Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: Сложное предложение

Цели урока:

1.образовательная: совершенствование навыка распознавания сложных предложений, пунктуационных навыков по данной теме, закрепить умение правильно писать и объяснять орфограммы;

2. воспитательная: формирование личностной позиции, воспитание бережного отношения к природе, умения работать в группе;

3. развивающая: развитие умения логически излагать свои мысли, аргументировать, слушать, применять знания в нестандартной ситуации, выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие стремления к творческому поиску.

Применяемая технология: критериальное оценивание, РКМЧП.

Тип урока: закрепление умений и навыков.

Ход урока

  1. Орг. момент. Психологическая подготовка к уроку.

  2. Проверка домашнего задания.

Ребята, что для вас ценно в этой жизни?

— А что, по вашему мнению, является бесценным в природе?

-В чем смысл ценности природы для человека?

— Ребята, вы получили к сегодняшнему уроку задания. Давайте посмотрим, как вы с ними справились.

1 группа. Синквейн « Растения».

2 группа. Синквейн « Животные».

3 группа. Написать пожелание людям от имени растений и животных, домысливая их состояние беспокойства о будущем всего живого на земле.

4 группа. Опрос «Что лично Вы сделали для улучшения окружающей среды?» (видео).

Все мы являемся детьми Природы. И с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что вы, школьники, не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что вы делаете – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной матушки-природы.

Ш. Актуализация.

— Ребята, сегодня на уроке мы будем работать по критерию «В»,

т. е. применим полученные на прошлом уроке знания.

Критерий

Уровень достижений учащихся

Дескриптор

В

(max 6)

1

Правильно произведен синтаксический разбор сложного предложения.

1

Правильно выполнено задание на знание орфограммы « –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах» .

1

Правильно определены грамматические основы сложного предложения и составлены схемы.

1

Правильно определено количество сложных предложений в тексте.

1

Правильно подобраны союзы и расставлены запятые.

1

Составленное предложение является сложным, правильно расставлены знаки препинания.

1.Синтаксический разбор предложения Мы охраняем и бережем родную природу, а она нуждается в друзьях- охранителях .(Индивидуально, в паре, коллективное обсуждение.) 1 балл

Как вы определили, что данное предложение является сложным?

Целеполагание.

— Какова тема урока? (Сложное предложение)

-В чем будем упражняться? (Распознавать СП)

— Зачем? ( Чтобы грамотно оформлять на письме)

— Почему важно грамотно писать и говорить?

— Итак, грамматическая тема нашего урока — «Сложное предложение», а лексическая — «Берегите природу».

III.Осмысление.

2.Игра «Верно/ неверно» .

— ПП состоит из нескольких грамматических основ.

— На письме ПП в составе сложного разделяются запятой.

— СП состоит из одной грамматической основы.

— ПП в составе сложного соединяются при помощи запятой.

— СП состоит из двух или нескольких ПП.

— ПП в составе СП соединяются при помощи союзов.

— ПП в составе сложного обладает интонационной законченностью.

— Так какое предложение называется сложным?

— Можно ли по схеме предложения узнать простое оно или сложное?

3.Игра « Определи предложение по структуре».

ПРОСТОЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1.

2.

1. [ — =, =, =].

2. [ — =], а [ = -].

3. [ — =], ( потому что = -).

4.[ — =], ( когда = -).

5. [ — =], и [ = -].

6.[ — =].

4. — Обратимся к нашему учебнику. Прочитаем текст на стр. 239 «Чтобы радуга не погасла».

— Определите тип и стиль текста.

— Какова основная мысль текста?

— Составьте по 1 «толстому» и 1 «тонкому» вопросу ( от группы).

5. Развиваем орфографическую зоркость. Найдите и исправьте ошибки, назовите орфограмму.

Пачитать книгу, не замичает красоты, купаится в море воздуха, радосных минут , удевительную радасть, не глубокое озеро, не ряшливый человек.

6. Послетекстовое задание. Допишите буквы т или ть ( стр. 240).

