Олимпиада

по русскому языку

8 класс.

1 ВАРИАНТ.

ЗАДАНИЕ 1.Расставьте ударения в словах.

Обеспечение, ходатайство, мельком, каталог, звонит, языковое явление, диспансер, премировать, хаос, аристократия, газопровод, договор. ЗАДАНИЕ 2.Объяснение значения каждого слова и составьте с ним предложение.

Брошюра, виды- виллы, беспрекословно.

ЗАДАНИЕ 3.Подберите к словам грусть, темнота синоним и антоним и составьте с ними предложение.

ЗАДАНИЕ 4.Замените следующие заимствованные слова русскими синонимами:

Индустрия, антракт, колоссальный.

ЗАДАНИЕ 5.Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Защитник вольности и прав.

В сем случае совсем не прав.

Столовая закрыта.

Дай столовую ложку.

Как называется это явление?

ЗАДАНИЕ 6.Разберите по составу слова.

Поддерживая, пол-очка, пригород,снегопад, осветительный.

ЗАДАНИЕ 7.Найдите общий корень в словах. Пехота-опешить, наизусть-устный; след-последствия;пружина-упругий, мрачный-обморок.

ЗАДАНИЕ 8.Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

ЗАДАНИЕ 9. Объясните значение данных ниже фразеологизмов.

Сломя голову; ни в зуб ногой; с глазу на глаз;зубы заговаривать;выйти в люди; все валится из рук; держать в ежовых рукавицах; встать в тупик.

ЗАДАНИЕ 10.Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые в предложениях. Расставьте знаки препинания.

Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.

Егоровна увидела необходимость уведомить обо всем молодого Дубровского.

Я возвратился к Зурину грустен и молчалив.

Я не почел за нужное упрекнуть его в несостоятельности и уложившись спать на сене опять попытался заснуть.

Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова?

ЗАДАНИЕ 11.Определите тип односоставных предложений.Выделите грамм.

основу.

Цыплят по осени считают. Напишешь-не сотрешь, выпустишь-не поймаешь. Сначала подумай, потом говори. Соловья баснями не кормят.

(Пословицы).

ЗАДАНИЕ 12.Составьте развернутый план ответа по теме «Функции русского языка в СРЯ».

ЗАДАНИЕ 13.Напишите слова с составными частями био-, библио-, граф(ия)

Составьте с этими словами словосочетания, сделайте синтаксический разбор.

2 вариант.

ЗАДАНИЕ 1.Запишите фонетическую транскрипцию предложения, укажите все фонетические и графические явления, с которыми вы столкнулись.

Друг спорит, а недруг поддакивает.

ЗАДАНИЕ 2.Разберите по составу слова благодарность, собеседник, независимость, негритенок, попутчик. Какими способами они образованы?

ЗАДАНИЕ 3.Укажите значение устаревших слов.

Аршин, лапотник, лучина, приказчик.

ЗАДАНИЕ 4.Допишите фразеологизмы, объясните их значение.

Задирать… Морочить… Бить… Клевать… Вешать… Навострить…

ЗАДАНИЕ 5.К каким частям речи относятся следующие слова?

Пятеро, пять, пятый, пятак, пятиэтажный, в-пятых, пятерня, впятером?

ЗАДАНИЕ 6.Поставьте окончания, согласуя в числе и роде сказуемое с подлежащим.

Ряд столов стоял… посередине класса.Пять учеников подошел…к столу.

Полмесяца прошел… с тех пор, как начались каникулы. Такси стоял…у ворот. Недавно здесь открыт…кафе-столовая.

ЗАДАНИЕ 7.Вставьте попущенные буквы, обозначив орфограммы, расставьте знаки препинания, объясните их. Выполните полный синтаксичес-

кий разбор. Составьте схему предложения.

Все было (не)знакомо мне высокая большая комната голые стены из пр…толстых новых бревен сильный см…листый запах.

ЗАДАНИЕ 8.Правильно ли сказано? Благодаря разразившемуся урагану корабль потерпел крушение.

ЗАДАНИЕ 9.Расставьте ударения в словах.

Пр..оритет, д..баты,пр..мировать, пост..мент, прообраз, щавель, средств..,

Положить, жалюзи, филолог,полудновать, газопровод, сливочный.

ЗАДАНИЕ 10.Что такое синтаксис? Назовите все синтаксические единицы.

ЗАДАНИЕ 11.Определите виды связи в словосочетаниях:

Русский язык, говорить взволнованно,очень красиво, гуманный человек, писать стихи, любовь к труду.

ЗАДАНИЕ 12.Выделите грамм.основу в предложениях.Определите тип односоставных предложений.Любите и изучайте великое искусство музыки…Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды в музыке.

ЗАДАНИЕ 13.Приведите примеры высказываний великих людей о богатстве и красоте русского языка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here