МО Ейский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Ейска

Тема урока:

«Приложение как разновидность определения»

8 класс

Автор: учитель русского языка и литературы

Демченко Оксана Сергеевна

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок «Приложение как разновидность определения» был проведен в 8 классе.

При обучении использовалась программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы», авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и учебник « Русский язык 8 класс»,

авторы Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О.М. Александрова.- Москва «Просвещение» 2010.

На изучение русского языка в 8 классе отводилось 4 часа в неделю. Урок был подготовлен и проведен в 2011-2012 учебном году.

Данная тема рассматривалась в разделе « Второстепенные члены предложения ».

Урок проводился в сильном классе , который в начальной школе обучался по программе развивающего обучения Л.В.Занкова, поэтому учитель счел возможным применить прием опережающего обучения и предложить ребятам познакомиться со всеми способами постановки знаков препинания при приложении.

Изучая предыдущую тему, ребята уже получили представления о согласованных и несогласованных определениях . Было целесообразно в начале урока повторить способы выражения согласованных и несогласованных определений , так как эти знания могли быть полезны при изучении темы « Приложение».

Урок делился на четыре этапа: повторение ранее изученного, объяснение нового материала, закрепление знаний, полученных по теме урока, объяснение домашнего задания.

На первом этапе урока для проверки знаний был применен метод фронтального опроса.

При рассмотрении согласованных и несогласованных определений и объяснении нового материала был использован объяснительно- иллюстративный метод. При закреплении знаний по новой теме – репродуктивный ( воспроизведение действий по применению знаний на практике).

Задания, предусмотренные для учащихся на каждом этапе урока, должны были простимулировать их познавательную активность и помочь учителю проконтролировать уровень усвоения знаний.

Важным представлялось соблюдение на уроке принципа наглядности : весь ход урока был отражен на слайдах интерактивной презентации ( программа Microsoft Office Power Point) .Использование презентации позволило рассмотреть значительный по объему материал в течение сорока минут и дало возможность ребятам быстро провести самопроверку заданий, предложенных учителем.

Оценка эффективности урока.

Проверка заключительного задания показала , что цель урока была достигнута. Приложение нашли все , и 80 % учащихся верно расставили необходимые знаки препинания.

На уроке ребята были активны, с интересом и большим вниманием слушали объяснения учителя , а потом довольно успешно справлялись с предложенными заданиями, показывая получение знания на практике.

Кроме того, изучение темы следующего раздела « Обособленные приложения . Выделительные знаки препинания при них» не вызвало никаких затруднений. Хочется отметить и тот факт , что, выполняя тестовые задания при подготовке к ГИА , приложения учащиеся этого класса находят быстрее , чем их предшественники.

Урок русского языка в 8-ом классе

«Приложение как разновидность определения »

Цель урока:

дать понятие о приложении как разновидности определения.

Задачи урока :

формирование умений:

1) распознавать приложение среди других членов предложения,
2) использовать приложения как средство выразительности речи,
3) правильно ставить знаки препинания при приложении.


Ход урока:

Приветствие ,объяснение цели и задач урока.

1. Закрепление ранее изученного.

1)Орфографическая работа. Записать словосочетания, подчеркнуть орфограммы, назвать согласованные и несогласованные определения.

Подлинное искусство, неприступные горы, шорохи леса, биография президента, удивить на карнавале, придать значение, талантливый режиссер, необоснованные привилегии, восхитительная иллюминация.

2)Опрос:
-Назовите главные и второстепенные члены предложения.

(Ожидаемый ответ:
главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, а
второстепенные : дополнение, определение и обстоятельство.)

— Давайте поподробнее остановимся на определении и вспомним ,что это такое.
(Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает качества, свойства и признаки предметов и явлений.
Определение может быть согласованным и несогласованным.)
3)Выполните задание.

-Подберите к слову погода согласованные и несогласованные определения.

(Возможные варианты:

Согласованные определения погода холодная,

погода дождливая,

погода , радующая нас.

