Конспект урока русского языка в 8 классе по УМК С.И.Львовой

Тема: Сжатое изложение

Цель: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами,

способствующее развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение, умение выделять главное и второстепенное) и

читательской культуры.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

— уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ)

— уметь применять основные приемы сжатия при создании текста;

— выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения

Метапредметные результаты:

Познавательные:

— объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над сжатым изложением;

— овладевать разными видами чтения (поисковым, просмотровым, изучающим);

— уметь извлекать информацию из текста;

Регулятивные:

— уметь определять цель своего обучения;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— осознавать себя как движущую силу своего научения, проектируя направление преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности формы сотрудничества

Коммуникативные:

— определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

— использовать адекватные языковые средства для эффективного результата совместной деятельности;

— осуществлять взаимный контроль и самооценку на основе наблюдения

Личностные результаты:

— формировать интерес к закреплению нового;

— формировать устойчивую мотивацию к самостоятельному и коллективному исследованию текста;

— формировать навыки аналитической и диагностической деятельности;

— увеличивать объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: тексты для изложения, компьютер, проектор, презентация «Приемы сжатия текста»

Приемы работы: вступительная беседа, чтение текста, анализ содержания исходного текста, беседа по содержанию текста, составление плана, подбор рабочего материала

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Актуализация прежних знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика

1. Проводит теоретическую разминку.

На прошлом уроке познакомились с приемами сжатия текста, алгоритмом работы по сжатию текста.

? Что значит сжато пересказать

текст? (изложить его кратко,

сжато, самое главное)

Слово сжато от глагола сжать

(= сократить, уменьшить в объеме).

Каким образом можно сжать текст?

(за счет того, что исключим из

текста детали (подробности),

или обобщим отдельные факты,

действия, или упростим

предложения, фрагменты)

2. Проверяет домашнее задание.

1.Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

2.Оценивают работу учеников и свою работу.

3.Редактируют полученный результат (микротекст).

4.Участвуют в воспроизведении ранее изученных понятий.

Познавательные:

— конкретизируют понятие «сжатый текст»; «обобщение», «исключение»,

«упрощение»;

Регулятивные

— корректируют текст;

— осуществляют самооценку и взаимооценку

Коммуникативные:

— создают монологическое высказывание, аргументируя свой выбор

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: обсудить затруднения (почему возникли затруднения? чему еще надо научиться?)

1.Создает проблемную ситуацию:

что показалось самым трудным в ходе выполнения работы? (передать содержание текста сжато, при этом разными способами, легче подробно рассказать о красоте осеннего леса)

2.Побуждает учащихся к учебной деятельности (формулировке темы, цели и задач урока) и обобщает высказанные их предположения: а зачем нужно умение сжимать текст? а как, по-вашему, можно научиться сжимать текст?

Какова тема урока?

Попытайтесь сформулировать цель

и задачи нашего урока.

1. Предлагают способы решения проблемы.

2.Совместно с учителем определяют тему, цель, задачи урока (в самых разных жизненных ситуациях может потребоваться умение излагать свои мысли кратко, выбирая главное: например, на занятиях по всем предметам нужно уметь кратко передавать содержание статьи учебника, да и экзамен по русскому языку в следующем году потребует умения пересказывать текст сжато;

тема урока;

цель и задачи урока (учиться кратко пересказывать текст, применяя различные приемы сжатия (а значит, начать подготовку к участию в ГИА);

применять разные приемы сжатия; анализировать текст, обобщать, выделять главное и второстепенное)

3.Записывают цель в листы самооценки.

Познавательные:

— оценивают проблемную ситуацию, учатся ее понимать;

— высказывают предположения о решении учебной задачи;

— доказывают необходимость умения сжимать текст и знания приемов сжатия текста

Регулятивные:

— формулируют тему, цель урока;

Коммуникативные:

-коллективно обсуждают речевую ситуацию;

— совместно принимают решение

Личностные:

— устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в измененной ситуации (конструктивные)

Цель: проговорить полученное знание (в виде алгоритма), создать микротекст (фронтальная работа У↔у) по образцу

1. Знакомит с текстом (чтение).

(Приложение 1)

Текст, с которым будем работать, очерк В. Пескова – известного публициста, автора очерков и миниатюр о проблемах экологии.

2.Проводит беседу по содержанию исходного текста.

? Какова тема текста?

Определите основную мысль

текста.

3.Корректирует ответы учащихся.

4. Организует дифференцированную работу с учащимися высокого уровня обучаемости (О) – творческую работу.

(Приложение 2)

5.Осуществляет подготовку учащихся к составлению плана текста.

? Какие микротемы вы выделили в

этом очерке?

Почему две микротемы объединены в один абзац? Что хотел подчеркнуть автор? (дело не в том, что сердце автора зачерствело, нет; он просто с горечью ощущает обыденность этого факта)

! Оставьте 2-3 строчки.

