МО Ейский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Ейска
Тема урока:
«Приложение как разновидность определения»
8 класс
Автор: учитель русского языка и литературы
Демченко Оксана Сергеевна
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок «Приложение как разновидность определения» был проведен в 8 классе.
При обучении использовалась программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы», авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и учебник « Русский язык 8 класс»,
авторы Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О.М. Александрова.- Москва «Просвещение» 2010.
На изучение русского языка в 8 классе отводилось 4 часа в неделю. Урок был подготовлен и проведен в 2011-2012 учебном году.
Данная тема рассматривалась в разделе « Второстепенные члены предложения ».
Урок проводился в сильном классе , который в начальной школе обучался по программе развивающего обучения Л.В.Занкова, поэтому учитель счел возможным применить прием опережающего обучения и предложить ребятам познакомиться со всеми способами постановки знаков препинания при приложении.
Изучая предыдущую тему, ребята уже получили представления о согласованных и несогласованных определениях . Было целесообразно в начале урока повторить способы выражения согласованных и несогласованных определений , так как эти знания могли быть полезны при изучении темы « Приложение».
Урок делился на четыре этапа: повторение ранее изученного, объяснение нового материала, закрепление знаний, полученных по теме урока, объяснение домашнего задания.
На первом этапе урока для проверки знаний был применен метод фронтального опроса.
При рассмотрении согласованных и несогласованных определений и объяснении нового материала был использован объяснительно- иллюстративный метод. При закреплении знаний по новой теме – репродуктивный ( воспроизведение действий по применению знаний на практике).
Задания, предусмотренные для учащихся на каждом этапе урока, должны были простимулировать их познавательную активность и помочь учителю проконтролировать уровень усвоения знаний.
Важным представлялось соблюдение на уроке принципа наглядности : весь ход урока был отражен на слайдах интерактивной презентации ( программа Microsoft Office Power Point) .Использование презентации позволило рассмотреть значительный по объему материал в течение сорока минут и дало возможность ребятам быстро провести самопроверку заданий, предложенных учителем.
Оценка эффективности урока.
Проверка заключительного задания показала , что цель урока была достигнута. Приложение нашли все , и 80 % учащихся верно расставили необходимые знаки препинания.
На уроке ребята были активны, с интересом и большим вниманием слушали объяснения учителя , а потом довольно успешно справлялись с предложенными заданиями, показывая получение знания на практике.
Кроме того, изучение темы следующего раздела « Обособленные приложения . Выделительные знаки препинания при них» не вызвало никаких затруднений. Хочется отметить и тот факт , что, выполняя тестовые задания при подготовке к ГИА , приложения учащиеся этого класса находят быстрее , чем их предшественники.
Урок русского языка в 8-ом классе
«Приложение как разновидность определения »
Цель урока:
дать понятие о приложении как разновидности определения.
Задачи урока :
формирование умений:
1) распознавать приложение среди других членов предложения,
2) использовать приложения как средство выразительности речи,
3) правильно ставить знаки препинания при приложении.
Ход урока:
Приветствие ,объяснение цели и задач урока.
1. Закрепление ранее изученного.
1)Орфографическая работа. Записать словосочетания, подчеркнуть орфограммы, назвать согласованные и несогласованные определения.
Подлинное искусство, неприступные горы, шорохи леса, биография президента, удивить на карнавале, придать значение, талантливый режиссер, необоснованные привилегии, восхитительная иллюминация.
2)Опрос:
-Назовите главные и второстепенные члены предложения.
(Ожидаемый ответ:
главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, а
второстепенные : дополнение, определение и обстоятельство.)
— Давайте поподробнее остановимся на определении и вспомним ,что это такое.
(Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает качества, свойства и признаки предметов и явлений.
Определение может быть согласованным и несогласованным.)
3)Выполните задание.
-Подберите к слову погода согласованные и несогласованные определения.
(Возможные варианты:
Согласованные определения погода холодная,
погода дождливая,
погода , радующая нас.
