Урок-игра по русскому языку для 6 классов
«Путешествие в город Предметинск страны Морфология»
Цель: — повысить мотивацию к изучению русского языка через
занимательные задания;
— расширить представления учащихся о грамматических признаках
имени существительного через задания повышенной сложности.
Ведущий. С давних пор в стране Морфология в городе Предметинске живут Части речи. Одни из них очень знаменательные: Существительное, Прилагательное, Числительное, Место-имение, Глагол, Наречие. А прислуживают им слова совсем не знаменательные. Их назвали служебными. Это Предлоги, Союзы и Частицы.
Особенно все любили Существительное, потому что оно всегда было добродушным и дружило со всеми. Но больше всего – с Прилагательным и Глаголом. Прилагательное всегда уступало Существительному, помогало ему, соглашалось с ним во всем. Если Существительное скажет: «СНЕГ», то Прилагательное тут же добавит: «БЕЛЫЙ, ЛЕГКИЙ, ПУШИСТЫЙ». Существительное посмотрит вокруг, улыб-нется и скажет: «КРАСОТА… СОЛНЫШКО… ТРАВКА… ЦВЕТЫ…». Прилагательное тут как тут: «НЕОБЫК-НОВЕННАЯ, ЧАРУЮЩАЯ. ЯРКОЕ, ТЕПЛОЕ, ЛАСКОВОЕ. ЗЕЛЕНАЯ, ШЕЛКОВАЯ, МЯГКАЯ. ЛАЗОРЕВЫЕ, АЛЫЕ…». К их беседе любил присоединяться Глагол. Слушает, слушает, а потом и сам вставит слово: «ПОЛЮБУЙТЕСЬ. ПАДАЕТ, КРУЖИТСЯ. ПРОБИВАЕИТСЯ, ЗЕЛЕНЕЕТ, РАСТУТ, РАСЦВЕЛИ…»
Имя существительное – не только древнейший, но и важнейший житель и работник Морфологии: каждое второе слово в речи – имя существительное.
Днем Существительные служат в соседнем Синтаксисе, где на них все держится. Они все могут. Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и определениями, и обстоятельствами.
Учитель. Сегодняшний урок-игра посвящен имени существительному, мы расширим свои представления об этой важнейшей части речи, поговорим о морфологических признаках имени существительного. Начнем с проверки домашнего задания.
Учащиеся по командам читают сказки об имени существительном. Другие команды объясняют грамматический смысл сказки.
Учитель. Вспомним морфологические признаки имени существительного.
(Ответы учащихся: Пост. признаки — собст./нариц., одуш./неодуш,
род, склонение; непост.признаки — число, падеж.)
Ведущий. Нужны ли имена собственные? А если бы их не было? Вообрази на мгновение, что навсегда исчезли все географические названия – городов, рек, морей, гор, стран, улиц. Тот час бы остановилась работа почты. В напрасных поисках мечутся пожарные машины и скорая помощь – никаких адресов ведь нет. Парализован транспорт: никто не знает, куда едет, где пересесть, где сойти. Грузы вместо Гваделупы идут в Марсель. Мировое хозяйство распалось, человечество отброшено к первобытному состоянию. И все из-за такой мелочи, как названия, то есть собственные имена существительные.
Учитель. Ваше второе задание — заполнение кроссворда (по командам).
Какое слово получилось по вертикали? («собственное»)
(задания для кроссворда – см. карточку 1)
Учитель. Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные. Почему одушевленные имена сущ. Отвечают на вопрос КТО? Потому что обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО?, ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности.
Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.
Ведущий. Я опять расскажу вам грамматическую сказку, которую вам надо дописать.
По реке плывет Плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот.
Плот спрашивает у Кота:
— Ты живой?
— Живой.
— А чем докажешь?
— Двигаюсь, — лениво ответил Кот.
— Нет, это я двигаюсь: я плыву, а ты сидишь, — возразил Плот.
— Захочу – буду шевелиться, — опять медленно и лениво произнес Кот.
— Я – великий Плот, живой, потому что я плыву, то есть двигаюсь, а ты, Кот, — неодушевленный. Ты вещь, а я существо.
Кот подумал и говорит:
— Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.
Задание: при чем тут именительный и винительный падежи? Закончите эту сказку, предложив объяснение (задание выполняется устно).
Учитель. А теперь, когда вы знаете, как грамматически различать существительные одушевленные и неодушевленные, выполните задание. Распределите слова по двум колонкам. (см. карточку №2)
Кукла, барабан, мертвец, голова, русалка, леший, микроб, домовой, колобок, виноград.
