Конахина О. А.

Тема урока. Предложения с обращениями.

Цель урока. Формировать у учащихся знания и умения по правильному выделению обращений на письме.

Задачи урока:

Образовательная:

обобщение знаний учащихся об обращении; формирование умения находить обращение в тексте и выделять его запятыми, расширить знания учащихся об обращении.

Повторить материал по вводным словам.

Развивающая:

развивать познавательный интерес к предмету «русский язык»;

развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной;

развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка;

развивать умения выполнять тест.

Воспитательная:

воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность при работе;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование: презентация, тест, карточки, перфокарта.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Беседа по вопросам:

— Какие слова называются вводными?

— Для чего служат вводные слова?

— Чем отличаются вводные конструкции от вставных?

— Что между ними общего?

— Как отличить вводное слово от знаменательного?

2. Разноуровневые задания.

Работа с тестом (компьютер).

Вопрос № 1.

Отметь предложения с вводными словами.

а) Казалось тишина и покой царствовали на земле.

б) Говорят что завтра погода изменится.

в) Это случается очень часто.

г) Вряд ли вам это удастся.

д) Он говорят никогда не отличался храбростью.

е) А тогда мне казалось что всё изменится к лучшему.

Вопрос № 2.

Расставь знаки препинания.

а) Казалось (1) тишина(2) и покой(3) царствовали на земле.

Вопрос № 3.

Расставь знаки препинания.

б) Говорят (1) что (2)завтра(3) погода изменится.

Вопрос № 4.

Расставь знаки препинания.

в) Это(1) случается(2) очень часто. (Нет запятой).

Вопрос № 5.

Расставь знаки препинания.

а) Вряд(1) ли(2) вам(3) это удастся. (Нет запятой).

Вопрос № 6.

Расставь знаки препинания.

б) Он (1) говорят (2) никогда(3) не отличался храбростью.

Вопрос № 7.

Расставь знаки препинания.

в) А (1)тогда(2) мне (3)казалось (4) что всё изменится к лучшему.

Вопрос № 8.

Укажи предложения, в которых допущены ошибки.

а) Мне это, казалось, очевидно, потому, что поездка заканчивалась.

б) Значит, белых грибов в эту пору уже не найдёшь.

в) Звук выстрела слился с очередным ударом, и наверное, всё обошлось бы благополучно, если бы не появился подручный.

г) Зима ещё не закончилась, однако, погода уже изменилась

Работа с перфокартой.

Укажите, чем являются в данных предложениях выделенные фрагменты (знаки препинания в предложениях не расставлены).

1. К счастью небо стало проясняться.

2. Он говорят большой оригинал.

3. Ваше утверждение бесспорно.

4. Из-за тумана ничего не было видно.

5. Сначала новое дело кажется трудным.

6. Не откладывай трудных дел на конец дня.

7. К счастью по кривой дороге не пройдешь.

8. Все говорят что выставка интересная.

9. Ваши возражения бесспорно справедливы.

10. По-твоему я ошибаюсь?

11. Видно его предположение оказалось пророческим.

12. Кажется мы мало-помалу приближаемся к разгадке этой тайны.

В итоге перфокарта должна выглядеть так:

предложения.

Выделенный фрагмент является вводным словом.

Выделенный фрагмент является главным или второстепенным членом предложения.

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

Работа по карточке.

— Расставить знаки препинания, подчеркнуть вводные слова.

Ответ должен быть таким.

1.К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

2.Осенью, как водится, бывает по ночам много падающих звезд.

3. Дождь прекратился, но, должно быть, временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.

4.Белые облака холодного воздуха, которые, казалось, только этого и ждали, ворвались за ним, бешено крутясь.

5.По народному поверью, аист стережет счастье, не подпускает беду.

6.Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью, благоговением.

7. В сущности, в первые годы детства человек проходит самые трудные из своих университетов.

8. Книги Пришвина, говоря его же словами, — это бесконечная радость постоянных открытий.

9. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.

10. Казалось, тихий ночной час придавал беседе особую прелесть мечты и фантастической неопределенности.

III. Объяснение новой темы.

1). Лингвистическая сказка.

Прослушайте лингвистическую историю. Скажите, что такое обращение, каковы особенности его пунктуационного оформления.

Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-эй!» Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке…

— Как же к нему обратиться? — размышлял Слоненок.

— Я придумала! — закричала Мартышка. — Я придумала Обращение! Давайте назовем его имя!

— Крокодил! — закричали гости хором.

