Уткина Каролина Анатольевна
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Минобразования России №1313 от 9 марта 2004 года) и примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (2006 год). Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), что соответствует учебному плану МБОУ „Долгоостровская СОШ”.
Назначение программы:
-
улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
-
реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
-
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и
словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, — формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
-
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
-
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Цели обучения русскому языку: Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
-
формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
-
Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
-
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
-
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
-
Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
-
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
-
Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
-
Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
-
Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Принцип построения – концентрический
Раздел II. Содержание тем учебного курса
Русский язык как развивающееся явление (1ч)
Повторение пройденного в 5 и 6 классах (11ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Требования к уровню подготовки обучающихся теме:
узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы
Причастие (25ч)
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие( 13 ч)
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Наречие (16 ч )
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (3ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. (51 ч)
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и
производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление
подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие,
отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (16 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Раздел III. Учебно-тематический план
Кол-во часов | Из них
| Всего часов на РР | Из них
| |||
к/д | зачетов | соч. | изл. | |||
Введение
| 1 час |
|
|
| — |
|
Повторение изученного в 5-6 классах
| 13 | 1 |
| 3 | — |
|
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие
| 23 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 |
Деепричастие
| 13 |
| 1 | 4 | 2 |
|
Наречие Категория состояния Служебные части речи Повторение и систематизация изученного в 7 классе
| 16 3 51 16 | 1
3 1 | 1
2 1
| 1 1 10 2
| — 1 8 2
| — — 2 — |
ИТОГО | 136 | 7 | 6 | 25 | 15 | 4 |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
-
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
-
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.
Раздел V. Формы контроля:
-
-индивидуальный устный опрос;
-
-фронтальный опрос;
-
— выборочная проверка упражнения;
-
— взаимопроверка;
-
— самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
-
— различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
-
— виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
-
— составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
-
— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-
— написание сочинений;
-
-письмо под диктовку;
-
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
-
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Государственный стандарт основного общего образования, 2006
-
Программа по русскому языку для 5 – 9 классов
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский 2006
-
Учебник М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык.7 класс. М.: «Просвещение»2008,2011
-
Методические пособия
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – М.: «ВАКО». 2009
Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. — . М.: «Просвещение» 2006
Журнал «Литература в школе» с приложением
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
Мультимедийные пособия.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Интернет — ресурсы
Раздел VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 КЛАСС
Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки выпускников | Виды деятельности, вид контроля | Примечания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Общие сведения о русском языке (1 час) |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | Урок усвоения новых знаний | Русский язык -национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе | Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык -это прежде всего язык русского народа, русской нации | Анализ текстов, выявление главного и существенного. | Презентация «Развитие общества — развитие языка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Повторение пройденного в 5-6 классах (13 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор |
Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. | Знать.чем отличаются: — словосочетания от предложений, — простые предложения от сложных, — главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях. | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Пунктуация.. Пунктуационный разбор | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Пунктуационный разбор. | Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Лексикология и фразеология |
Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Лексический состав языка. Лексические нормы | Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями. | Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Фонетика и орфоэпия |
Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм | Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи | Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Словообразование и морфемика | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем | Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы. | Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Морфология и орфография | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Система частей речи. Соблюдение основных морфологических норм | Знать характеристику частей речи, владеть орфографическими правилами | Работа по карточкам, предупредительный диктант |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8-9. | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта |
Урок контроля | Правописание частей речи. Члены предложения. Анализ ошибок | Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Г. А. Богданова«Уроки русского языка в 7 классе» .Москва «Просвещение», 2008 г. С.26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Текст. Стили литературного языка | Урок развития речи | Текст. Средства связи предложений в тексте. Стилевые черты
| Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения | Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, средства связи |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-12 | Р.р. Публицистический стиль речи Официально- деловой стиль | Урок развития речи | Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности | Знать особенности публицистического стиля. Уметь определять публицистический стиль по его признакам. | Составление таблицы, чтение текстов, их сравнение. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13
14 | Р.р.Сочинение по картине И.Бродского «Летний сад осенью» Продолжение работы над сочиненем | Урок развития речи
| Правописание частей речи. Члены предложения. | Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | ЭОР «Картина И. Бродского «Летний сад осенью» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1Раздел 3. Морфология и орфография | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причастие (23 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Причастие как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль | Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи | Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи | Презентация «Причастие и его признаки» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Склонение причастий | Урок усвоения новых знаний | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму | Осложнённое списывание |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Причастный оборот, знаки препинания при нем | Урок усвоения новых знаний | Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота | Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым. словами; выделять причастный оборот запятыми. | Объяснительный, распределительный диктанты | Презентация «Причастный оборот» таблица «Обособление причастного оборота” | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. | Р.р. Описание внешности человека | Уроки развития речи | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова) | Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия. | Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. | В.И. Капинос и др Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5-9 классы. С. 123 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. | Действительные и страдательные причастия | Урок усвоения новых знаний | Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления | Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания | Распределительный диктант |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Краткие и полные страдательные причастия | Урок усвоения новых знаний | Краткие и полные страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении | Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких и полных страдательных причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль | Тест. Выборочный диктант |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. | Действительные причастия настоящего времени | Урок усвоения новых знаний | Образование действительных при- частий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать | Составление таблицы «Суффиксы причастий». Объяснительный диктант |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. | Действительные причастия прошедшего времени | Урок усвоения новых знаний | Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий. | Творческое списывание |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. | Страдательные причастия настоящего времени. | Урок усвоения | Образование страдательных причастий настоящего времени. | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий. | Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия» |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Страдательные причастия прошедшего времени | Урок усвоения новых знаний | Образование страдательных причастий прошедшего времени | Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий | Словарный, распределительный диктанты |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25
| Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | Урок усвоения новых знаний | Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении | Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль | Тест. Выборочный диктант |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | Урок усвоения новых знаний | Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении | Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль | Тест. Выборочный диктант |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27-28 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи | Комментированное письмо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? | Презентация «Н и НН в страдательных причастиях» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38. | Деепричастие как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия. | Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий. | Объяснительный диктант |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39-40. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | Урок усвоения новых знаний | Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми | Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям | Комментированный диктант |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41-42. | Р.р. Описание действий как вид текста | Уроки развития речи Урок усвоения новых знаний | Описание действий как вид текста: структура, языковые особенности | Знать структуру, языковые особенности текста описания действия. Уметь анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43. | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | Урок усвоения новых знаний | НЕ с деепричастиями | Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему | Работа по карточкам |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44. | Деепричастия несовершенного и совершенного вида | Урок усвоения новых знаний | Деепричастия несовершенного вида и их образование | Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий | Диктант «Проверь себя» |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Деепричастия совершенного вида | Урок усвоения новых знаний | Деепричастия совершенного вида и их образование | Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий | Диктант «Проверь себя» |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46-47. | Р. р. Сочинение по картине С. А. Григорье- ва «Вратарь» | Уроки развития речи | Рассказ по картине | Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Сочинение | Картина С. Григорьева „Вратарь” | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48. | Морфологический разбор деепричастия | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок (игра «Брейн-ринг») | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | Диктант с грамматическим заданием |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49. | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | Урок контроля | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи. | Тест | Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс» С.105 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50. | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Классификация и исправление допущенных ошибок | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | Работа над ошибками |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАРЕЧИЕ (16 часов) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51. | Наречие как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о наречии в системе частей речи. Наречие, его грамматические признаки. Синтаксическая роль | Знать определение наречия, грамматические признаки. Уметь отличать, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи | Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли наречий в речи |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52. | Смысловые группы наречий | Урок усвоения новых знаний | Разряды наречий по значению. Употребление наречий | Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение | Составить таблицу, распределить наречия по группам. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53. | Степени сравнения наречий | Урок усвоения новых знаний | Образование степеней сравнения наречий | Знать способы образования степеней сравнения, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных. | Рассказать по плану о степенях сравнения наречий, образовать степени сравнения |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54. | Морфологический разбор наречия | Повторительно-обощающий урок | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи | Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их. | Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и -е | Урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е. Роль синониичной замены наречия | Знать правило правописания НЕ с наречиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с наречиями, составлять связный рассказ на грамматическую тему | Диктант с грамматическим заданием, устный ответ |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56. | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | Урок усвоения новых знаний | Правописание отрицательных наречий, отрицательных местоимений | Знать правило правописания отрицательных наречий. Уметь опознавать в тексте отрицательные местоимения и наречия | Словарный, распределительный диктанты |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57. | Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е | Урок усвоения новых знаний | Образование наречий от прилагательгых. Н и НН в наречиях на О-Е | Знать правило правописания н и нн в наречиях на –о и –е. Уметь обосновывать выбор написания . | Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58. | Р.р Описание действий | Уроки развития речи |
| Понимать роль наречий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий | Диктант с грамматическим заданием. Создание текста | НРК | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | Урок усвоения новых знаний | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | Знать правило правописания н и нн в наречиях на –о и –е. Уметь обосновывать выбор написания .. | Диктант «Про |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60. | Буквы о и а на конце наречий | Урок усвоения новых знаний | Буквы о и а на конце наречий с приставками | Знать правило правописания букв о и а на конце наречий. Уметь обосновывать выбор написания . | Словарный, распределительный диктанты |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61. | Дефис между частями слова в наречиях | Урок усвоения новых знаний | Дефис между частями слова в наречиях | Знать о дефисном написании наречий .Уметь означать условия выбора дефисных написаний. | Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях | Урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях | Знать наречия, образованные от сущ., колич. Числительных. Уметь отличать слитное и раздельное написание приставок в наречиях. | Словарный, распределительный диктанты |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Урок усвоения новых знаний | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Знать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.. Уметь составлять словосочетания. | Диктант «Про |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64. | Повторение | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий | Уметь находить наречие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в наречии, , осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, употреблять в речи, интонационно правильно читать предло | Работа с текстами разных стилей и жанров |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65. | Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля | Способы образования наречий. Правописание Н и НН. Дефисное написание. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. | Уметь распознавать наречия от других частей речи, уметь правильно строить предложения, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | Диктант | Электронный сборник.Контрольный диктант „Леня Голиков” | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66. | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Классификация и исправление допущенных ошибок | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | Работа над ошибками |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория состояния (3часа) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Категория состояния как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Слова категории состояния не изменяются. | Уметь распознавать слова категории состояния в тексте. | Работа с текстами разных стилей и жанров |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Морфологический разбор категории состояния | Урок усвоения новых знаний | Морфологический разбор категории состояния | Уметь производить морфологический разбор слов категории состояния | Диктант с грамматическим заданием |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69 | Сочинение на лингвистическую тему | Уроки развития речи | Сочинение на лингвистическую тему | Научить писать лингвистическое сочинение | Сочинение |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Служебные части речи (51 час)
Самостоятельные и служебные части речи | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. | Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи | Работа с текстом |
| ||||||
71. | Предлог как служебная часть речи | Урок усвоения новых знаний | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении | Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями | Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога |
| |||||