Несогласованные определения- Погода за городом,
погода в конце месяца,
погода с постоянными перепадами температуры. )
—Давайте вспомним способы выражения несогласованных определений:
1.Сущ. в Р.п. –друг Гриши, гнездо перепелки
2.Сущ. с предлогом – гнездо под крышей
3.Наречие – игра в молчанку
4.Инфинитив — имел привычку улыбаться
5.Словосочетание
сущ. + прил. – цветы необычайной красоты
сущ. + числит. – девочка лет пятнадцати
Способы выражения согласованных определений.
1.Имя прил. – дальняя роща
2.Прич.и прич. оборот – распустившийся бутон
3.Местоим.—наш дом
4.Порядковое числит.- третий дом ( от угла)
4)Выполните задание .
Распределите номера данных словосочетаний в зависимости от принадлежности в два столбика( согласованные и несогласованные определения)
1.Дальняя роща 2.второй час 3.привычка смеяться 4.девочка лет шести 5.бег наперегонки 6.в нашем доме 7.выученный урок 8.гнездо на ветке 9.птенец перепелки.
( Вариант правильного выполнения задания:
Согласованные определения Несогласованные определения
1 , 2, 6, 7 3, 4, 5, 8, 9 )
2.Объяснение нового материала
-
Приложение – определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже .
Примеры:
сестра-красавица
гриб мухомор
летчик – испытатель
журнал «Огонек»
теплоход «Александр Невский»
кот Пушок
река Нева
рассказ «Ванька»
Москва-река
Ильмень – озеро
доктор – армянин
Соня, племянница графа,
хозяйка, женщина пожилых лет
2)Анализируем , наблюдаем, делаем выводы.
Приложения могут обособляться с помощью кавычек, запятых, тире, могут присоединяться к определяемому слову с помощью дефиса.
Кавычки – обособляют приложение, если само приложение- или собственное, употребленное в переносном значении.
Это названия
гостиница «Россия»
фирменный поезд «Сибиряк»
роман А.Н.Толстого «Война и мир»
газета «Приазовские степи».
Дефис ставится между двумя одиночными (нераспространенными существительными, причем обычно приложение стоит после определяемого слова).
инженер-конструктор
соседка-педагог
бабушка-полька
утес-великан
царь-птица
рак-отшельник
жук- олень
дятел-барабанщик
(оба сущ.- нариц.)
НО
Птица воробей
гриб подберезовик
цветок ромашка
дерево береза
( дефиса нет, если первое нарицательное существительное обозначает родовое понятие, а второе- видовое)
Дефиса также не будет , если в роли определения выступают географические названия, имена людей, клички животных :
Город Краснодар
река Москва
озеро Ильмень
друг Ваня
собака Шарик
врач Петров
Если нарицательное существительное стоит после имени собственного, между ними ставится дефис:
Краснодар- город
Москва- река
Ильмень- озеро
Запятая(ые) или тире
Запятые будут обособлять распространенные приложения, если будут стоять после определяемого существительного или относиться к личному местоимению.
Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Мы, мальчики, собирались и шли в яр. Чемодан внесли кучер Селифан ,низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати.
Тире
будут обособлять распространенные приложения ,если приложение будет иметь поясняющий характер.
Какая- то ненатуральная зелень- творение скучных беспрерывных дождей- покрывала жидкою сетью поля и нивы.
3.Закрепление материала.
1)Составьте предложения, используя данные словосочетания.
Дуб-великан
ученый-биолог
глазки- бусинки
гриб- красавец
цветок магнолия
Астрахань- город
гостиница «Ейск»
2) Какие из них придают тексту образность и выразительность?
( Ребята должны назвать дуб-великан, глазки- бусинки,
гриб- красавец)
-
Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку.(В презентации предложения записаны без знаков препинания)
Гриб подосиновик часто встречается у бабушки в лукошке.
В дубовых зарослях бродят медведи- муравьятники.
Не ворчи, мой кот- мурлыка, в неподвижном полусне.
По Москве- реке можно совершить увлекательную прогулку.
В 5 классе мы изучали роман А.С.Пушкина «Дубровский».
4. Домашнее задание
Упражнение№ 140 устно, №142, подчеркнуть приложения.