Урок-открытие по теме «-НН- в суффиксах причастий и -Н- в суффиксах прилагательных, образованных от глагола», 7-й класс

Цели:

1. Опираясь на ранее полученные знания учащихся, их наблюдения, подойти к самостоятельной формулировке темы, определению типа урока и целеполаганию.

2. Через анализ и синтез опорных записей прийти к самостоятельному выводу о правописании -нн- и -н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

3. Закрепить полученные знания через самостоятельно заполненную учащимися таблицу.

4. Отработать навык правописания -нн- и -н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных через разные виды практической деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

(Запись даты, где выполняется работа. Тема не записана).

II. Орфографическая пятиминутка в виде игры “Кто грамотнее?”

(На доске — схемы, составленные ребятами. Они отражают правило “-нн- и -н- в суффиксах прилагательных”).

— Какую орфограмму помогут нам повторить эти схемы?

— Все ли полно отражает правило?

— Какие из схем демонстрируют не только знание правила, но и творчество вашего одноклассника?

— Опираясь на схемы, расскажите о правописании -нн- и -н-в суффиксах прилагательных.

• Итак, “Кто грамотнее?” (2 человека у доски)

Песча..ый, гуси..ый, стекля..ый, полотня..ый, тума..ый, серебря..ый, стари..ый, ястреби..ый, соломе..ый, революцио..ый, пусты..ый, деревя..ый, ю..ый, румя..ый

Проверяем по вариантам:

1 в. – 1-го ученика

2 в. – 2-го ученика

— Есть ли ошибки?

— Есть ли недочёты в графическом обозначении?

— Какой навык вы закрепили при выполнении этой работы?

III. Формулируем тему. Ставим цели.

На доске таблица:

Причастия

Прилагательные, образованные от глагола

-нн-

-н-

1) сваренный картофель

1) вареный картофель

зав. Слово

2) жаренная в масле рыба

2) жареная рыба

3) решённый (сов. вид) пример

3) сушёный (несов. вид) гриб

4) маринованные грибы

4) нет суффиксов…

5) асфальтированный

— Что общего между орфографической пятиминуткой и таблицей?

— Что отражает таблица?

— Сформулируйте тему урока.

— Какой тип урока приемлем?

На доске:

Урок-открытие

Урок-закрепление

Урок-практикум

Урок-зачёт

— Запишем тему (Урок – открытие…)

— Какие цели вы поставите перед собой?

IV. Делаем открытие.

• Обращаемся снова к таблице.

1. Проанализировав примеры слева, сделайте вывод о правописании

-нн- в суффиксах причастий. По ходу заполним таблицу.

2. Проанализировав примеры справа, сделайте вывод о правописании -н- в суффиксах отглагольных прилагательных. По ходу заполните таблицу.

-нн- в суффиксах

причастий

-н- в суффиксах отглагольных прилагательных

1. Есть приставка.

2. Есть зависимое слово.

3. Совершенный вид.

4. Есть –ова- (-ева-), (-ирова-).

1. Нет приставки.

2. Нет зависимого слова.

3. Несовершенный вид.

4. Нет –ова- (-ева-), (-ирова-).

3. В чем отличие отглагольных прилагательных от причастий?

4. Сверьте свои выводы с §139.

— Есть ли дополнения? (приставка не- роли не играет).

— Внесите дополнения в таблицу.

V. Закрепим правило.

Связный рассказ о правописании -нн- и -н-.

VI. Практическая работа.

1. На доске слова: варёный

жареный

вязаный

груженый

— Отглагольные прилагательные или причастия перед вами? Докажите.

— Что общего в правописании этих слов?

— Что нужно сделать, чтобы написать в этих словах -нн-?

Задание на выбор. Подберите зависимое слово или приставку к данным словам. Запишите, графически выделяя орфограмму.

— Какие пункты правила мы закрепили?

2. Упр. 732 – по трём вариантам (устно).

— Какие навыки мы закрепили, выполняя это упражнение?

3. Реши орфографическую задачу. Помни о 3-ем и 4-ом пунктах правила!

Замасле…ый комбинезон, краше…ый пол, варё…ый в котелке картофель, асфалътарова…ое шоссе, решё…ая задача.

— В чём убедила нас эта работа?

4. Проверим свой словарный запас.

Игра “Кто больше?”.

Задание: Придумайте слова с суффиксами -ова- (-ева-), -ирова-.

-Легко ли это сделать?

Используйте подсказку:

Слова в помощь:

вода — …

огурцы — …

класс — …

пехота — …

труд — …

дом, картина, церковь — …

(варианты: вода – газированная, огурцы – маринованные, класс – организованный, пехота – моторизованная, труд – механизированный, дом, картина, церковь – реставрированный)

— Одну или две -н- написали? Почему?

5. Объясни смысл пословицы, прокомментируй пропущенные орфограммы:

Заработа…ый ломоть лучше краде…ого каравая.

— Подберите синонимы к слову ломоть.

VII. Выводы по уроку. Рефлексия.

— Чему вы научились на этом уроке?

— Достигли вы своих целей?

— Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

VIII. Домашнее задание.

Параграф 139 (“Теория”)

На выбор:

Упр. 726 (более простой вариант)

Упр. 724 (более сложный)

Сочинение-миниатюра по пословице “Заработанный ломоть…”.

Используемые учебные пособия:

Учебник “Практика” и “Теория” под. ред. В.В. Бабайцевой, М. “Просвещение”, 1995.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here