( Правильный ответ:
Неодушевленные имена существительные | |
Кукла, мертвец, русалка, леший, домовой, колобок. | Барабан, голова, виноград, микроб. |
Учитель. Вы знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа. Но зачем имени существительному род? Жили бы все вместе. Вот в английском языке, например, нет никакого деления на роды. И в армянском, и в турецком, и в китайском, и в узбекском, и в татарском, и во многих других. Но в этом одна из особенностей русского языка: мы очеловечиваем многие слова. Недаром писатели и поэты постоянно пишут: Волга-матушка, но Дон-батюшка, Одесса-мама, но Ростов-папа. «С чистой красавицей-Волгой встретился Ганг быстротечный…».
Поговорим о родах имени существительного.
ВИКТОРИНА.
-
Можно ли существительное дом переделать
так, чтобы, оставаясь в именительном падеже единственного числа и сохраняя мужской род, оно приобрело бы окончания –а, -е, -о? Приведите примеры.
(ответ: можно. Домина, домище, домишко.)
2. Назовите несколько одушевленных существительных среднего рода.
(ответ: дитя, чудовище, насекомое, животное, существо).
-
В каких баснях И.А.Крылова встречаются имена существительные общего рода? Назовите эти слова.
(ответ: зевака, забияка из басни «Слон и Моська», кривляка («Зеркало и Обезьяна»), невежда («Петух и Жемчужное зерно»).
-
Как определить род существительных «плакса», «врач», «жадина», «староста», «археолог»? (ответ: в контексте)
-
В каком фразеологизме существительное «зло» употребляется во множественном числе? (ответ: из двух зол выбирают меньшее).
-
Являются ли родовыми антонимами слова:
кувшин – кувшинка, графиня – графин,
машинист – машинистка ?
( ответ: нет, у них разное лексическое значеие).
Учитель. Непостоянные признаки существительного – это возможность слово изменять. Показателем изменения слова является его окончание
Задание командам: составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Род.падежа множеств.числа. Помните про
окончания.
(задание смотрите на карточке №3)
Правильные ответы:
Команде 2 | Команде 3 | Команде 4 | |
Много киргизов Граммов Помидоров Облаков Грузин Группа драгун Пара валенок Много друзей | Монголов Аршин Баклажанов Очков Трое армян Группа партизан Пара сапог Двое сыновей | Таджиков Килограммов Апельсинов Яблок Трое датчанн Группа гусар Пара чулок Несколько князей | Калмыков Гектаров Мандаринов Туфель Трое англичан Полк солдат Пара погон мужей |
Учитель. Подведение итогов.
Сегодняшний урок в форме игры был посвящен имени существительному. О многих интересных особенностях этой части речи мы поговорили, выполняя интересные и сложные задания. А о многих особенностях имени существительного разговор еще впереди – на уроках русского языка. И я надеюсь, что на каждом уроке русского языка вам будет интересно, потому что язык наш необыкновенно богат и красив. И обращаться с ним надо необыкновенно бережно. Об этом прекрасно сказал поэт Вадим Шефнер в стихотворении «Слово»:
Ведущий.
Много слов на земле. Есть дневные слова, —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убито, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной Монетой не служат они, —
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту…
Команда 6 «____» класса
Карточка №1.
Кроссворд.
Вписав в клеточки собственные имена существительные, вы прочтете в выделенном столбце спрятанное слово.
-
Автор сказки «Аленький цветочек».
-
«Вдруг сердито под окном пес залаял». Как звали пса?
-
«И сейчас же с высокой скалы к ….. спустились орлы». Вставьте пропущенное имя.
-
Фамилия Кота – героя мультфильма.
-
Басня, где музыканты никак не могли сыграться.
-
Персонаж повести А.Гайдара, любивший лазить по чужим садам.
-
Сказка А.Н.Островского (по ней написана знаменитая опера).
-
Сказка Г.Х.Андерсена.
-
Название деревни, где происходили невероятные события в ночь перед Рождеством.
-
Дедушка русской басни.
-
Автор «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе».
|
| 1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Команда 6 «____» класса
Карточка №2.
Теперь, когда вы знаете, как грамматически различать существительные одушевленные и неодушевленные, распределите слова по двум колонкам. Озаглавьте колонки.
Кукла, барабан, мертвец, голова, русалка, леший, микроб, домовой, колобок, виноград.
| |
|
|
Карточка №3. Команда 6 «____» класса
Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Род.падежа множеств.числа.
киргиз
грамм
помидор
облако
грузин
драгун
валенок
друг
Карточка №3. Команда 6 «____» класса
Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Род.падежа множеств.числа.
монгол
аршин
баклажан
очко
армянин
партизан
сапог
сын
Карточка №3. Команда 6 «____» класса
Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Род.падежа множеств.числа.
таджик
килограмм
апельсин
яблоко
датчанин
гусар
чулок
князь
Карточка №3. Команда 6 «____» класса
Составьте словосочетание, поставив указанное слово в форму Род.падежа множеств.числа.
калмык
гектар
мандарин
туфель
англичанин
солдат
погон
муж