Тема: Особенности проверяемых и проверочных слов.

Цель: Создать условия для ознакомления с понятиями проверяемое слово и проверочное слово; способствовать формированию умения подбирать проверочное слово для обозначения буквой безударного звука в корне.

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые предметные результаты: овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умениями использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты: Проявляют познавательный интерес и ученые мотивы.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, анализ.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приёмы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная, словесный, слово учителя

Однажды произошла такая история.

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

Почему так получилось?

Правильно пишется «с мячом». В этом слове есть опасное место. Чтобы узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук, надо подобрать проверочное слово.

Для этого поставим этот гласный под ударение. Поверочное слово мяч.

Давайте поможем Диме и Коле разобраться в этом правиле. Пускай они будут нашими гостями.

Слушают учителя

Проявляют эмоциональную отзывчивость

Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока «Проверяемые и проверочные слова».)

— Какие цели поставите перед собой? (Научиться различать проверочные и проверяемые слова, подбирать проверочные слова .)

В течение урока будем отвечать на вопросы:

Что

Где

Как надо проверять?

Чем

Определяют тему и цели урока

Актуализация знаний

Вспомните! Гласный звук в ударном слоге слышится ясно и чётко и называется ~ ударным. Например, горы, стены.

Гласный звук без ударения в безударном слоге называется безударным. Он слышится не так чётко и ясно, поэтому его надо проверять. Например, моря – море, врачи – врач.

Мы под ударением пишем

Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударенья

Вызывает он сомненье.

Слуху вы не доверяйте

Удареньем проверяйте!

Например,

На берегу растёт сосна,

А рядом с нею сосны, ~

Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею звёзды.

Слова сосна и звезда являются проверяемыми словами. В них нам надо проверить написание букв о и е, обозначающих безударные гласные звуки.

Например, в слове сосна без ударения мы слышим звук [а].

Чтобы узнать, какую букву писать: а или о, мы подбираем слово для проверки.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква о обозначает ударный гласный звук: ~сосны.

Для слова звезда проверочным является слово звёзды.

Обратите внимание, в некоторых словах безударный гласный, который обозначается буквой е, проверяется словом с буквой ё.

В проверочном и проверяемых словах гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково.

Запишите пары этих слов. Поставьте ударение и подчеркните буквы безударных гласных.

Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я).

Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

Для того, чтобы ответить на вопрос, как надо проверять, давайте выполним следующие задания.

Вместе с Димой и Колей подберите проверочные слова.

Запишите слова в два столбика. Поставьте ударение

Сделайте вывод, как подобрать проверочное слово? (Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы безударный гласный звук стал ударным). Выделите корень в однокоренных словах.

Помогите Диме и Коле среди однокоренных слов найти проверочное.

Бежать – бег, бегать.

Плясать – пляска, пляшет, пляшущий.

Запишите цепочки слов. Выделите безударные гласные и корень слова.

Объясните свой выбор. (Надо изменить слово, чтобы гласный стал ударным). Это и есть ответ на последний наш вопрос.

Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

Вернёмся к нашим вопросам.

Теперь мы можем ответить на вопросы, поставленные вначале урока.

Что надо проверять?Гласные а, о, и, е, я

Где надо проверять? – В корне слова.

Как проверять? — Подбирать однокоренные слова или изменять форму слова

Чем надо проверять? — Ударением .

Укажите пары слов, в которых на первом месте стоит проверочное слово:

Свист – свистеть

весвесы

бинт – бинты

Помогите Коле надо найти пары слов, в которых на втором месте стоит проверочное слово:

грибной гриб

тяжёлый – тяжесть

речной — речка

физминутка

Коллективная, практическая

Голова устала все же.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегла

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Закрепление знаний и способов действий

Диме надо записать слова с проверяемой гласной – проверяемой орфограммой.

А Коле надо подобрать проверочное слово.

Помогите ребятам.

Р_бята, б_льница, п_суда, зв_зда, пл_ток, зап_сали, л_ства, _дежда, л_нивый, м_л_ток., сн_говик, к_пуста.

Игра «Найди ошибки». ~

Котёнок – буква о, проверочное слово – кот

малыш – буква а, проверочное слово маленький,

чистюля – буква и, проверим: чистый

клевать – буква е, проверим: клёв, но не клюв.

рядовой – буква я, проверочное слово ряд

Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная, словесная, беседа

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какой вид работы понравился больше?

  • Что получилось?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность

Домашнее задание

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here