Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Тема урока: Употребление имён прилагательных в речи.
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Цели:
— дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;
— учить наблюдать за использованием прилагательных в создании эпитетов;
— учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного прилагательного;
— учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов;
— развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Оборудование:
— раздаточный материал
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность обучающихся | УУД | |||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |||||||||||||||||||||||||||
1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
— Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.
– Отгадайте, о какой части речи говорится в загадке: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. ( О прилагательных.) – Определите тему урока. – Откройте тетради, запишите число, тему урока.
| Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
( О прилагательных.)
Определяют тему урока, записывают в тетрадях. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | ||||||||||||||||||||||||||
II. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления |
| |||||||||||||||||||||||||||
2. Новый материал. – Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая картина. Каких только нет форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, пурпурные, золотые. – С помощью чего передается все это разнообразие? – Да, именно прилагательные делают нашу речь разнообразной, живописной? – Спросите кого-нибудь: «Какая елка? Луна? Снег?» — и вам ответят: «Ель зеленая. Луна желтая. Снег белый». – А всегда ли снег белый? – Прочитайте из домашней работы подобранные вами прилагательные к слову «снег». Учащиеся зачитывают. – Какое огромное количество прилагательных только для описания снега. – Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы всегда хотим не только назвать предметы, но и оценить его, определяя качественную сторону предмета. – Как вы думаете, какое место среди частей речи занимает имя прилагательное по части употребления в речи? – Для чего нам нужны имена прилагательные?
|
Работают совместно с учителем, отвечая на вопросы.
Зачитывают подобранные прилагательные из домашней работы.
| Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | ||||||||||||||||||||||||||
III. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |||||||||||||||||||||||||||
1) Работа по карточкам (по вариантам). – На партах у вас лежат карточки, прочитайте задание, текст. Подготовьтесь к выразительному чтению. Чтение текстов. – К какому типу речи относятся эти тексты? – Определите стиль текста. – Какая главная мысль текста?(1в. – описание осеннего дня; 2 в. – описание осеннего леса). – Какова роль прилагательных в раскрытии основной мысли текста? – Озаглавьте тексты. (1 в. – «Красота осеннего дня». 2 в. – «Краски осеннего леса».) – Определите, какими членами предложения являются прилагательные в тексте? (Определениями.) – А еще какими членами предложения могут быть прилагательные? – Какие выразительные средства использует автор, чтобы создать яркую картину этого времени года? Выпишите в тетрадь свои примеры из текста. — Как вы понимаете выражение «березы, осыпанные сусальной позолотой»? — Объясните правописание слов с пропущенными буквами. — Разберите по составу слова: 1в. – осиновая, 2в. – багряные. — В каких прилагательных пишется одна н? 2) Работа с синонимами и антонимами. — В какие краски раскрашивает лес волшебница-осень? — Подберите синонимы (письменно) к словам «желтый», «красный». — Подберите синонимы и антонимы к слову «ласковый». — Составьте словосочетание со словом «ласковый» так, чтобы сначала прилагательное употреблялось в прямом значении, а затем – в переносном.(ласковый человек, ласковый ветер) — Назовите прилагательные, которые являются эпитетами. Ветер – резкий, порывистый, унылый, злой, холодный, северный, колючий. Осень – холодная, славная, застенчивая, золотая, дивная, дождливая, хмурая, затяжная, теплая. 3) Подбор существительных к прилагательным.
Ответ: дуб, береза, воздух, туман. 4) Подбор прилагательных. Д. Родари в книге «Какие бывают ошибки» написал: «Учитель Грамматикус решил однажды провести реформу грамматики. — Надо кончать, — сказал он, со всеми этими трудностями. Зачем, например, нужно различать прилагательные по всяким там категориям? Пусть категорий будет всего две – прилагательные симпатичные и прилагательные несимпатичные. Прилагательные симпатичные: хороший, веселый, великодушный, искренний, мужественный. Прилагательные несимпатичные: жадный, лживый, бесчестный». _ Запишите по 7 примеров симпатичных и несимпатичных прилагательных, добавив к ним существительные.
|
Работают с текстами по карточкам.
Отвечают на вопросы. 1в. – описание осеннего дня; 2 в. – описание осеннего леса.
(1 в. – «Красота осеннего дня». 2 в. – «Краски осеннего леса».)
(Определениями.)
Выполняют задания, анализируя текст.
Ветер – резкий, порывистый, унылый, злой, холодный, северный, колючий. Осень – холодная, славная, застенчивая, золотая, дивная, дождливая, хмурая, затяжная, теплая.
| Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | ||||||||||||||||||||||||||
IV.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |||||||||||||||||||||||||||
— Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова. — Интересно ли вам будет оказаться в художественной лаборатории писателя?
— Исследование какой темы вели на уроке? — Какие понятия разобрали? — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса — Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
— Дома § 30, упр.259 | Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение
Карточка №1
Сначала прочитайте текст без выделенных слов, затем – авторский вариант. Какой из вариантов вам больше нравится? Ответ подчеркните: первый или второй. Озаглавьте текст.
Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, серую, почти белую. Краски к…зались особенно мя…кими из-за осенней мглы, неподвижно в…севшей в воздухе. А когда шли дожди, мя…кость красок см…нялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли заг…рать вд…ли, как багряные пожары. В сосновых чащах др…жали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
(К.Паустовский)
Карточка №2
В рассказе «Лес и степь», который входит в «Записки охотника», И.С.Тургенев говорит о красоте русского пейзажа. Подчеркните прилагательные как члены предложения, которые помогают читателю «увидеть» красоту осеннего дня. Озаглавьте текст.
А осе…ий, ясный, немно…ко х…лодный, утром м…розный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся з…лотая, красиво рисуется на (бледно) голубом небе, когда ни…кое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая …синовая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и ле…ко стоять голой…