Тема: Особенности проверяемых и проверочных слов.
Цель: Создать условия для ознакомления с понятиями проверяемое слово и проверочное слово; способствовать формированию умения подбирать проверочное слово для обозначения буквой безударного звука в корне.
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые предметные результаты: овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умениями использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные результаты: Проявляют познавательный интерес и ученые мотивы.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: общеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, анализ.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы
Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Приёмы контроля | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
|
|
|
|
|
|
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная, словесный, слово учителя | Однажды произошла такая история. Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол. Почему так получилось? Правильно пишется «с мячом». В этом слове есть опасное место. Чтобы узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук, надо подобрать проверочное слово. Для этого поставим этот гласный под ударение. Поверочное слово — мяч. Давайте поможем Диме и Коле разобраться в этом правиле. Пускай они будут нашими гостями.
| Слушают учителя | Проявляют эмоциональную отзывчивость |
|
Постановка темы и цели урока
|
| Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока «Проверяемые и проверочные слова».) — Какие цели поставите перед собой? (Научиться различать проверочные и проверяемые слова, подбирать проверочные слова .) В течение урока будем отвечать на вопросы: Что Где Как надо проверять? Чем
| Определяют тему и цели урока |
|
|
Актуализация знаний
|
| Вспомните! Гласный звук в ударном слоге слышится ясно и чётко и называется ~ ударным. Например, горы, стены. Гласный звук без ударения в безударном слоге называется безударным. Он слышится не так чётко и ясно, поэтому его надо проверять. Например, моря – море, врачи – врач. Мы под ударением пишем Без сомненья то, что слышим. Если ж звук без ударенья – Вызывает он сомненье. Слуху вы не доверяйте – Удареньем проверяйте!
Например, На берегу растёт сосна, А рядом с нею сосны, ~ Горит прекрасная звезда, А рядом с нею звёзды.
Слова сосна и звезда являются проверяемыми словами. В них нам надо проверить написание букв о и е, обозначающих безударные гласные звуки. Например, в слове сосна без ударения мы слышим звук [а]. Чтобы узнать, какую букву писать: а или о, мы подбираем слово для проверки. Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква о обозначает ударный гласный звук: ~сосны. Для слова звезда проверочным является слово звёзды. Обратите внимание, в некоторых словах безударный гласный, который обозначается буквой е, проверяется словом с буквой ё. В проверочном и проверяемых словах гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково. Запишите пары этих слов. Поставьте ударение и подчеркните буквы безударных гласных.
|
|
|
|
|
| Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я). – Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.) — Для того, чтобы ответить на вопрос, как надо проверять, давайте выполним следующие задания. Вместе с Димой и Колей подберите проверочные слова.
Запишите слова в два столбика. Поставьте ударение Сделайте вывод, как подобрать проверочное слово? (Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы безударный гласный звук стал ударным). Выделите корень в однокоренных словах.
|
|
|
|
|
| Помогите Диме и Коле среди однокоренных слов найти проверочное. Бежать – бег, бегать. Плясать – пляска, пляшет, пляшущий. Запишите цепочки слов. Выделите безударные гласные и корень слова. Объясните свой выбор. (Надо изменить слово, чтобы гласный стал ударным). Это и есть ответ на последний наш вопрос. – Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.) Вернёмся к нашим вопросам. Теперь мы можем ответить на вопросы, поставленные вначале урока. Что надо проверять? — Гласные а, о, и, е, я Где надо проверять? – В корне слова. Как проверять? — Подбирать однокоренные слова или изменять форму слова Чем надо проверять? — Ударением . |
|
|
|
|
| Укажите пары слов, в которых на первом месте стоит проверочное слово: Свист – свистеть вес – весы бинт – бинты
Помогите Коле надо найти пары слов, в которых на втором месте стоит проверочное слово: грибной – гриб тяжёлый – тяжесть речной — речка
|
|
|
|
физминутка | Коллективная, практическая | Голова устала все же. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегла | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни |
|
Закрепление знаний и способов действий |
| Диме надо записать слова с проверяемой гласной – проверяемой орфограммой. А Коле надо подобрать проверочное слово. Помогите ребятам. Р_бята, б_льница, п_суда, зв_зда, пл_ток, зап_сали, л_ства, _дежда, л_нивый, м_л_ток., сн_говик, к_пуста.
|
|
|
|
|
| Игра «Найди ошибки». ~ Котёнок – буква о, проверочное слово – кот малыш – буква а, проверочное слово маленький, чистюля – буква и, проверим: чистый клевать – буква е, проверим: клёв, но не клюв. рядовой – буква я, проверочное слово ряд
|
|
|
|
Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная, словесная, беседа |
| Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность |
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
|