— Кто это обращается ко мне? — приоткрыл один глаз Крокодил.

На другой день Мартышка всем сообщала:

— Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому хотите обратиться, и он обязательно вам ответит!

— А если хотите написать письмо, — добавил Удав, — не забудьте отделить Обращение запятой.

— Или восклицательным знаком, если хотите написать Обращение «громко», — закончил Слоненок.

2). Работа с пунктограммой.

Рассмотрите пунктограмму на стр. 193 и скажите, какие другие особенности пунктуационного оформления вы увидели.

3). Отличие обращения от знаменательных частей речи.

Родина – это наше село.

Комаровку мы называем своей родиной.

На Родине всё близкое и родное.

Россия – наша Родина.

Родина, мы не забудем тебя никогда!

— Сделайте вывод: отличается ли синтаксическая роль слова «родина» в данных предложениях?

— Как интонация помогает определить синтаксическую роль этого слова? Прочитайте предложения с нужной интонацией.

4). Риторическое обращение (стр. 199-учебник).

IV.Закрепление. Тренировочные упражнения.

1). Игровая минутка.

Учитель зачитывает предложения с обращениями. Задача учащихся хлопнуть в ладоши, если в предложении обращение к неодушевленному предмету.

1. Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы,

— Я одурманен весной…

2. Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

3. Как часто в горестной разлуке

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

4.Исполнились мои желания.

Творец тебя мне ниспослал,

Тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести

Чистейший образец.

5. Мы сохраним тебя, русская речь;

Великое русское слово.

2). Упражнение 441.

Выписать по одному предложению, где обращения только называют лицо (предмет) и то, в котором выражают его характеристику.

— Какие члены предложения могут распространять обращение?

— Составьте схему последнего предложения.

3). Работа по карточкам (самостоятельно).

— Расставьте знаки препинания.

— Кто автор этих стихотворений?

1. Друзья мои, прекрасен наш союз!

2. Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!

3. Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный, твои колокольчик огласил.

4.Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?

5.Здравствуй, племя младое, незнакомое!

6.Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.

4). Синтаксический разбор предложения.

Сильна ты, Родина‚ верностью сыновей, богатством сказочным полна.

V. Подведение итогов. Оценки. Домашнее задание.

1. Беседа по вопросам.

— Какова роль обращений в предложении?

— Может ли обращение быть распространённым?

— Каким членом предложения может распространяться обращение?

— От чего зависит выбор определения или приложения для распространения обращения?

2. Комментирование оценок.

3. Домашнее задание: § 200, № 446 (Имран), № 447 (Максим), № 448 (Лена).

Укажите, чем являются в данных предложениях выделенные фрагменты (знаки препинания в предложениях не расставлены).

1. К счастью небо стало проясняться.

2. Он говорят большой оригинал.

3. Ваше утверждение бесспорно.

4. Из-за тумана ничего не было видно.

5. Сначала новое дело кажется трудным.

6. Не откладывай трудных дел на конец дня.

7. К счастью по кривой дороге не пройдешь.

8. Все говорят что выставка интересная.

9. Ваши возражения бесспорно справедливы.

10. По-твоему я ошибаюсь?

11. Видно его предположение оказалось пророческим.

12. Кажется мы мало-помалу приближаемся к разгадке этой тайны.

предложения.

Выделенный фрагмент является вводным словом.

Выделенный фрагмент является главным или второстепенным членом предложения.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

— Расставьте знаки препинания, подчеркните вводные слова.

1.К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

2.Осенью как водится бывает по ночам много падающих звезд.

3. Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.

4.Белые облака холодного воздуха, которые казалось только этого и ждали, ворвались за ним, бешено крутясь.

5.По народному поверью аист стережет счастье, не подпускает беду.

6.Возможно я отношусь к языку с преувеличенной строгостью, благоговением.

7. В сущности в первые годы детства человек проходит самые трудные из своих университетов.

8. Книги Пришвина говоря его же словами — это бесконечная радость постоянных открытий.

9. У меня я чувствовал закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.

10. Казалось тихий ночной час придавал беседе особую прелесть мечты и фантастической неопределенности.

Унылая пора Очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса.

Товарищ верь: взойдет она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!

______________________________________________________________________

Мой первый друг мой друг бесценный! И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный, твои колокольчик огласил.

Скажи мне кудесник любимец богов, что сбудется в жизни со мною?

______________________________________________________________________

Здравствуй племя младое незнакомое!

Друзья мои прекрасен наш союз!

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here