Н.М.Парилова,

г.Норильск район Талнах МБОУ «СОШ №36»

УРОК развития речи в 7 класе

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению

Цели: — вспомнить все части рассуждения как типа речи;

  • развивать умение определять все части текста-рассуждения: тезис, основную мысль , ь вывод, строить рассуждение на заданную тему;

  • воспитывать чувство языка, умение сопереживать, ощущать позитивные чувства и выражать их словами.

На доске записаны тема и эпиграф:

Для того, чтобы совершенствовать,

развивать ум, надо больше рассуждать,

чем заучивать.

Рене Декар, 16 век,

французский физик, математик, философ.

Ход урока

  1. Слово учителя.

— Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль.

Одно дело — думать иначе, чем остальные, другое — убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Читаю эпиграф, комментирую его.

  1. Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).

  2. Как различаются типы речи?

  3. Откройте учебник «Русская речь» Е.И. Никитиной на стр: 47, § 14;

Потом дети читают упр:115 ( Типы речи можно различать по вопросам:

К повествованию ставится вопрос: что произошло?

К описанию: какой?

К рассуждению: почему?)

II. Тренировочные упражнения

Послушайте тексты, определите тип речи.

Текст 1:

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом рез-

ко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”

(А. Толстой)

Дети определяют, что это повествование, так как есть сюжет, развивается действие.

Текст 2:

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.

(А. Толстой)

Это описание, так как нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная. Есть эпитеты, метафоры (подтверждают текстом).

Текст 3:

Самое лучшее время года — весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод

  1. Отработка структуры текста-расссуждения.

На доске прикреплены написанные на трех карточках слова «ТЕЗИС», «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО», «ВЫВОД», пока закрытые.

Открываю первую надпись «ТЕЗИС».

  1. Рассуждение начинается с утверждения, то есть с ТЕЗИСА.

«Тезис» записываем в словарик, отрабатываем произношение. Предлагаю классу найти тезис в следующих текстах. Тексты можно читать вслух всему классу, а можно (если есть возможность) раздать детям распечатанные разные тексты, которые они потом сами вслух зачитают и назовут тезис. (Можно воспользоваться книгой «Русская речь» Е.И. Никитиной.)

Текст 1:

Родина всегда прекрасна! Потому что она одна у человека. Потому что ты часть ее. Она всегда с тобой: в осеннем пламени лесов и в снежном раздолье, в первых весенних цветах и в золотом разливе хлебных полей.

Текст 2:

Мама — самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать». Солдат, смертельно раненный, шепчет:»За Родину-мать!» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Текст 3:

Война — всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!

  1. Находить тезисы в тексте вы научились. А можете вы сами сформулировать тезис? Задание классу: сформулировать тезис по теме «Учеба».

Ребята формулируют тезисы, в основном, позитивного отношения к учебе типа: «учиться — всегда пригодится», «кто много учится, тот много знает» и т.д.

  1. Предлагаю детям другой тезис: «Чем больше учишься, тем больше глупеешь«. Какой из тезисов более верный? Дети доказывают свои тезисы. Задаю следующий вопрос: «Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили?» Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать.

Открываю на доске следующее слово «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО». А из любого доказательства обязательно следует вывод. Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения, доводы), вывод (как и в любом сочинении).

  1. Задание: найти в тексте розданных карточек все эти три части.

(Можно воспользоваться материалом книги «Русская речь» Е.И. Никитиной)

Текст :

Человек, умеющий и любящий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти — книги. В них можно найти ответы на все волнующие вопросы. В книгах мы читаем о прошлом и находим картины будущего. Читайте больше и будете счастливы!

(по Паустовскому)

III. Лексическая работа

  1. Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение.

Провожу лексическую работу по словам, записанным на доске заранее:

1.Я уверен…

Я думаю (считаю, полагаю…), что…

Мне кажется, что…

2.Докажем это.

Почему? А вот почему…

Это можно объяснить так…

По-моему, прав…

Я не могу согласиться с тем, что… но…

Могут сказать (возразить), что…

3.Итак…

Таким образом…

Следовательно…

Я понял, что…

  1. Какие части рассуждения могут связывать эти слова?

Второй час отводим на самостоятельную работу.

Задание: написать сочинение — рассуждение.

Темы (были заранее написаны на доске и закрыты до времени):

  1. Какая польза от чтения книг.

  1. «Золотая полка»

(«Золотая полка» — та, на которую ставятся любимые книги.»Ю.ОЛЕША.)

Эта тема предлагается сильным ребятам. А тем, кто не любит читать, можно предложить третью тему:

3. Интересно ли мне в школе.

Все три темы заранее написаны на доске. При анализе проверенных сочинений учитель обязательно скажет, как дети представили каждую часть рассуждения в своих работах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here