1 балл

Они любую…ся, они хватаю…, она купае…ся, не дают любова…ся, красота достае…ся, бабочек станови…ся меньше.

7. Найдите соответствие между предложениями и схемами. 1 балл

1. Я раскрыл книгу, и вдруг из нее посыпались на пол бабочки.

a. [ =]!

2. Мне было очень жаль их, потому что мой знакомый когда- то погубил их.

b. [ =], ( потому что — = ).

3. Поймал, запихнул в книжку и забыл.

c. [не только =, но и =], (потому что — =).

4.Бабочки не только красивы, но и полезны, потому что они опыляют растения.

d. [ =, = и =].

5. Не губите их!

e. [ =], ( чтобы = -).

6. Берегите удивительную радость природы, чтобы не погасла эта живая радуга.

f. [ — =], и [ = -].

8. — А сейчас мы готовы найти в тексте «Чтобы радуга не погасла» СП. Это задание отмечено звездочкой, т.е. задание повышенной трудности. Посчитайте, сколько в тексте ПП (6) и сколько СП (7). Докажите. Назовите ПП, которые входят в состав сложных.1 балл

9.Игра «Конструктор». Используя союзы, составить СП, расставить знаки препинания.1 балл

Настало лето везде появились одуванчики.

Ветви у ели опустились вниз росла она в тени.

Хорошо в степи цветут маки.

Погода была прекрасная мы не пошли в лес.

На севере тайги мы найдем мох на юге растет дикий виноград.

— Какие союзы связывают простые предложения в составе сложного? (А, но, и…)

10. Игра «Раскрой значение слова». Экология, родник, гнездо, заповедник, гриб .

11. Работа по картине. Составьте и запишите в тетрадь по 1 СП предложению. 1 балл

IY.Рефлексия.

— Ребята, сегодня мы с вами много говорили о природе: читали, составляли предложения… Мы говорили о том, что, принося вред природе, мы вредим себе, так как являемся частью природы, а не ее хозяевами. «Поймала я бабочку — она погибла, сорвала я цветок- он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!».

-Наш урок близится к завершению. Поднимите руку те, кто набрал 6 баллов. Молодцы, вы прекрасно поняли тему. А кто набрал 5 (4,3,2,1,0 ) баллов? О чем это говорит? (Необходимо восполнить пробелы.) Заполните таблицу «Рефлексия».

Закончите фразы.

  1. Сегодня я узнал (а)…

  2. Было трудно…

  3. Я понял, что…

  4. Я научился…

  5. Урок дал мне для жизни…

— А сейчас я предлагаю посмотреть передачу «Итоги». (Видео).

— Добрый день, дорогие телезрители! Вы смотрите информационно- познавательную передачу «Итоги». Сегодня ребята 6 класса закрепили тему «Сложное предложение» Теперь они знают, что сложным предложением называется предложение, в котором две и более грамматических основ. Напомним, что части данных предложений связываются союзами а, и, но, что, чтобы, потому что, когда. Между частями сложного предложения ставится запятая.

И в завершение нашего выпуска. Объявляем конкурс на написание эссе «Человек и природа». До новых встреч.

— Ну что же, ребята. Примем участие в конкурсе и напишем эссе.

Y. Домашняя работа.Критерий «Д»: написать эссе «Человек и природа»

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Фамилия, имя ученика _____________________________

Тема: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

задания

Дескриптор

Баллы

+/-

1

Правильно произведен синтаксический разбор сложного предложения.

1

2

Правильно выполнено задание на знание орфограммы « –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах» .

1

3

Правильно определены грамматические основы сложного предложения и составлены схемы.

1

4

Правильно определено количество сложных предложений в тексте.

1

5

Правильно подобраны союзы и расставлены запятые.

1

6

Составленное предложение является сложным, правильно расставлены знаки препинания.

1

Задание 1. Произведите синтаксический разбор предложения.

Мы охраняем и бережем родную природу, а она нуждается в друзьях.

