Антонова Надежда Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №36 г. Владимира
Тема: Словообразование и орфография . 6 класс.
Вид урока: урок закрепления и обобщения ранее полученных знаний
Форма проведения: урок-викторина.
Цели: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Словообразование и орфография»; развивать навыки групповой деятельности; воспитывать у учащихся интерес к предмету.
Оборудование: пакеты с заданиями, штурвальное колесо.
Правила проведения игры: Класс делится на три команды, Каждая команда выбирает название, обязательно связанное с темой урока, представляет капитанов. На доске висит плакат, в его центре укрепляется вращающееся штурвальное колесо. На одну из ручек штурвала прикреплена стрелка. Колесо раскручивается, и стрелка при остановке штурвала показывает на одну из станций. Таких станций четыре: Историческая, Практическая, Теоретическая, Сообразительная. Учитель раскручивает штурвальное колесо и по остановившейся стрелке определяет, на какой вопрос станции должны отвечать учащиеся. Каждой группе вручается пакет с заданием. Если одна команда затрудняется в ответе, ей помогают другие команды.
Повторенье – мать ученья.
Ход урока.
1.Эмоциональный настрой.
Звучит музыка. Учитель говорит о том, что сегодня они будут работать в группах, поэтому мнение каждого ученика значимо.
2. Мотивация.
— Дорогие ребята! Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Согласны ли вы с тем, о чем в нем говорится. Обоснуйте свою точку зрения.
— Сегодня мы с вами проводим необычный урок – урок-викторину. А что означает слово «викторина»? Подберите к данному слову синонимы. Расскажите об этимологии этого слова.
Защита названия команды.
3. Основная часть урока.
1) Вопросы Исторической станции. (Вопросы истории языка изучались на уроках)
Пакет №1
А) Определите, каково происхождение слова «сочетание»?
Б) Назовите, когда появилось слово «учтивый»?
В) Укажите, какие явления, связанные со словообразованием или этимологией, объединяют данные слова?
-солнце, зонтик
— кашевар, однокашник
— победа, убедить.
Пакет №2
А) Докажите, когда родилось слово «луноход»?
Б) Определите, какое слово появилось раньше: фляга или фляжка; боль, больной или болеть?
В) Расскажите, какова история происхождения слова «вежливость»?
Пакет №3
А) Расскажите, каково происхождение названия месяца август?
Б) Определите историческое значение слова «подражать»?
В) Приведенные слова объединены в пары по наличию у них одинаковой части ( тре, ком). На первый взгляд эти общие части совершенно одинаковые, но это только на первый взгляд. Присмотритесь к ним еще раз и найдите отличия:
-треволнение, трезубец;
-сырок, лесок
2. Вопросы Практической станции.
Пакет №1
А) Разберите слово «застеклить» по составу.
Б) Напишите слова и объясните их правописание: сверх…зысканный, без…нтересный.
В) Определите род сложносокращенных слов: ПДД, РЭС, ДЮП.
Пакет №2
А) Разберите глагол «отварить» по составу и объясните с исторической точки зрении, почему это слово пишется с одним т?
Б) Найдите слова с корнями – карликами, состоящими из одной буквы. Разберите их по составу (вынуть, еду, создам, пригорок)
В) Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания. Укажите слово, в котором окончание можно определить двояко: домов, столов, коров, голов, братом, основ, потоком, синдром, задом, завхоз, гном.
Пакет №3.
А) Разберите слово «прийти» по составу
Б) Назовите способ образования следующих слов: спецкор, выход, столовая, привокзальная.
В) Укажите слова, образованные суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способом: безветрие, сопереживание, переход, приусадебный, противовоспалительный, городской, подъезд, заплыв, подкоп, неподвижный, высветлить.
3. Вопросы Теоретической станции.
Пакет №1
А) Что такое окончание и основа слова?
Б) Сформулируйте правила правописания корней гор – гар, кос – кас.
В) Какие слова называются сложносокращенными?
Пакет №2.
А) Когда после приставок пишутся буквы Ы – И?
Б) Что такое суффикс и корень?
В) Чем отличается разбор слова по составу от словообразовательного разбора?
Пакет №3
А) Как различить на письме гласные в приставках пре- и при-? Чем объясняется, что правило об их правописании охватывает не все слова с этими приставками?
Б) Что изучается в разделе Словообразование?
В) Назовите способы образования сложносокращенных слов и приведите свои примеры.
4)Вопросы Сообразительной станции.
Пакет №1
Декоративный – это
А) служащий для украшения;
Б) с крапинками, пятнистый;
В) исполненный ручным трудом.
Пакет №2
Почему слова «сапожник» и «портной» названы «сводными братьями»?
Пакет №3
Определите, какое слово спрятано в названиях рек Волга, Дон, Обь, Парана?
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание: напишите заметку в стенгазету по теме » Повторенье – мать ученья».
Список используемой литературы:
1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М: «Просвещение», 1995
2. Шанский Н. М. В мире слов. – М: Просвещение, 1985 г.
3. Иванова В. А. , Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение», 1990 г.
4. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. Москва «Просвещение», 1980 г.