Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Кенадского сельского поселения
Ванинского муниципального района Хабаровского края
Открытый урок
по русскому языку
в форме деловой игры «Редакция»
6 класс
Тема: Склонение и правописание целых количественных числительных
Учитель: Останина Мария Михайловна
п. Кенада
2013г.
Дата проведения: 09.04.13 г.
Тип: урок закрепление
Вид: урок-деловая игра с использованием ИКТ
Цель урока: правильно писать и склонять целые количественные имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.
Задачи.
-
Обучающая.
-
обратить внимание учащихся на роль числительных в речи;
-
повторить грамматические признаки имени числительного;
-
учить школьников правильно употреблять числительные в устной и письменной речи;
-
обогащать словарный запас учащихся
-
2) Развивающая. Развить творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память.
3) Воспитательная. Воспитывать уважение и любовь к родному языку через ознакомление с новыми сведениями о числительных.
Оборудование: компьютер, проектор, макет газеты «Волшебное число» с названиями рубрик, клейкие квадратики и лист бумаги, который прикреплен на стенде.
Межпредметные связи: русский язык и математика.
Ход урока
I. Организационный момент
Постановка целей урока.
— Здравствуйте, ребята.
— Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме: «Склонение и правописание целых количественных числительных». А проведём урок в форме деловой игры: «Редакция». Попробуем сами выпустить газету, которая будет называться «Волшебное число». Мы привыкли записывать числа цифрами. Теперь мы знаем, числа можно записать и словами. Вот об этих удивительных, волшебных числах и наша газета – о правилах написания и склонения количественных числительных.
II. Основная часть.
1. Запись числа, темы в тетрадь: «Склонение и правописание целых количественных числительных». Слайд
2. Знакомство с редакцией. (Словарная работа).
— На экране новые слова, которые будут сегодня звучать на уроке: Слайд
Ред_ктировать
Редакц_я
Рубрика
Журн_лист
Корректор
Корреспондент
— Запишите их в тетрадь, расставьте ударение, подчеркните орфограммы. Объясните написание пропущенных гласных. Запомните написание этих слов и подумайте над лексическим значением.
Редактировать – проверять и исправлять текст при подготовке к печати.
Редакция – 1. Помещение, где редактируют какое-нибудь издание. 2. Группа работников, редактирующих текст.
(На доске вы видите в нашей газете 4 рубрики). Слайд
Журналист – литературный работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в журналах, газетах.
Рубрика – Заголовок раздела в газете.
— Со словами корректор и корреспондент мы с вами уже знакомились. Вспомните, что они обозначают.
Корреспондент – автор сообщений о текущих событиях.
Корректор – работник типографии, занимающийся исправлением ошибок.
3. Автобиография (на отдельных листах).
— При устройстве на работу требуется предоставить автобиографию. Составьте, пожалуйста, и вы свою по вопросам на экране. Числа записывайте словами. А я проверю ваше домашнее задание. Слайд
-
В каком году ты родился(лась)?
-
Сколько тебе лет?
-
В каком классе ты учишься?
-
Назови день своего рождения (только число).
-
Сколько человек у вас в семье?
Затем 2-3 учащихся зачитывают свою автобиографию.
— Сколько количественных числительных вы употребили? (3).
— Как пишутся составные числительные? (Раздельно).
4. Распределение должностей. (Синтаксическая пятиминутка). Слайд.
— В нашей редакции будет три отдела: редакторов, корреспондентов и журналистов.
Все ли готовы работать в нашей редакции покажет синтаксическая разминка. Запишите предложение, которое я продиктую, и сделайте полный синтаксический разбор. Помните про буквы ЦИОВ.
При солнечном свете в соседнем окошке сидели и грелись две серые кошки.
Учащиеся разбирают в тетради.
(Образец ответа: Повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое, двусоставное, осложнено однородными членами.)
Учитель проходит и смотрит, как учащиеся справляются с заданием.
Проверка: один из учеников (Ваня) читает, как он выполнил, остальные проверяют, обсуждают. Слайд
— Теперь я вижу, что все готовы к работе в редакции. Вадим, Дима и Вова будут редакторами, Миша, Игорь, Наташа, Никита – журналистами, Ваня и Юля – корреспондентами, Рита – главным редактором, ее задача – исправлять допущенные ошибки.
Приступаем. Работаем дружно, сосредоточенно. Экономим время. Газета должна быть готова к концу урока.
5. Повторение пройденного.
1-я рубрика: «Математическая» (на отдельных листах) Слайд
Данные примеры прочитать, записать в тетрадь. У доски работает журналист, который только что посетил урок математики. (Игорь)
К 687 + 13 = 700; от 911 – 21 = 890; 345 + с 228 =573; сумма 1763 и 846 = 2609
Главный редактор исправляет допущенные ошибки.
