Урок русского языка в 6В классе,

посвященный Дню матери,

по теме « Путешествие в мир текста»

(комплексный анализ текста)

Учитель: Гаптелбарова Д.М.

Цели:

обучающая: обучать учащихся анализировать текст,

показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста , его смысла;

развивающая: содействовать развитию у учащихся мыслительных операций, развитию устной и письменной речи, языкового чутья, познавательной активности через исследовательскую работу с текстом, через выполнение практических упражнений, развитие умения работать в группах, командами, самостоятельно добывать информацию и публично излагать ее;

воспитательная: побудить учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

Тип урока: урок повторения – закрепления.

Оборудование:

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Презентация.

Иллюстрации по теме «Мама и дети».

Технологии: Сингапурская методика обучения.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Объяснение цели урока: (В момент чтения отрывков учителем на экране появляются картины с изображением матери и ребенка).

Сделать на свете мы многое сможем –

В глубинах морских и в космических тоже.

К тундре придем, и пустыням горячим.

Даже погоду переиначим.

Дел и дорог будет в жизни не мало.

Спросим себя: «Ну а где их начало?»

Вот он ответ наш правильный самый:

Все начинается с МАМЫ.

3.-Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?- …..

-Значит, тема высказывания сегодняшнего урока – «Мама».

-Сегодня с вами мы отправимся в путешествие в мир текста. Нам предстоит определить смысловую сторону текста, понаблюдать «жизнь» языковых единиц в тексте.

4. Разминка. Модель Фрейера-Релли Робин.

Итак, прежде чем отправиться в путешествие в текст, давайте вспомним, что такое текст.

Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель текста: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры.(5 минут)

— Кто готов, покажите это. Ученик 1 стола 4 и ученик 4 стола 1.

5. Задание «4 лишнее»

— Сейчас вы вспомнили все, что касается текста. Применим это на практике. Мы сказали, что самая «маленькая» языковая единица-это слово. Сейчас вы работаете с партнером по лицу. Назовите 4 лишнее ( на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4 лишнее. У вас должно получиться 2 слова.

Назвать 4 лишнее: ласковая, бесценная, заботливая, надежная;

нежная, добрая, милая, трудолюбивая.

— Ребята, все эти прилагательные к кому мы всегда относим?

( К мамам)

— Посовещавшись , скажите ,какие слова у вас получились лишними?(бесценная, трудолюбивая). Ученик 3 стол 2.

-Почему эти слова у вас «лишние»? Ученики под номером 2 встаньте.(Разный способ образования: бесценная- приставочный, а все другие –суффиксальный; это морфемный способ образования, а трудолюбивая –сложение 2 основ с помощью соединительной гласной о; это словообразовательный способ образования).

— Еще какой способ образования есть? (этимологический)

— Хорошо, спасибо. Чир!

— Разберите два лишних слова по составу. Раунд Робин.

6. Работа с текстом.

1)Чтение текста учителем.

Мамин урок (рассказ).

Женя прибежал домой, взял корзину и снова куда – то убежал. Он вернулся через час. В одной руке он нес корзину, а в другой – один большой гриб.

— Смотрите, — сказал он,- я набрал целую корзину грибов. Какие они красивые! Шляпки у них красные, с белыми пятнами, ножки тонкие, белые. Такие стройные грибы! А этот, неуклюжий, толстый, белый, стоял один в стороне. Жалко мне его стало – вот и взял. Какой я молодец!

-Молодец! Вот это белый гриб. Он съедобный. Сейчас приготовим картошку с грибами, — сказала мама и взяла толстый гриб.- А в корзине у тебя ядовитые грибы. Это мухоморы. Нам придется их выбросить. Но они хорошее лекарство для больных лосей. Ты их больше не трогай.

Женя весь покраснел и надулся. «Я, такой маленький, собрал, еле донес целую корзину красивых грибов. А ты надо мной смеешься, хочешь выбросить их», — с обидой сказал шестилетний малыш. Он готов был плакать, кричать.

-Теперь ты знаешь, какие грибы съедобные. Ты ведь хорошо запомнил слова мамы, — сказала она спокойным голосом и погладила сына по головке.

Некоторое время мальчик молчал. Лицо его посветлело. Обида Жени прошла. Ведь это был мамин очередной урок.

2) Чтение текста учениками про себя 1 раз.

3) Пересказ текста учениками по очереди.

4) Микс Пейр Шер – звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.

— Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши.

— Когда музыка остановится , вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять»( взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.

1 вопрос : (Начинает тот, у кого нога больше)

-Какая связь в словосочетании большой гриб? (согласование)

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))

— Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит…( Чир!)

( Музыка- музыка останавливается , ученики находят другую пару)

2 вопрос : ( Начинает тот, у кого волосы светлее).

— Найдите в тексте любое словосочетание со связью согласование.

— Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))

— Поблагодарите своего партнера.

-А теперь на этот вопрос ответит…( ( Чир!)

( Музыка- музыка останавливается , ученики находят другую пару)

3 вопрос: ( Начинает тот, кто ниже ростом)

Какая связь в словосочетании взял корзину? (управление)

— Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))

— Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит…(Чир!)

— Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

5) Работа с предложением.

-Среди предложений 1-3 найдите простое предложение с однородными членами, объясните постановку знаков препинания. (предложение 1)

— Сделайте синтаксический разбор предложения. Раунд Робин — по часовой стрелке. Групповая работа. Работа на листочках.

(3 минуты.)

Женя прибежал домой, взял корзину и снова куда – то убежал.

— Кто закончил работу, соединяют руки.

-А теперь вслух ответят ученики по номерами 3…( Чир!)

6) Анализ текста.

1. Ребята, определите стиль и тип речи:

1) художественный; повествование;

2) публицистический; рассуждение;

3) разговорный; повествование;

4) художественный; повествование с элементами описания.

-2.Какое из высказываний соответствует содержанию текста:

1.Дети должны быть примером для родителей.

2.В лес надо ходить с родителями.

3. Мама – пример для подражания для своих детей.

4. Мухоморы – лучшее лекарство для лосей.

-3.Какой вывод мы можем сделать по тексту? Как мы можем ответить на вопрос: «В чем смысл текста?»

1. «Мама – пример для подражания»

2. «Мама –советчик»

3. «Мама – учитель»

4. Другой ответ.

7) Углы ( На листочках)

— Каждый из вас должен выбрать подходящий вариант ответа. Подумайте 3 секунды, запишите в тетрадях.

— Кто выбрал ответ под 1 –пройдите в этот угол, 2- в другой угол и т.д.

— Идите к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей команды.

— Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол?( по 15 секунд)

-…. Поделись мнением своего партнера.( Чир!)( Из каждого угла по 1 человеку)

— Ребята, а как вы думаете , под цифрой 4 можно ли было ответить, указав все признаки трех углов, т.е. «Мама – пример для подражания, советчик, учитель».

— Молодцы, ребята, пройдите на свои места.

7. Творческое задание.

-Мамы наши для нас – самые, самые…

1.Подберите к слову МАМА слова, характеризующие ее. Составьте текст из 3-4 предложений о своей маме, употребив эти слова.

МАМА

— А теперь кто хочет прочитать свой текст? ( Чир!)

— Ребята, к какому выводу мы пришли сегодня на уроке?

8.Итог урока. Парковка.

-Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке.

— Спасибо за урок. Вы- молодцы!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here