Задание 3.Найдите соответствие между предложениями и схемами.

1. Я раскрыл книгу, и вдруг из нее посыпались на пол бабочки.

a. [ =]!

2. Мне было очень жаль их, потому что мой знакомый когда- то погубил их.

b. [ =], ( потому что — = ).

3. Поймал, запихнул в книжку и забыл.

c. [не только =, но и =], (потому что — =).

4.Бабочки не только красивы, но и полезны, потому что они опыляют растения.

d. [ =, = и =].

5. Не губите их!

e. [ =], ( чтобы = -).

6. Берегите удивительную радость природы, чтобы не погасла эта живая радуга.

f. [ — =], и [ = -].

Задание 4. В тексте «Чтобы не погасла радуга» простых предложений ________, сложных____________.

Задание 5.Игра «Конструктор». Используя союзы, составить СП, расставить знаки препинания.

Настало лето везде появились одуванчики.

Ветви у ели опустились вниз росла она в тени.

Хорошо в степи цветут маки.

Погода была прекрасная мы не пошли в лес.

На севере тайги мы найдем мох на юге растет дикий виноград.

Рефлексия

1. Сегодня я узнал (а)…___________________________________________

2. Было трудно…________________________________________________

3. Урок мне дал понять, что ______________________________________

КАЗАХСКО — ТУРЕЦКИЙ ЛИЦЕЙ «НУРОРДА»

Адаева Карлыгаш Тлеугалиевна

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

6 класс

Астана- 2013

Контрольный срез.

  1. Выберите верное утверждение. Сложное предложение- это

А) предложение, которое выражает одну законченную мысль.

В) предложение, которое выражает одну законченную мысль и осложнено однородными членами предложения.

С) предложение, которое состоит из нескольких простых предложений.

2. Укажите сложное предложение.

А) В глухом гуле вершин деревьев чувствовалась доброта, сила.

В) Лес тускнел, краски выцветали.

С) Менялся лес, крупнел.

Д) Звонкие удары дятла раскатывались по лесу и повторялись эхом.

3. В каком предложении необходимо поставить запятую?

А)

В)

С)

Д)

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Фамилия, имя ученика _____________________________

Тема: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

задания

Дескриптор

Баллы

+/-

1

Правильно произведен синтаксический разбор сложного предложения.

1

2

Правильно выполнено задание на знание орфограммы « –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах» .

1

3

Правильно определены грамматические основы сложного предложения и составлены схемы.

1

4

Правильно определено количество сложных предложений в тексте.

1

5

Правильно подобраны союзы и расставлены запятые.

1

6

Составленное предложение является сложным, правильно расставлены знаки препинания.

1

Задание 1. Произведите синтаксический разбор предложения.

Растут в заповеднике в основном сосны, а в лесах различные кустарники и деревья,

Задание 3.Найдите соответствие между предложениями и схемами.

1. Из книг учителей вы знаете, какая рыба водится в Каспийском море..

a. [ =]!

2.А знаете ли вы свой родной край?

b. [ = -]?

3. Знаете ли вы, какие птицы и звери обитают в ваших краях?

c. d. [ =и =, и =]!

Наблюдайте и изучайте природу вокруг себя, узнавайте свой край!

D [= -], (какие – и — =).

Задание 4. В тексте упр.3 стр. 247 простых предложений ________, сложных____________.

Задание 5.Игра «Конструктор». Используя союзы, составить СП, расставить знаки препинания.

Шёл дождь дети играли дома.

Я смотрел на всадника он пересекал ущелье.

Мы наблюдали за ребятами они играли в футбол.

В комнате бывает  шумно я не могу читать.

Вы будете смотреть телевизор я буду играть в шахматы.

Охотник вступил на опушку леса птицы разлетелись.

Рефлексия

1. Сегодня я узнал (а)…___________________________________________

2. Было трудно…________________________________________________

3. Я понял, что…________________________________________________

  1. Я научился…_________________________________________________

  2. Урок дал мне для жизни…______________________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here