Бочарова Виктория Михайловна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЦО №2030 г. Москвы.

План урока «Обращение». 8 класс.

Цели урока:

— вспомнить изученное об обращении в 5 классе;

— дать понятие обращения, их признаков, изучить правила постановки знаков препинания при обращениях;

— развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.

Ход  урока :

1. Вступительное слово учителя (СЛАЙД 2):

— Вспомним определения русского языка, разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. ( обращение )

  1. Целеполагание.

— Знакома ли тема?

— Какое место занимает она в разделе «синтаксис»?

— Сложная ли это тема?

3. Новая тема (СЛАЙД 3).

— Закончите предложения, вам поможет материал учебника:

Обращение – это …

Обращения выражаются …

На письме обращения выделяются …

Например …

Обращения нужны для того, чтобы …

  1. Развитие темы (СЛАЙД 4).

  1. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче

  2. Пойди, княже, с нами в дань.

  3. Милостивейший государь батюшко!

Сравните: старик – старче, князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче.

Перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался ЗВАТЕЛЬНЫМ и употреблялся при обращении. Он сохранился в некоторых славянских языках, в русском же исчез.

  1. Закрепление темы:

А) В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему? (СЛАЙД 5).

1. Хороша Россия в ледоход весной, только первый снег ее снится нам и в зной.

(Крутецкий)

2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия.

3. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. (Ф.Тютчев)

4. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.(М.Ножкин)

Б) Расставьте знаки препинания (СЛАЙД 6):

1) Ветер ветер ты могуч ты гоняешь стаи туч. (П.) 2) Синие горы Кавказа приветствую вас. (Л.) 3) От вас мои юные друзья требуются прилежание и учеба. 4) Безмолвное море лазурное море открой мне глубокую тайну свою. (Ж.) 5) О первый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей. 6) Тебя ль я вижу милый друг? (П.)

— В) Составьте предложения с обращениями (по рисункам), пользуясь следующими схемами (СЛАЙД 7):

1) О! …

2) … , О, …

3) О, …

4) … ,О

5) … ,О!

Г) Прочитайте письмо А. Пушкина, найдите в нем обращения.
Расставьте пропущенные знаки препинания (СЛАЙД 8).

Божественная княгиня кланяюсь Вам от всего сердца.

От всего сердца княгиня божественная кланяюсь Вам.

Княгиня кланяюсь Вам божество моего сердца.

Обратитесь к следующим адресатам: милостивый государь, уважаемый сударь, дорогая княгиня.

5. Итоги урока: Что такое обращения? Чем выражены обращения? Как они выделяются на письме? Для чего нужны обращения?

6. Дз: Подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов (без знаков препинания).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here