

— Как вы думаете, на какие вопросы вы должны ответить в ходе урока?

( В роли какого слова выступают имена прилагательные в словосочетании?

— Какими членами предложения являются имена прилагательные ? )

  1. Словарная работа.

На доске нарисованы рисунки ( яблоко, туча, огурец, шарик), рядом записаны слова:

Тёмный синий яркий светлый

Красный чёрный зелёный фиолетовый

— Ваша задача «придать цвет». Но сделать это нужно не карандашом, а словом. (Учащиеся записывают слова, обозначающие цвет, используя сложные прилагательные)

— Какими цветами вы закрасили рисунки? ( К доске вызывается ученик и записывает слова)

— Выделите орфограммы в словах.

( тёмно- красное, иссиня – чёрная, ярко – зелёный, светло – фиолетовый)

— Как вы понимаете значение слова «иссиня – чёрный»? Проверим по словарю.( Задание даётся одному ученику. Он смотрит лексическое значение слова, потом зачитывает его вслух.)

— Составьте словосочетания с данными словами и запишите их в тетрадь. Произведите их синтаксический разбор.

Тёмно – красное яблоко прил. + сущ.

Иссиня – чёрная туча прил. + сущ.

Ярко – зелёный огурец прил. + сущ.

Светло – фиолетовый шарик прил.+ сущ.

— В роли какого слова выступает в этих словосочетаниях имя прилагательное? (зависимое)

— Скажите, а имя прилагательное в словосочетании может выступать только в роли зависимого или нет? ( Может быть главным)

2. Выполнение упр.457 (выборочные словосочетания) . (У доски работает ученик.)

— Ребята, на доске записано:

Тёплый ( погода, слова), острый (нож, язык), холодный ( напиток, взгляд).

Сильный (ветер, зверь, характер), аккуратный (почерк, ученик), крутой (спуск, нрав).

— Составьте и запишите словосочетания по схеме прил.+сущ., употребив в прямом и переносном значении. (К доске вызывается ученик.)

— Выполните фонетический разбор слов «язык», «погода» . ( У доски работают 2 ученика)

Физкультурная минутка.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

5. Работа с текстом.

На экране спроецирован текст.

Учитель его читает.

Январь.

Январь – месяц снегов. Прилетают они всегда вдруг. Ночью зашепчутся деревья. Что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла зима.

Лес утонул в сугробах. Под сводом неба, покорно склонив головы, застыли деревья.

-Что перед вами? (Текст).

— Что такое «текст»?

— Прослушайте другой текст. (Спроецирован на экране)

Январь.

Январь – месяц больших снегов. Прилетают они всегда вдруг. Ночью зашепчутся деревья. Что-то творится в зимнем лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима.

Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли белые деревья.

— Какой текст вам понравился больше?

— За счёт чего во втором тексте создаётся яркая, образная картина, которую легко представить?

— Что обозначают прилагательные в этом тексте?

— Как вы понимаете выражения « дремучие сугробы», «лес утонул», «тяжёлые головы деревьев»?

— Запишите первое предложение и сделайте синтаксический разбор:

— Разберите по составу слово « прилетают».

-Так , какова же роль прилагательного в тексте?

-В предложении чаще всего прилагательные выступают в роли какого члена предложения? (определения)

-Могут они выступать ещё и в роли подлежащего, дополнения, сказуемого.

6.- Посмотрите на предложения ( они записаны на доске):

Лик его ужасен.

Прозрачен воздух росистым утром.

Больной выздоравливал.

Смелого пуля боится.

-Найдите в них прилагательные и определите, в роли какого члена предложения они выступают? (к доске вызывается ученик, остальные работают на местах)

— Откройте в учебнике стр.200. Прочитайте правило.

— О чём я забыла вам сказать? ( Переход некоторых прилагательных в сущ.)

7. Проводится игра «Не перепутай кармашки».

Учащимся раздаются жетоны. Они правильно должны вложить жетон в нужный кармашек. (Они висят на доске)

На экране предложения — определить в роли какого члена предложения выступает прилагательное : определение, сказуемое, подлежащее, дополнение.

Зашла в прачечную.

По тротуару ходят прохожие.

Рабочие выходили из заводских ворот.

Эта игра интересна.

Ванная комната закрыта.

Гостиная наполнена светом.

8.Творческая работа.

Посмотрите на экран. Перед вами зимний пейзаж. Составьте мини-текст, используя в нём прилагательные. (Выборочный опрос)

9. Выводы по уроку.

— Для чего используются прилагательные в тексте?

— В роли какого слова могут употребляться прилагательные в тексте?

— Каким членом предложения может выступать имя прилагательное?

— В какую часть речи перешли некоторые имена прилагательные?

10.Выставление оценок за урок.

11.Домашнее задание: &35, упр. 459, 462, 467 или 470.

12. Рефлексия.

В конце урока, ребята, опустите жетоны определённого цвета в кармашки:

Синий – урок понравился.

Красный – не понравился.

Жёлтый – понравились только некоторые задания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here