Снеткова Ирина Анатольевна

Учитель

МБОУ СОШ №1 г.Покров

Петушинского района

Владимирской области

Конспект урока в 7 классе

Обратный порядок слов в речи.

Цели:

  1. Углубить у учащихся понятие об актуальном членении текста на «данное» и «новое» ; добиться усвоения понятия о прямом и обратном порядке слов в речи; его роли в характеристики различных стилей речи; сформулировать способ действия с данным понятием.

  2. Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях ; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.

  3. Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока (усиление образно- выразительной функции речи); формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: Учебник «Русский язык 7 кл.» под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева.

Ход урока:

1.Закрепление.

На доске эпиграф:

Перед вами громада – русский язык ! Наслаждение глубокое зовет вас , наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

( Н. В. Гоголь )

    • Эпиграфом сегодняшнего урока стали слова Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)

    • Как передает писатель свое восхищение русским языком ? Что его волнует?

    • С помощью чего достигается эмоциональность ,выразительность этого высказывания?

    • Что значит для Гоголя «наслаждение погрузиться», «изловить законы»? (понять)

    • А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)

    • Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления . Мы с вами сегодня так же , оттолкнувшись от знакомого , двинемся по пути постижения нового.

    • А чему соответствуют понятия «известное» , «неизвестное» в строении русской речи ? ( данное и новое)

    • Что такое данное и новое ? (Д – это известное ,а Н – служит развитию мысли)

    • На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен для спокойной монологической речи. Какой? (Д — Н ).

2.Объяснение нового материала.

-Однако, общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом . Стремление представить язык как логическое построение появилось еще в 17 веке у французов ( так называемая грамматика Поль-Рояля)

Трое учащихся получили задание проследить во французском, английском и немецком языках особенности строения предложений (уч-ся делают сообщения)

Вывод: Для этих языков характерен устойчивый порядок слов в речи.

— Да, такие языки нельзя назвать «громадами» . В отличие от них русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами. О причине этих поразительных возможностей синтаксиса задумывались лингвисты и писатели.

— И. Эгенбург так отвечал на этот вопрос:

« Язык обладает свободой , не существующей в других известных мне языках: От перестановки слов во фразе меняется смысл. Эта свобода , отсутствие обязательного уточнения . рождающегося в западноевропейских языках от жесткости синтаксиса…, — все это представляет писателю безграничные возможности , перед ним не истощенные почвы былых веков, а постоянная целина.»

— Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов . Но в чем он будет выражаться ? (перестановка Д и Н )

  1. Чтение теоретического материала на стр. 169

Какое выразительное средство будет сопутствовать изменению порядка слов? ( интонация, логическое ударение)

2. Наблюдение над функционированием обратного порядка в упр. 419 ( выделение Д и Н в отрывках)

— Какое произведение Тургенева перед вами ?

— Каково общее настроение стихотворений в прозе ?

— В каком отрывке показано оно ярче?

— Какой из отрывков подлинный? Почему?

— Прочитайте выразительно, соблюдая интонацию

3. Упр. 420 . Найти в тексте предложения со значением оценки. Охарактеризовать порядок слов. (самост.)

4. Всякая перестановка связана с большим или меньшим изменением смысла или стилистических оттенков. В текстах каких стилей .по-вашему, распространены предложения с эмоциональным порядком слов?

— А) Упр. 421 (коллективно , лингвистический эксперимент )

— Б) Задание по группам : проследить обратный порядок слов в текстах различных стилей

5. Выводы: Использование обратного порядка слов характерно для художественного стиля речи, но возможно и в публицистическом , т.е. там, где целью является воздействие на мысли и чувства человека. Но в художественном произведении такие синтаксические построения применяются для усиления образно-выразительной функции.

        1. Редактирование текстов упр. 423 (по группам) Восстановить первоначальный текст, дать обоснование.

        2. Замена прямого порядка обратным и наоборот может вести за собой изменения порядка слов внутри Д и Н

7 .Д.Э.Розенталь пишет : « …Несмотря на значительную свободу порядка слов в русском предложении , у каждого члена предложения есть обычное , свойственное ему место… На этом основании различаются обычный порядок слов и обратный, выполняющий, как правило , функцию инверсии .»

8 .Задание ученику: В словаре найти определение «инверсии».

9. Рассмотреть таблицу .

10. Чтение стихотворения в прозе И.С Тургенева «Мы еще повоюем»

— Найти предложения с обратным порядком Д и Н . их роль , эмоциональный настрой .

-Определить порядок слов внутри Д и Н. Придается ли выразительность?

11. Возвращение к эпиграфу.

-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотри, за счет чего же достигается выразительность его цитаты?

12.Итоги урока: — Что узнали?

-Какую роль играет обратный порядок слов?

-Что для себя выделили?

Оценки за работу дома по иностр. языкам, сообщениям по карточкам и др.

ДЗ – 1. Упр. 424

2.Создать собственный текст в худож. стиле , используя обратный порядок слов.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык 7 кл. М.М. Разумовской и др. – М.: Дрофа, 2009

  1. Тургенев И. С. Стихотворения в прозе. – М.: Русское слово, 2007


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here