Тема урока: Правописание приставок пре — и при-

Цели урока : дать понятие о том, что правописание приставок пре — и при- зависит от значения; развивать познавательную активность , воспитывать интерес к урокам русского языка

Оборудование: таблица, записи примеров на доске, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской

Методы и приемы: беседа, наблюдения, размышления

Ход урока:

1.Организационный момент. Эпиграф к уроку. В разнообразии приставок — разнообразие смысла (К.Чуковский). – Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нем присутствуют гости. — Зарядка для успешности. Пожелайте успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!

2. Повторение 1. Синтаксический разбор предложения ( индивид.задание) Природа дышит и обновляется в своем торжественном бессмертии. 2. Итак, ребята, давайте вспомним известные нам группы приставок. —Мы знаем приставки, не изменяемые на письме,а также приставки, оканчивающиеся на з-с (без-бес, раз-рас, из-ис и др.). – Какие приставки называются изменяемыми? ( Это приставки, правописание которых основано на фонетическом принципе: перед гласными и звонкими согласными пишется З, а перед глухими-С. – Какие приставки называются неизменяемыми? ( Это приставки, которые пишутся одинаково, независимо от произношения).

На доске и в тетрадях чертится таблица. Учащиеся записывают в таблицу слова с приставками, графически выделяют их.

Неизменяемые приставки

Изменяемые приставки

Безоблачный, бесплатный,, отдохнуть, расписание, запечатать, исчезнуть, сделать, безработный, развести, подтолкнуть, оборвать, обхватить, расстелить, изменить.

3. Формулировка темы и цели урока

В русском языке еще есть одна группа приставок. Это приставки пре- и при -.

Поиграем в игру « Третий лишний»

Ветерок подоконник присесть подосиновик кузовок презабавный Учащиеся объясняют, что они лишние, потому что ветерок, кузовок образованы суффиксальным способом, подосиновик -приставочно-суффиксальным способом, а присесть, презабавный –приставочным —Различаются ли в них приставки при произношении? —Нет, не различаются, они произносятся одинаково. —А пишутся? — По разному. – Кто же сформулирует цель нашего урока? —Нам предстоит выяснить, в каких словах пишется при -, а в каких пре-.

4.Новый материал 1.Понятие приставки пре- и при -.

— Почему приставки пре- и при — в одной группе? ( Потому что у них свое основание для правописания – смысл). — Почему они самые трудные? ( Трудные по двум причинам: во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове; во- вторых, о правописании этих приставок не одно правил, а целых шесть). — Хочу обратить ваше внимание, что в толковом словаре С.И.Ожегова ( демонстрация словаря) на слова с приставками отведено 8 страниц, а это значит… Как вы думаете, что значит? ( Это значит, что такие слова часто встречаются в нашей речи).

2. Смысловое значение приставок пре — и при — —Что может означать приставка при? 2.1.1. Значение приближения. Догадайся, какое общее значение есть у слов: Пришел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился ( Ответ: приблизился) – С какой приставкой написаны все эти слова?( С приставкой при — ). —Вот мы и сделали первое наблюдение: слова, обозначающие приближения, пишутся с приставкой при — Запись в тетрадь: приехал, прибежал, прикатился = приближение = близко Орфоэпический разбор слова: прибыть, прибыл, прибыла. Приставку при — мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и тогда, когда его приблизил кто-то: принес¸ привез, притащил. Запись в тетрадь: принес, привез, притащил = близко.

2.1.1. Значение присоединения. — Люди очень часто занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи .Чего только они ни придумывают для этой работы! Веревка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей — всем этим они пользуются, чтобы присоединить. —Слова, обозначающие присоединение, всегда пишутся с приставкой при-. Замените данные словосочетания одним словом:

Присоединить: . с помощью веревки: . с помощью молотка и гвоздей; .с помощью иголки с ниткой; . с помощью клея; . с помощью винтов и шурупов Запись в тетрадь: пришить, приклеить, привинтить = присоединить друг другу —Все, что движется , стремится к какой-то цели и в конце концов достигает ее, соединяется с ней. Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не на совсем. К словам, имеющим смысл присоединения, относятся такие слова, которые обозначают добавление к чему-то: приписал, пририсовал, прикупил. Запись в тетрадь: приписал, пририсовал = добавление к чему-то. 2.1.3. Значение пространственной близости – Выразите словосочетание одним словом с приставкой при-

Словосочетание Слова с приставкой при- Край при море приморский Канава при дороге придорожная Постройка при станции пристанционный Огород при усадьбе приусадебный Поселок при огороде пригородный —В данном случае приставка при- обозначает нахождение около чего-то: Прибалтика, Причерноморье, Приуралье, Приднепровье. Запись в тетрадь: приморский, придорожный = расположение вблизи= около

2.1.4.Совершение действий не в полном объеме или на ограниченный срок

Если пирог в духовке не совсем сгорел – пригорел Доктор не сжег царапину йодом- прижег Вы не открыли окно широко- приоткрыли Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными. Запись в тетрадь: пригорел, прижег, приоткрыл, прикусил = неполные действия = чуть- чуть 2.2. Что может означать приставка пре-? -Значение высокой степени качества или действия ( возможна замена приставки словами очень, весьма). Все было бы хорошо, если бы не было приставки пре- Предлагаем : при помощи приставки пре- заменить два слова одним Словосочетание слова с приставкой пре- Очень забавный презабавный Очень спокойный преспокойный Очень гадкий прегадкий Очень неприятный пренеприятный Очень хорошенькая прехорошенькая Запись в тетрадь: предобрый, прескверный, прегадкий, пренеприятный, прехорошенькая = очень

2.2.1 Приставка пре- — значит «очень» Исключение: прискорбный ( очень скорбный), причудливый ( очень чудный).

2.2.2. Приставка пре—дочь приставки пере -. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять пере- в глаголах. Преградить — перегородить Преступить – переступить Прервать – перервать

Учитель: Ребята, откройте №32. Прочитайте, сопоставьте свои выводы с учебником. На самом деле правописание приставок зависит от их значения. Согласны ли вы с мнением писателя К.Чуковского, который сказал, что правописание приставок зависит от понимания их смысла. – Физкультминутка «Приставки» 4. Закрепление. 1. Объясните правописание приставок пре- и при- При..дорожный кустарник, (не) пр..касаться к проводам, пр..открывать дверь, пр..высить скорость, пр..жигать рану йодом, пр..кращать знакомство, пр..ве..ти багаж на станцию, пр..увеличить опасность, пр..удивительная история, пр..строить террасу, пр..одолеть трудности, 3. Кто больше? Привести примеры на каждое значение. Объясните написание. 4. Выполнение упр. 15 ( по вариантам). Расклассифицируйте слова. 5. Замените выражение одним словом с приставкой пре- или при -. Лечь ненадолго — прилечь, очень добрый- предобрый, сесть на краешек- присесть, заболеть не сильно –приболеть, нарушитель закона- преступник, подойти вплотную к чему-нибудь –приблизиться, идти по следам кого-либо- преследовать, построить преграду на дороге- перегородить, космический корабль на землю- приземлился, а на луну космический корабль -прилунился, приближение круглого предмета -прикатился, канаву при дороге придорожная, Дмитрий Анатольевич Медведев-президент. —В некоторых словах написание пре — и при — нельзя проверить – их надо запомнить. 5.Итог урока. – С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? – Что надо знать, чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при -? 6. Оценки. 7. Домашеее задание: №32, сочинить лингвистическую сказку о приставках

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here