72-73. | Р. р. Изложение с элементами сочинения | Уроки развития речи | Рассказ от своего имени на основе прочитанного | Уметь адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, определять его принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письме типологическую структуру исходного текста. | Изложение | К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля» Упр. 281 учебника | |||||
74. | Употребление предлогов | Урок усвоения новых знаний | Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. | Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки | Предупредительный диктант. Редактирование текста |
| |||||
75. | Непроизводные и производные предлоги | Урок усвоения новых знаний | Непроизводные и производные предлоги | Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи | Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными |
| |||||
76. | Простые и составные предлоги. | Урок усвоения новых знаний | Простые и составные предлоги | Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги». | Работа по карточкам. Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух) |
| |||||
77 | Морфологический разбор предлога | Урок усвоения новых знаний | Морфологический разбор предлога | Порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор | Выписать словосочетания с предлогами, сделать морфологический разбор предлогов |
|
| ||||
78-79. | Р.р. Сочинение по картине А. В. Сайки ной «Детская спортивная школа» | Уроки развития речи | Рассказ на основе увиденного на картине | Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строить своё высказывание с использованием сложных композиционных форм, соблюдать стилевое единство текста; использовать изобразительные средства языка, соблюдать нормы языка | Сочинение по картине в форме репортажа по данному началу | Упр. 307 учебника |
| ||||
80. | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок усвоения новых знаний | Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под | Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор;употреблять в речи | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» |
|
| ||||
81. | Свободный диктант | Урок закрепления изученного | Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.) | Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи, соблюдая грамматические нормы; | Диктант |
|
| ||||
82. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог» | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении | Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме | Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения. | Электронный сборник диктантов |
| ||||
83. | Практическая работа по теме «Предлоги | Урок контроля | Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании, предложении | Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме | Диктант | Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс» С.168 | |||||
84. | Союз как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. | Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении | Объяснительный диктант |
| |||||
85. | Простые и составные союзы | Урок усвоения новых знаний | Простые и составные союзы | Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы | Графический диктант. Составление предложений по схемам |
| |||||
86. | Союзы сочинительные и подчинительные. | Урок усвоения новых знаний | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. | Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор |
| |||||
87. | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | Урок закрепления изученного | Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов | Уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями | Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное |
| |||||
88. | Сочинительные союзы | Урок усвоения новых знаний | Группы сочинительных союзов, их назначение | Знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями | Предупредительный диктант |
| |||||
89. | Сочинительные союзы | Урок закрепления изученного | Употребление сочинительных союзов для связи целого текста | Выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи | Создать текст по теме «Природа учит нас понимать прекрасное» |
| |||||
90. | Подчинительные союзы | Урок усвоения новых знаний | Группы подчинительных союзов по значению | Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений | Конструирование предложений |
| |||||
91. | Морфологический разбор союза. | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Морфологический разбор. Разряды союзов по строению и значению | Уметь различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями слож- | Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении |
| |||||
92-93. | Р.р. Сочинение-рассуждение «Книга -наш друг и советчик» | Уроки развития речи | Рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности | Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение, аргументировать свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с ними: чтение -роскошь (И. А. Гончаров «Обломов»); «Человек перестает мыслить, когда перестает читать» (Дидро). | Сочинение | НРК | |||||
94. | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато | Урок усвоения новых знаний | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же | Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме | Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи» |
| |||||
95. | Обобщение и систематиза- ция изученного по темам «Предлоги» и «Союзы» | Повтори-тельно-обобщаю- | Общее и отличное между предлогами и союзами. Пред- | Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разны- | Ответы на теоретические вопросы. |
| |||||
щие уроки | логи производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. | ми источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски | Работа с текстом. Распределить союзы по группам: нейтральные, употребляемые в официально-деловом стиле, в разговорном стиле |
| |||||||
96. | Контрольный диктант | Урок контроля | Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. | Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте. | Диктант с грамматическим заданием | Г. А. Богданова «Уроки русского языка в 7 классе» Москва «Просвещение», 2008 г. С.162 | |||||
97. | Частица как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении | Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков | Определить значение частиц в тексте |
| |||||
98. | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Урок усвоения новых знаний | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки | Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения |
| |||||
99-100. | Р.р. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья | Уроки развития речи | Рассказ по картине | Уметь готовить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с изображенным на картине | Сочинение | Репродукция картины | |||||
101-102 | Смысловые частицы | Уроки усвоения новых знаний | Модальные частицы: вопросительные, указательные, восклицательные | Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства | Объяснительный диктант |