Несогласованные определения- Погода за городом,

погода в конце месяца,

погода с постоянными перепадами температуры. )

Давайте вспомним способы выражения несогласованных определений:
1.Сущ. в Р.п. –друг Гриши, гнездо перепелки

2.Сущ. с предлогом – гнездо под крышей

3.Наречие – игра в молчанку
4.Инфинитив — имел привычку улыбаться
5.Словосочетание
сущ. + прил. – цветы необычайной красоты
сущ. + числит. – девочка лет пятнадцати


Способы выражения согласованных определений.
1.Имя прил.дальняя роща

2.Прич.и прич. оборот – распустившийся бутон

3.Местоим.наш дом

4.Порядковое числит.- третий дом ( от угла)

4)Выполните задание .

Распределите номера данных словосочетаний в зависимости от принадлежности в два столбика( согласованные и несогласованные определения)

1.Дальняя роща 2.второй час 3.привычка смеяться 4.девочка лет шести 5.бег наперегонки 6.в нашем доме 7.выученный урок 8.гнездо на ветке 9.птенец перепелки.

( Вариант правильного выполнения задания:

Согласованные определения Несогласованные определения

1 , 2, 6, 7 3, 4, 5, 8, 9 )

2.Объяснение нового материала

  1. Приложение – определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже .
    Примеры:
    сестра-красавица
    гриб мухомор
    летчик – испытатель
    журнал «Огонек»
    теплоход «Александр Невский»
    кот Пушок
    река Нева
    рассказ «Ванька»
    Москва-река
    Ильмень – озеро
    доктор – армянин
    Соня, племянница графа,
    хозяйка, женщина пожилых лет


2)Анализируем , наблюдаем, делаем выводы.

Приложения могут обособляться с помощью кавычек, запятых, тире, могут присоединяться к определяемому слову с помощью дефиса.

Кавычки – обособляют приложение, если само приложение- или собственное, употребленное в переносном значении.


Это названия
гостиница «Россия»
фирменный поезд «Сибиряк»
роман А.Н.Толстого «Война и мир»
газета «Приазовские степи».


Дефис ставится между двумя одиночными (нераспространенными существительными, причем обычно приложение стоит после определяемого слова).
инженер-конструктор
соседка-педагог
бабушка-полька
утес-великан
царь-птица
рак-отшельник
жук- олень

дятел-барабанщик

(оба сущ.- нариц.)

НО

Птица воробей

гриб подберезовик

цветок ромашка

дерево береза

( дефиса нет, если первое нарицательное существительное обозначает родовое понятие, а второе- видовое)

Дефиса также не будет , если в роли определения выступают географические названия, имена людей, клички животных :

Город Краснодар

река Москва

озеро Ильмень

друг Ваня

собака Шарик

врач Петров

Если нарицательное существительное стоит после имени собственного, между ними ставится дефис:

Краснодар- город

Москва- река

Ильмень- озеро

Запятая(ые) или тире

Запятые будут обособлять распространенные приложения, если будут стоять после определяемого существительного или относиться к личному местоимению.

Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Мы, мальчики, собирались и шли в яр. Чемодан внесли кучер Селифан ,низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати.

Тире

будут обособлять распространенные приложения ,если приложение будет иметь поясняющий характер.

Какая- то ненатуральная зелень- творение скучных беспрерывных дождей- покрывала жидкою сетью поля и нивы.

3.Закрепление материала.

1)Составьте предложения, используя данные словосочетания.

Дуб-великан

ученый-биолог

глазки- бусинки

гриб- красавец

цветок магнолия

Астрахань- город

гостиница «Ейск»

2) Какие из них придают тексту образность и выразительность?

( Ребята должны назвать дуб-великан, глазки- бусинки,

гриб- красавец)

  1. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку.(В презентации предложения записаны без знаков препинания)

Гриб подосиновик часто встречается у бабушки в лукошке.

В дубовых зарослях бродят медведи- муравьятники.

Не ворчи, мой кот- мурлыка, в неподвижном полусне.

По Москве- реке можно совершить увлекательную прогулку.

В 5 классе мы изучали роман А.С.Пушкина «Дубровский».

4. Домашнее задание

Упражнение№ 140 устно, №142, подчеркнуть приложения.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here