Снеткова Ирина Анатольевна
Учитель
МБОУ СОШ №1 г.Покров
Петушинского района
Владимирской области
Конспект урока в 7 классе
Обратный порядок слов в речи.
Цели:
-
Углубить у учащихся понятие об актуальном членении текста на «данное» и «новое» ; добиться усвоения понятия о прямом и обратном порядке слов в речи; его роли в характеристики различных стилей речи; сформулировать способ действия с данным понятием.
-
Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях ; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.
-
Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока (усиление образно- выразительной функции речи); формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: Учебник «Русский язык 7 кл.» под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева.
Ход урока:
1.Закрепление.
На доске эпиграф:
Перед вами громада – русский язык ! Наслаждение глубокое зовет вас , наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
( Н. В. Гоголь )
-
Эпиграфом сегодняшнего урока стали слова Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)
-
Как передает писатель свое восхищение русским языком ? Что его волнует?
-
С помощью чего достигается эмоциональность ,выразительность этого высказывания?
-
Что значит для Гоголя «наслаждение погрузиться», «изловить законы»? (понять)
-
А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)
-
Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления . Мы с вами сегодня так же , оттолкнувшись от знакомого , двинемся по пути постижения нового.
-
А чему соответствуют понятия «известное» , «неизвестное» в строении русской речи ? ( данное и новое)
-
Что такое данное и новое ? (Д – это известное ,а Н – служит развитию мысли)
-
На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен для спокойной монологической речи. Какой? (Д — Н ).
2.Объяснение нового материала.
-Однако, общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом . Стремление представить язык как логическое построение появилось еще в 17 веке у французов ( так называемая грамматика Поль-Рояля)
Трое учащихся получили задание проследить во французском, английском и немецком языках особенности строения предложений (уч-ся делают сообщения)
Вывод: Для этих языков характерен устойчивый порядок слов в речи.
— Да, такие языки нельзя назвать «громадами» . В отличие от них русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами. О причине этих поразительных возможностей синтаксиса задумывались лингвисты и писатели.
— И. Эгенбург так отвечал на этот вопрос:
« Язык обладает свободой , не существующей в других известных мне языках: От перестановки слов во фразе меняется смысл. Эта свобода , отсутствие обязательного уточнения . рождающегося в западноевропейских языках от жесткости синтаксиса…, — все это представляет писателю безграничные возможности , перед ним не истощенные почвы былых веков, а постоянная целина.»
— Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов . Но в чем он будет выражаться ? (перестановка Д и Н )
-
Чтение теоретического материала на стр. 169
Какое выразительное средство будет сопутствовать изменению порядка слов? ( интонация, логическое ударение)
2. Наблюдение над функционированием обратного порядка в упр. 419 ( выделение Д и Н в отрывках)
— Какое произведение Тургенева перед вами ?
— Каково общее настроение стихотворений в прозе ?
— В каком отрывке показано оно ярче?
— Какой из отрывков подлинный? Почему?
— Прочитайте выразительно, соблюдая интонацию
3. Упр. 420 . Найти в тексте предложения со значением оценки. Охарактеризовать порядок слов. (самост.)
4. Всякая перестановка связана с большим или меньшим изменением смысла или стилистических оттенков. В текстах каких стилей .по-вашему, распространены предложения с эмоциональным порядком слов?
— А) Упр. 421 (коллективно , лингвистический эксперимент )
— Б) Задание по группам : проследить обратный порядок слов в текстах различных стилей
5. Выводы: Использование обратного порядка слов характерно для художественного стиля речи, но возможно и в публицистическом , т.е. там, где целью является воздействие на мысли и чувства человека. Но в художественном произведении такие синтаксические построения применяются для усиления образно-выразительной функции.
-
Редактирование текстов упр. 423 (по группам) Восстановить первоначальный текст, дать обоснование.
-
Замена прямого порядка обратным и наоборот может вести за собой изменения порядка слов внутри Д и Н
7 .Д.Э.Розенталь пишет : « …Несмотря на значительную свободу порядка слов в русском предложении , у каждого члена предложения есть обычное , свойственное ему место… На этом основании различаются обычный порядок слов и обратный, выполняющий, как правило , функцию инверсии .»
8 .Задание ученику: В словаре найти определение «инверсии».
9. Рассмотреть таблицу .
10. Чтение стихотворения в прозе И.С Тургенева «Мы еще повоюем»
— Найти предложения с обратным порядком Д и Н . их роль , эмоциональный настрой .
-Определить порядок слов внутри Д и Н. Придается ли выразительность?
11. Возвращение к эпиграфу.
-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотри, за счет чего же достигается выразительность его цитаты?
12.Итоги урока: — Что узнали?
-Какую роль играет обратный порядок слов?
-Что для себя выделили?
Оценки за работу дома по иностр. языкам, сообщениям по карточкам и др.
ДЗ – 1. Упр. 424
2.Создать собственный текст в худож. стиле , используя обратный порядок слов.
Список использованной литературы:
-
Русский язык 7 кл. М.М. Разумовской и др. – М.: Дрофа, 2009
-
Тургенев И. С. Стихотворения в прозе. – М.: Русское слово, 2007