Губаева Светлана Ивановна-

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

МБОУ «Конская СОШ»

Урок по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» 8 класс татарской школы.

Тема: « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»

Цель: Закрепление изученного материала. Развитие навыков аналитической деятельности, познавательной самостоятельности. Развитие навыков коммуникативной деятельности. Формирование культуры речи. Подготовка к ЕГЭ. Воспитание ответственности за качество своих знаний;

Оборудование :

Словарные слова.

.

Карточка-ребус «Угадай слово »

Карточки «Убери лишнее»

Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько.

Тип урока: урок обобщения; урок совершенствования ЗУНов;

Вид урока: урок практических работ;

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;

Ход урока:

I Слово учителя, в котором обозначается цель урока и его задачи: закрепить изученный материал, отработать умения и навыки в определении способов связи слов в словосочетании.

II Разбор словосочетаний

Золото берез красиво оттеняет синеву реки и прозрачную голубизну неба.

( 3 ученика на доске выписывают словосочетания и разбирают)

III. Повторение по вопросам.

1. Какой способ связи называется согласованием? (Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное).

2. Какие части речи согласуются, включаясь в словосочетание? Приведите примеры. (Прилагательное, причастие, порядковое числительное и местоимение, по форме сходное с ними.)

3. Какой способ связи называется управлением? (Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа).

4. Какой способ связи называется примыканием? (Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу).

5. Какими частями речи являются зависимые слова при примыкании? Что общего у зависимых слов? Приведите примеры.(Наречием, деепричастием, глаголом неопределенной формы- все они неизменяемые слова).

IY.Работа с текстом.

а)Упражнение 61. Выразительное чтение. Определение типа речи. Доказать, что это текст. Каково отношение автора к изображаемой картине?

Выделить метафоры, эпитеты, сравнения.

б) Словарная работа. Перевод слов, подбор синонимов.

Неуемно — ару-талуны белмэс

Взбалмошная — дуамал

Несказанно – эйтеп бетергесез

Подпирающий – терэтеп торучы

Трепетно – взволнованно

Стесненно – кысынкы, кыен.

Y. Игра – ребус « Угадай слово»

На табличке даны словосочетания, нужно узнать третье словосочетание и объяснить по какому принципу узнал.

Осенние листья

Таинственные позывные

?

Люблю лес

?

Опустилась на елочку

?

Дробно постукивает.

Стрекотать неуемно

YI. Проверка знаний

(Раздаются карточки с словосочетаниями. Определить вид подчинительной связи в словосочетании.)

Желтеющие листья, падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.

Способ проверки – взаимопроверка.

(Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.)

Определите процент выполнения задания (написать на листочке).

YII.Тестирование .

1. Какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетанием.

  1. я люблю

  2. над лесом

  3. черной тучей

  4. будто по сигналу.

2.Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «согласование»

  1. бредешь по бору

  2. дробно постукивает

  3. высоченное небо

  4. впереди опустилась

3. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление»

  1. по Ставропольскому бору

  2. стесненно замирает

  3. опустилась на елочку

  4. с розовыми свечками.

4. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью « примыкание»

  1. трепетно замирает

  2. невидимый работяга

  3. взбалмошная сорока

  4. взметнулась по сигналу.

Способ проверки – взаимопроверка.

Затем ответ проецируется на экран.

YIII. Выберите словосочетания с грамматическим значением а)«действие и предмет , на который оно переходит»

Пронзительно каркая, лесная сплетница, опустилась на елочку, стрекотать неуемно.

б) «Действие и его признак»

Огненные листья, блестящими глазами, слушает зачарованно, разноцветный шатер

в) « Предмет и его признак»

Унес тайну, последний лист, ходят медленно, собирают листья.

Способ проверки – взаимопроверка.

(Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.)

Определите процент выполнения задания (написать на листочке).

Х Карточка «Убери лишнее слово»

а) русские леса, по Ставропольскому бору, высоченное небо, лесной сплетницы, закружилось над лесом, желтых листьев.

б) золотая осень, уходит куда-то, падают кружась, таинственно шелестит, роняет медленно.

в) будит зайцев, услышал ворчание, забирались выше, хранит тайну.

Как вы нашли лишнее слово?

( а) все словосочетания, кроме словосочетания «закружилось над лесом», с подчинительной связью согласование;

б) все словосочетания, кроме словосочетания «золотая осень», с подчинительной связью примыкание;

в) ) все словосочетания, кроме словосочетания « забирались выше», с подчинительной связью управление.)

ХI. Составить словосочетание со словом, чтобы оно было:

  1. главным

  2. 2)зависимым

осень, лист, дорожки, воздух.

(золотая осень — люблю осень, желтый лист – поднял лист, разноцветные дорожки — увидел дорожки, лесной воздух – вдыхал воздух)

ХI. Работа с КИМами. Выполнение заданий В3

Учитель:

Ребята, вы неплохо справились с заданиями. Это очень важно. Ведь такие же задания есть в тексте ЕГЭ.

Дело в том, что задание В3 звучит так: «Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание, согласование или управление». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание? Открываем тетради для подготовки к ЕГЭ, записываем.

  1. Выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть с/соч.

  2. Исходя из заданного задания, обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!

  3. Проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание

 

Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием.

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки.

Первая грамматическая основа – я завидовал; вторая основа – были и сохранились библиотеки. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом предложении — всегда. Оно связано со сказуемым: завидовал (когда?) всегда. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: всегда завидовал

1.Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Ты идешь, а окрестный мир снабжает тебя информацией.

2. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.

В любовь все верят одинаково.

3.Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

Однажды в невеселый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному ученому и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет.

4.Из предложений выпишите словосочетание со связью согласование.

Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? Отчего вообще люди платят за цветы деньги? Наверное, оттого, что существует потребность в красоте.

5.Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.

Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга — другое.

6.Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

В городе еще пахло гарью, тем звериным душным запахом, какой оставляют после себя бегущие массы людей, и вонью гниющих продуктов: в грузовиках стояли бочки с огурцами и капустой.

Способ проверки – взаимопроверка.

Каков процент выполнения данного задания.

Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.

Задание на дом. Ребята, мы на предыдущих уроках прочитали и разобрали много текстов об осени. Домашнее задание будет связано с этой темой. Напишите небольшое сочинение «Осенний лес в нашем краю»

Литература.

1.Русский язык, 8 класс, учебник для татарской школы, под редакцией Шакировой Л.З.,Казань,»Магариф», 2009г.

2. Типовые экзаменационные варианты. Русский язык. ЕГЭ, под редакцией И.П.Цыбулько, Москва, «Национальное образование»,2011г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here