| |||||
103. | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок усвоения новых знаний | Раздельное и де-фисное написание частиц | Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами | Свободный диктант. Работа с текстом |
| |||||
104. | Морфологический разбор частицы. | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Общее значение, правописание частиц | Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать | Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами. |
| |||||
105-106 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | Урок усвоения новых знаний | Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ | Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи | Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонимами с частицей НЕ |
| |||||
107-108. | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Правописание НЕ с различными частями речи. Орфоэпические нормы | Уметь применять правила написания НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных местоимениях | Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-приставкой, частью корня и частью приставки |
| |||||
109-110. | Р.р. Контрольное сочинение-рассказ по предложенным темам | Уроки развития речи | Рассказ по данному сюжету | Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания; | Сочинение | Темы: «О чем я мечтаю», «Любимое время года», «Мои друзья» | |||||
111. | Частица НИ, союз НИ-НИ и приставка НИ- | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Правописание НИ с разными частями речи. Различение выражений НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК…, НЕ КТО ИНОЙ, КАК…, НИЧТО ИНОЕ…, НИКТО ИНОЙ | Уметь различать частицу НИ, приставку НИ- и союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения с данными словами | Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант |
| |||||
112. | Обобщение и систематизация по теме «Частица» | Игра «Умники и умницы» (индивидуальная работа) | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ — НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи | Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы — «это слова, максимально ответственные за передачу общения» |
| |||||
113-114. | Уроки-зачёты по теме «Служебные части речи» | Уроки контроля | Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. | Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетании и предложении, союз — для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов. | Зачет | Г. А. Богданова «Уроки русского языка в 7 классе» Москва «Просвещение», 2008 г. С.159; тесты | |||||
115. | Контрольный диктант | Урок контроля | Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи | Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях. | Диктант с грамматическим заданием | Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс» С.209 | |||||
116. | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний. | Классификация и исправление допущенных ошибок | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | Работа над ошибками.Парная работа |
| |||||
117. | Междометие как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий | Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них. | Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». |
| |||||
118. | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | Урок усвоения новых знаний | Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях | Знать условия дефисного написания междометий, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия | Объяснительный диктант. Составить и записать предложения, в которых междометия выражали бы разные чувства |
| |||||
119-120. | Контрольное изложение | Уроки контроля | Изложение текста публицистического стиля | Адекватно понимать текст, воспринимаемый на слух, сохранять при письме изложения типологию текста, выразительные языковые и речевые средства | Изложение |
|
Раздел 4. Повторение и систематизация изученного в 7 классе (16 часов)
Текст. Стили речи | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте | Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте | Анализ текстов разных типов и стилей |
| |
122-123. | Р.р. Сочинение « Мой односельчанин» | Урок контроля | Сочинение-рассуждение на указанную тему | Знать особенности композиции текста-рассуждения. Уметь создавать текст- рассуждение на заданную тему. | Сочинение | НРК |
124. | Фонетика. Графика | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Основные виды языковых и речевых норм. Орфоэпические нормы | Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их | Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражнение. |
|
125. | Лексика и фразеология | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Лексические нормы (повтор слова, неуместное употребление слов) | Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы | Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок |
|
126. | Морфемика. Словообразование | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем | Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы. | Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» |
|
127-128 | Морфология | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Система частей речи. Соблюдение основных морфологических норм | Знать характеристику частей речи, владеть орфографическими правилами | Работа по карточкам, предупредительный диктант |
|
129-130. | Орфография | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Соблюдение основных морфологических норм | Владеть орфографическими правилами | Предупредительный диктант |
|
131-132. | Синтаксис | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Члены предложений. | Знать.чем отличаются: — словосочетания от предложений, — простые предложения от сложных, — главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях. | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам |
|
133-134 | Пунктуация | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Пунктуационные нормы. Пунктуационный разбор
| Уметь правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания.
| Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам |
|
135-136. | Контрольная работа и ее анализ | Уроки контроля |
| Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | Комплексный анализ текста | Электронный сборник диктантов |
137-138 | Резерв |
|
|
|
|
|
Раздел VII. Формы контроля:
-
-индивидуальный устный опрос;
-
-фронтальный опрос;
-
— выборочная проверка упражнения;
-
— взаимопроверка;
-
— самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
-
— различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
-
— виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
-
— составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
-
— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-
— написание сочинений;
-
-письмо под диктовку;
-
-комментирование орфограмм и пунктограмм.