6. Корректирует ответы учащихся, помогая в решении учебной задачи.

! Оставьте 2 строчки.

7. Показывает алгоритм работы создания сжатого текста. Работа с текстом (1 микротема).

!? Назовите приемы сжатия текста

(исключение, обобщение, упрощение)

Что такое исключение? Способы

исключения?

(показ презентации).

1. Анализируют текст (совместно с учителем): определяют тему текста (взаимоотношения человека и природы) и основную мысль (конфликт человека с дикой природой растет у нас на глазах (примеры видны всюду), автор призывает о них задуматься).

2. О – Выполняют творческую работу: используя памятку «Как работать над сжатым изложением», самостоятельно пишут изложение, применяя различные приемы сжатия текста.

3.Выделяют части текста, определяют микротемы

( 1) Молчание в лесу – это не мертвое безмолвие, это тишина покоя, гармонии;

2) Войдя в лесной терем, автор старается не нарушить неосторожным движением царящего здесь покоя: спрятавшись, любуется спорой работой дятла. Вдруг выстрел – и рассказчик испытал мучительную боль от невозможности спасти храм природы от нашествия варваров.)

3) Кто же убил? Кто этот злодей? И главное – зачем?

4)… )

4.Составляют план.

1. Осенью лес молчит.

2. Я любовался работой единственного в безмолвном лесу музыканта. Грянул выстрел…

3. Из синего дыма вышел лет семнадцати парень.

4. …

5. Отвечают на вопросы.

6. Осуществляют совместно с учителем поэтапно действия по сжатию 1 части текста (1 микротема), используя прием исключения предложений, содержащих второстепенные факты:

— выделяем главное и детали;

— детали убираем;

— объединяем существенное;

— находим ключевые слова;

(лес молчит; такая тишина; ни звука; особую радость; рабочая музыка дятла)

— пишем текст;

— проверяем

Познавательные:

— овладевают приёмами осмысленного чтения (вычитывая все виды текстовой информации), используют разные виды чтения (просмотровое, изучающее, поисковое);

— формулируют тему, основную мысль текста, микротемы;

— строят логическую цепь рассуждения при составлении плана;

— выделяют главное и второстепенное в 1 микротеме;

— анализируют текст;

— создают сжатый текст с использованием приемов сжатия;

— сжимают текст посредством исключения второстепенного

Регулятивные:

— осуществляют действия по выделению главного и второстепенного по алгоритму;

— сличают способ действия и результат с эталоном

Коммуникативные:

— строят продуктивное речевое взаимодействие со взрослыми;

— формируют умение адекватно воспринимать письменную речь

Личностные:

— оценивают ситуацию с нравственно-этической точки зрения

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: включение полученного знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

1.Организует работу в группах.

Работа с текстом (2 микротема)

с последующей самопроверкой.

?! Что такое обобщение?

Назовите способы обобщения

(показ презентации).

  • Вычлените единичные факты во 2

  • микротеме.

  • Найдите ключевые слова.

2.Осуществляет коррекционную деятельность.

Работа с текстом (3 микротема).

!? Назовите способы упрощения

(показ презентации).

  • Определите главное и

  • второстепенное.

  • Найдите ключевые слова.

1.Отвечают на вопросы.

2.Читают текст, вычленяют единичные факты (- на сосне виднелся узор его «долота»; длинным языком доставал личинок; — дробью сорвало кору, вместе с ней упала на траву птица)

3.Определяют ключевые слова.

(единственного в безмолвном лесу музыканта; работал без устали; спрятался, любуясь работой; к сожалению, нередкая; грянул выстрел; упала птица)

4.Выполняют задания, предложенные учителем (работа в группах с учеником-

консультантом):

  • 1,2 группы – задание: обобщите информацию заменой двух смежных предложений сложным предложением; сжато передайте текст.

3,4 группы – задание: передайте сжато содержание, обобщив фрагменты текста.

5.Проверяют получившийся текст (показ презентации).

6.Участвуют в воспроизведении ранее полученных знаний.

7.Выделяют главное и второстепенное в 3 микротеме.

8.Самостоятельно определяют ключевые слова (лет семнадцати парень, встреча не сулит ничего хорошего, зачем, просто так, неловко потоптался, патрон сунул в карман).

9. Выполняют задания, предложенные учителем (работа в группах с учеником-

консультантом):

  • 1,2 группы – задание: перескажите кратко текст, применив прием упрощения – перевод диалога в косвенную речь.

3 группа – задание: упростите текст путем слияния нескольких предложений в одно.

4 группа – задание: переформулируйте мысли своими словами, сжав текст.

10.Самопроверка (показ презентации).

