Ибраева Гульдария Тельмановна
Учитель русского языка и литературы
Зерендинский район. Карлыкольская основная школа
Тема урока: Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных.
Цели урока: 1. углубить и расширить знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
2. формировать умения находить прилагательные и определять их грамматические признаки, применять теоретические знания на практике;
3. воспитывать чувство ответственности за свою работу, прививать интерес к предмету;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: раздаточный материал, схемы,слайды
Ход урока:
І. Организационный момент.Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.
ІІ. Актуализация знаний.
1. Опрос теоретического материала .
Заполнение схемы №1
| |
Обозначает …
|
|
Отвечает на вопросы …
|
|
Изменяется по …
|
|
В предложении является …
|
|
Имеет разряды …
|
|
Назовите степени сравнения …
|
|
Схема №2
Непостоянные признаки | |
|
|
2. Вставить в текст прилагательные, выбирая из ряда предложенных.
А)Прошла…осень дождливая, поздняя, ненастная, золотая.
Наступила … зима долгожданная, морозная, снежная, суровая,
Давно улетели птицы
и смолкли рощи.
Река покрылась… льдом толстым, блестящим, прозрачным, синим. длинная, веселая.
Б)1) Наступила … утро. Подул … ветер. Земля покрыта … ковром.
2) Наступила … утро. Подул … ветер. Земля покрыта … ковром.
3) Наступила … утро. Подул … ветер. Земля покрыта … ковром.
Слова для вставок: ясное, теплый, ласковый, пестрым; пасмурное, холодный, белым; хмурое, влажный, резкий, желтым; ( лето, зима, осень)
3. Слово учителя: из множества прилагательных, возможных для определения предмета, мы выбираем лишь те, которые отвечают нашей речевой задаче, ее более точному и ясному решению. Так как еще зима, давайте составим кластер к слову «снег»
Снег может быть белым, пушистым, легким, летучим, пышным, мелким, колючим, сыпучим, мягким, густым, мокрым, сухим, зернистым и т.д.
А теперь познакомимся какие определения употреблял в своих произведениях А.С.Пушкин к слову «снег».
А.С.Пушкин, часто рисуя зиму, каждый раз связывает выбор прилагательного с конкретными целями описания. В одном случае снег у него «утренний».
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня… ( «Зимнее утро»)
-Как вы думаете, почему А.С.Пушкин употребляет определение утренний?
Выводы учащихся: выбор прилагательного утренний определен радостным, свежим чувством, котрое вызвано «чудесным днем». Утренний – уместное определение, ткак как в нем сочетаются понятия чистоты, свежести, нетронутости.
В другой раз «снег» у Пушкина летучий:
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна. («Бес»)
— Ответьте пожалуйста, почему снег стал летучим?
4.Тема урока: По значению выделяются три разряда имен прилагательных: Качественные прилагательные – обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам, имеют формы сравнения и краткие формы;
Относительные прилагательные— указывают на признак через отношение к другому предмету, они образованы от именных основ (золотой, городской, мясной);
Притяжательные прилагательные—Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?
5.Работа по карточкам
Выписать имена прилагательные, обозначив их разряд.
Я смотрела из окна,
Мне вся улица видна:
Деревянная скамейка,
На скамье сидит семья:
Внук- красивый, молодой,
Дед с кудрявой бородой,
Мама с папой, а у ног-
Серый, маленький щенок.
Если вы будете внимательными
Вы найдете прилагательные.
Котенок- маленький, пушистый.
Ручей – прохладный, серебристый.
Трава- зеленая и нежная.
Зима- холодная и снежная.
6.К существительным подберите прилагательные: стол, сумка,машина, мяч, СД-диск.
Качественные | Относительные | Притяжательные | |
Стол: | круглый | деревянный | дядин |
Сумка: | красивая | кожаная | мамина |
Машина: | черная | российская | папина |
Мяч: | маленькая | резиновый | сестрин |
СД-диск: | новый | компьютерный | отцов |
7.Обозначить разряд имен прилагательных.
-
У нас в этом году новые учебники.
-
Отец купил мне красный ранец.
-
Городской мальчик учится в пятом классе.
-
Мамин кабинет обставлен цветами.
(1-К, 2-К,3-О,4-П.)
Музыкальный позитив.
8. І вариант.
Задание: переведите данные существительные с казахского на русский язык; образуйте от них притяжательные прилагательные, составьте словосочетания.
Қоян, ат, сиыр, ит, қой, түлкі, борсық, қаз, жылан, арыстан, қарлығаш, аю, түйе, құс.
ІІ вариант.
Задание : напишите по-другому, употребив прилагательные.
Образец: костюм брата- братов костюм, книги папы- папин книги.
Платок мамы, очки бабушки, компьютер брата, трубка дедушки, шапка папы, дача тети, библиотека дяди, награды отца, вещи сестры.
9. Подведение итогов урока:
признаки | Степень сравнения | Краткая форма | число | род | падеж | вопрос | |
качественные | Цвет,форма, размер,вес, качества | есть | есть | есть | есть | есть | Какой? |
относительные | Материал, время, место,по назначению | нет | нет | есть | есть | есть | Какой? |
притяжательные | Принадлежность чего-либо лицу или животному | нет | только у притяжат. на –ин- жен., сред. рода | есть | есть | есть | Чей? |
10.На плакате нарисовать зимний пейзаж, на стикерах написать свои впечатления об уроке и приклеить к картине
11. Домашнее задание: описать друга, не называя имени. Класс определяет, чье это описание.