Антонова Надежда Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №36 г. Владимира

Тема: Словообразование и орфография . 6 класс.

Вид урока: урок закрепления и обобщения ранее полученных знаний

Форма проведения: урок-викторина.

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Словообразование и орфография»; развивать навыки групповой деятельности; воспитывать у учащихся интерес к предмету.

Оборудование: пакеты с заданиями, штурвальное колесо.

Правила проведения игры: Класс делится на три команды, Каждая команда выбирает название, обязательно связанное с темой урока, представляет капитанов. На доске висит плакат, в его центре укрепляется вращающееся штурвальное колесо. На одну из ручек штурвала прикреплена стрелка. Колесо раскручивается, и стрелка при остановке штурвала показывает на одну из станций. Таких станций четыре: Историческая, Практическая, Теоретическая, Сообразительная. Учитель раскручивает штурвальное колесо и по остановившейся стрелке определяет, на какой вопрос станции должны отвечать учащиеся. Каждой группе вручается пакет с заданием. Если одна команда затрудняется в ответе, ей помогают другие команды.

Повторенье – мать ученья.

Ход урока.

1.Эмоциональный настрой.

Звучит музыка. Учитель говорит о том, что сегодня они будут работать в группах, поэтому мнение каждого ученика значимо.

2. Мотивация.

— Дорогие ребята! Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Согласны ли вы с тем, о чем в нем говорится. Обоснуйте свою точку зрения.

— Сегодня мы с вами проводим необычный урок – урок-викторину. А что означает слово «викторина»? Подберите к данному слову синонимы. Расскажите об этимологии этого слова.

Защита названия команды.

3. Основная часть урока.

1) Вопросы Исторической станции. (Вопросы истории языка изучались на уроках)

Пакет №1

А) Определите, каково происхождение слова «сочетание»?

Б) Назовите, когда появилось слово «учтивый»?

В) Укажите, какие явления, связанные со словообразованием или этимологией, объединяют данные слова?

-солнце, зонтик

— кашевар, однокашник

— победа, убедить.

Пакет №2

А) Докажите, когда родилось слово «луноход»?

Б) Определите, какое слово появилось раньше: фляга или фляжка; боль, больной или болеть?

В) Расскажите, какова история происхождения слова «вежливость»?

Пакет №3

А) Расскажите, каково происхождение названия месяца август?

Б) Определите историческое значение слова «подражать»?

В) Приведенные слова объединены в пары по наличию у них одинаковой части ( тре, ком). На первый взгляд эти общие части совершенно одинаковые, но это только на первый взгляд. Присмотритесь к ним еще раз и найдите отличия:

-треволнение, трезубец;

-сырок, лесок

2. Вопросы Практической станции.

Пакет №1

А) Разберите слово «застеклить» по составу.

Б) Напишите слова и объясните их правописание: сверх…зысканный, без…нтересный.

В) Определите род сложносокращенных слов: ПДД, РЭС, ДЮП.

Пакет №2

А) Разберите глагол «отварить» по составу и объясните с исторической точки зрении, почему это слово пишется с одним т?

Б) Найдите слова с корнями – карликами, состоящими из одной буквы. Разберите их по составу (вынуть, еду, создам, пригорок)

В) Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания. Укажите слово, в котором окончание можно определить двояко: домов, столов, коров, голов, братом, основ, потоком, синдром, задом, завхоз, гном.

Пакет №3.

А) Разберите слово «прийти» по составу

Б) Назовите способ образования следующих слов: спецкор, выход, столовая, привокзальная.

В) Укажите слова, образованные суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способом: безветрие, сопереживание, переход, приусадебный, противовоспалительный, городской, подъезд, заплыв, подкоп, неподвижный, высветлить.

3. Вопросы Теоретической станции.

Пакет №1

А) Что такое окончание и основа слова?

Б) Сформулируйте правила правописания корней гор – гар, кос – кас.

В) Какие слова называются сложносокращенными?

Пакет №2.

А) Когда после приставок пишутся буквы Ы – И?

Б) Что такое суффикс и корень?

В) Чем отличается разбор слова по составу от словообразовательного разбора?

Пакет №3

А) Как различить на письме гласные в приставках пре- и при-? Чем объясняется, что правило об их правописании охватывает не все слова с этими приставками?

Б) Что изучается в разделе Словообразование?

В) Назовите способы образования сложносокращенных слов и приведите свои примеры.

4)Вопросы Сообразительной станции.

Пакет №1

Декоративный – это

А) служащий для украшения;

Б) с крапинками, пятнистый;

В) исполненный ручным трудом.

Пакет №2

Почему слова «сапожник» и «портной» названы «сводными братьями»?

Пакет №3

Определите, какое слово спрятано в названиях рек Волга, Дон, Обь, Парана?

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание: напишите заметку в стенгазету по теме » Повторенье – мать ученья».

Список используемой литературы:

1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М: «Просвещение», 1995

2. Шанский Н. М. В мире слов. – М: Просвещение, 1985 г.

3. Иванова В. А. , Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение», 1990 г.

4. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. Москва «Просвещение», 1980 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here