  • Проверка: 1,2 группы-

3 группа —

4 группа —

Познавательные:

— анализируют текст, вычленяя единичные факты во 2 микротеме;

— находят ключевые слова, соотнося их с темой высказывания;

— сжимают текст, применяя разные способы обобщения;

— конструируют высказывание с использованием ключевых слов

Регулятивные:

— осуществляют взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку;

— вносят необходимые дополнения или изменения в способы действия в случае расхождения с эталоном

Коммуникативные:

— формируют умение точно, правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

— осуществляют управление поведением партнера;

— формируют умение слышать других для получения положительного результата совместной деятельности

Личностные:

— осуществляют самооценку на основе наблюдения за собственной речью

Познавательные:

— анализируют текст, выделяя главное и второстепенное в 3 микротеме;

— находят ключевые слова, соотнося их с темой высказывания;

— сжимают текст, применяя разные способы упрощения;

— конструируют высказывание с использованием ключевых слов

Регулятивные:

— осуществляют взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку;

— вносят необходимые дополнения или изменения в способы действия в случае расхождения с эталоном

Коммуникативные:

— формируют умение точно, правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

— формируют навык диалогической речи;

— формируют умение слышать других для получения положительного результата совместной деятельности

Личностные:

— дают собственную оценку поступка молодого человека

Контроль усвоения

Цель: внедрение ранее изученного в новую ситуацию

1.Организует самостоятельную работу (4 микротема).

1) Читает текст.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

2) Осуществляет проверку:

? Какова микротема данного

отрывка?

Как озаглавили последний пункт

плана?

2.Проверяет и комментирует

получившийся текст.

3. Осуществляет проверку работ учащихся (О), выполнявших задание самостоятельно.

Задание: внимательно прослушайте текст. Какие приемы сжатия текста были использованы?

1.Выполняют самостоятельную работу. Задание: прослушайте текст. Перескажите сжато, используя любые приемы сжатия текста. В записи микротем и плана добавьте нужное.

(4За разрушенный храм ответственность ложится на тех, кто не научил мальчишку беречь этот мир и ценить его красоту.)

(4. Кто же научит мальчишек беречь и любить природу?)

2.Читают текст.

3.Слушают тексты, составленные учащимися (О), выполнявшими задание самостоятельно.

Познавательные:

— самостоятельно формулируют 4 микротему, озаглавливают пункт плана;

— формулируют тезис (об ответственности человека за окружающий мир) и приводят аргументы;

— конструируют высказывание;

— перерабатывают, систематизируют и предъявляют информацию разными способами

Регулятивные:

— планируют цель и способы ее достижения;

— корректируют текст;

— дают самооценку

Коммуникативные:

— формируют умение точно правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

Личностные:

— делают личностно-моральный выбор

Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

1.Организует работу с листами самооценки

1.Осуществляют взаимооценку работы в группе.

2.Осуществляют самооценку: заполняют листы самооценки

?! — Какую цель ставили на уроке?

Удалось ли ее реализовать?

— Каким способом?

— Где можно применить новые знания?

— Какие уроки жизни вы получили?

Регулятивные:

— оценивают работу;

— соотносят результат с целью

Личностные:

— вырабатывают умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей

Задание на дом

Сжато пересказать текст упр. 154, используя разные приемы сжатия текста

Заключительное слово учителя

Сегодня на уроке мы не только учились писать сжатое изложение, но и учились быть людьми. Я надеюсь, что очерк В.Пескова заставил вас задуматься о том, как много значит в жизни людей природа, как важно ее любить и беречь. Ведь сам человек – тоже частица природы, и нам с вами обязательно надо жить с природой в мудром согласии.

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершении всего он не знал, что делать с птицей.

— Зачем?

— А просто так…

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Приложение 1

Задание для работы над сжатым изложением

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.

2. Каковы микротемы данного текста?

3. Составьте план текста.

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершении всего он не знал, что делать с птицей.

— Зачем?

— А просто так…

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Вопросы и задания:

1. Найдите в каждой микротеме ключевые слова.

2. Почему 2 и 3 микротемы объединены в один абзац (2)? Что хотел подчеркнуть автор?

Приложение 2

Задание учащимся (О) для работы с текстом

Напишите сжатое изложение по тексту В. Пескова. Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Помните, что при написании сжатого изложения следует заменять конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать несущественное.

Организуйте свою работу с опорой на памятку «Как работать над сжатым изложением».

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершении всего он не знал, что делать с птицей.

— Зачем?

— А просто так…

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

(В.Песков)

Как работать над сжатым изложением

1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.

2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.

3. Выделить в тексте все части.

4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему? Определить микротемы.

5. Составить план сжатого изложения.

6. В каждой части отметить главное и второстепенное.

7. Определить ключевые слова.

8. Изложить кратко текст, применив приемы сжатия текста.

9. Подумать, как связать части между собой.

10. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here