Бочарова Виктория Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО №2030 г. Москвы.
План урока «Обращение». 8 класс.
Цели урока:
— вспомнить изученное об обращении в 5 классе;
— дать понятие обращения, их признаков, изучить правила постановки знаков препинания при обращениях;
— развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.
Ход урока :
1. Вступительное слово учителя (СЛАЙД 2):
— Вспомним определения русского языка, разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. ( обращение )
-
Целеполагание.
— Знакома ли тема?
— Какое место занимает она в разделе «синтаксис»?
— Сложная ли это тема?
3. Новая тема (СЛАЙД 3).
— Закончите предложения, вам поможет материал учебника:
Обращение – это …
Обращения выражаются …
На письме обращения выделяются …
Например …
Обращения нужны для того, чтобы …
-
Развитие темы (СЛАЙД 4).
-
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
-
Пойди, княже, с нами в дань.
-
Милостивейший государь батюшко!
Сравните: старик – старче, князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче.
Перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался ЗВАТЕЛЬНЫМ и употреблялся при обращении. Он сохранился в некоторых славянских языках, в русском же исчез.
-
Закрепление темы:
А) В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему? (СЛАЙД 5).
1. Хороша Россия в ледоход весной, только первый снег ее снится нам и в зной.
(Крутецкий)
2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия.
3. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. (Ф.Тютчев)
4. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.(М.Ножкин)
Б) Расставьте знаки препинания (СЛАЙД 6):
1) Ветер ветер ты могуч ты гоняешь стаи туч. (П.) 2) Синие горы Кавказа приветствую вас. (Л.) 3) От вас мои юные друзья требуются прилежание и учеба. 4) Безмолвное море лазурное море открой мне глубокую тайну свою. (Ж.) 5) О первый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей. 6) Тебя ль я вижу милый друг? (П.)
— В) Составьте предложения с обращениями (по рисункам), пользуясь следующими схемами (СЛАЙД 7):
1) О! …
2) … , О, …
3) О, …
4) … ,О
5) … ,О!
— Г) Прочитайте письмо А. Пушкина, найдите в нем обращения.
Расставьте пропущенные знаки препинания (СЛАЙД 8).
Божественная княгиня кланяюсь Вам от всего сердца.
От всего сердца княгиня божественная кланяюсь Вам.
Княгиня кланяюсь Вам божество моего сердца.
Обратитесь к следующим адресатам: милостивый государь, уважаемый сударь, дорогая княгиня.
5. Итоги урока: Что такое обращения? Чем выражены обращения? Как они выделяются на письме? Для чего нужны обращения?
6. Дз: Подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов (без знаков препинания).