2-я рубрика: «Вести из школы» (на отдельных листах) Слайд
Задание для всех отделов на повторение. (Текст на экране)
— Наш журналист Наташа побывала на отчётном собрании в 6 классе одной из Ванинских школ. В редакцию она предоставила выступление командира класса. (Журналист читает текст).
«Товарищи одноклассники! В этом месяце наш шестой класс добился огромных успехов. Мы завоевали первое место в соревновании с седьмым классом за лучшую успеваемость и лучшее поведение. В этом месяце нами получено сто пятьдесят семь двоек. Это на две двойки меньше, чем в 7 классе. Количество окон, разбитых в этом месяце, составило девятнадцать штук. Это, товарищи, на три окна меньше, чем в 7 классе… В этом месяце мы дернули Сидорову за косичку три тысячи семьсот раз. Это, правда, на двести косичек больше, чем в прошлом месяце, но зато на пятьдесят косичек меньше, чем в 7 классе…»
— Задание:
1. Выписать выделенные слова. Определить, какими частями речи они являются.
2. У числительных определить грамматические признаки – простое, сложное или составное, количественное или порядковое.
Образец: шестой – числительное, простое, порядковое. Слайд
Работаем самостоятельно, затем зачитываем по цепочке записи в тетради.
— Достаточно ли грамматического вопроса для определения части речи?
— Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
Физкультминутка. Слайд
— Давайте немного отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять — (дети маршируют)
Все умеем мы считать! (сгибают пальцы)
Шесть, семь, восемь — (наклоны в стороны)
О числительном мы спросим, (махи руками)
Как читать и как писать, (кисти рук на плечах, круговые движения)
Документы заполнять! (вращения кистями)
Девять, десять – не зевай: (наклоны головы вперед – назад)
С нами числа повторяй! (наклоны головы вправо – влево)
3-я рубрика: «Повторенье – мать ученья» (на отдельных листах)
— При работе над этой рубрикой нам придётся разделиться, чтобы собрать как можно больше материала. Займемся редактированием упражнения №598. Здесь числа в предложениях записаны цифрами. Ваша задача записать их словами.
— Вспомним правило написания ь в числительных.
— Чем мы будем пользоваться при написании окончаний числительных? Не забывайте выделять окончания у числительных.
Корреспонденты и главный редактор записывают 1-ый абзац, редакторы – 3-ий, журналисты – 2-ой. Слайд
Проверка: Сравниваем свои записи с экраном. Слайд
4-я рубрика: «Узнаём новое» Слайд
— Миша и Дима нашли в газету интересный материал о числительных. Послушаем их заметки.
1-ый журналист.
«Предки чисел 11 и 12»
Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Одиннадцать и спрашивает: «Скажи: почему ты пишешься с двумя н, а я – с одним?». Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десяте, два на десяте. Один+на+десяте. Позже эти сочетания слов решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Предлог соединился со словом десяти и появился суффикс —надцать. Так появились в числительном Одиннадцать два н – одно от корня, другое – от бывшего предлога».)
(По Т.Жулий и О.Теплицкой)
2-ой журналист.
«Слово миллион»
Слово миллион появилось в Италии в 1500 году. Придумал его итальянский купец и путешественник Марко Поло. Вернувшись из долгих странствий по юго-востоку Азии, он рассказывал о несметных сокровищах Индии и Китая. Пытаясь выразить словом очень большие богатства этих стран, он сказал не милле, что на итальянском языке означает «тысяча», а миллионе, то есть «большая тысяча». Частица, добавленная Марко Поло к слову милле, в итальянском языке означает то же, что в нашем увеличительный суффикс —ищ(е), когда, например, говорят не нос, а носище. Со времен Марко Поло тысячу тысяч стали называть миллион. В этом слове пишутся две буквы л, так же как и в итальянском слове милле.
5-я рубрика «Эрудиты» Слайд
— Найдите ошибки в употреблении числительных (устно):
1) В Москве более восемьсот уличных часов. 2) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. 3) В древнегреческом языке словом «стадион» чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим фунтам, иначе – сто двадцати пяти шагам, или расстоянию, которое проходит человек за две минуты.
III. Итог урока.
1. Рефлексия.
Прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Прикрепите клейкие квадратики около той фразы, которая соответствует тому, насколько хорошо вы усвоили тему ««Склонение и правописание целых количественных числительных»». (Предложения записаны на листе ватмана, который прикреплен на доске.)
Тема усвоена полностью.
Требуется повторить.
Тема не усвоена
2. Оценки за урок
3. Домашнее задание Слайд
Дифференцированное. Всем – §51, на «3» — упр.597, на «4» — упр. 599, на «5» — упр. 599 + Прослушать несколько телепередач и записать словосочетания с числительными, определить верно, ли произносят их ведущие разных программ. Определить, в каких телепередачах числительные произносятся правильно.