ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Каков нравственный идеал А.С. Пушкина?»
(по повести «Капитанская дочка»)
ФИО (полностью) | Дереповская Людмила Николаевна | |
| Место работы | МБУ СОШ № 58 г. Тольятти |
| Должность | Учитель русского языка и литературы |
| Предмет | Литература |
| Класс | 8 |
| Тема и номер урока в теме | «Каков нравственный идеал А.С.Пушкина?» (по повести «Капитанская дочка»), 4 урок |
| Базовый учебник | Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. Авторы-составители Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. |
-
Цель урока: сформировать представление о Маше Мироновой как нравственном идеале А.С.Пушкина
9. Задачи:
— обучающие систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой, научить определять смысл названия повести, учить работать с текстом произведения;
-развивающие развивать умение аргументированно отвечать на вопросы, анализировать литературное произведение, оценивать поступки героев, подбирать материал к характеристике героя;
-воспитательные воспитывать нравственные качества учащихся на примере литературного героя.
-
Тип урока комбинированный
-
Формы работы учащихся коллективная, индивидуальная, самостоятельная
-
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки
-
Структура и ход урока
Ход урока.
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| ||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Вступительное слово учителя и беседа с учащимися. |
| Формулировка вопросов | Обдумывание ответов и формулировка ответов | 2 | |
2 | Слово учителя об образе Маши Мироновой и значении названия произведения |
| Монологическая речь | Восприятие | 2 | |
3 | Беседа с учащимися |
| Формулировка вопросов о впечатлении, которое производит Маша Миронова | Обдумывание ответов и формулировка ответов, работа с текстом, выборка | 3 | |
4 | Работа с текстом, работа в тетрадях |
| Обозначение учебной задачи: выписать в тетрадь слова и выражения, передающие чувства героев | Выборка из текста 1 и 2 абзацев V главы | 5 | |
5 | Иллюстрация А. Н. Бенуа к повести «Капитанская дочка». Гринёв и Маша | 1 | Демонстрация | Зрительное восприятие | 1 | |
| Иллюстрация С. Герасимова к повести «Капитанская дочка». Письмо от родителей | 2 | Демонстрация | Зрительное восприятие, соотнесение со своим представлением | 1 | |
| Слово учителя и беседа с учащимися |
| Формулировка вопросов о народности образа главной героини | Обдумывание ответов и формулировка ответов | 4 | |
| Работа в тетрадях |
| Обозначение учебной задачи: выписать в тетрадь тезисы ответов на вопрос о судьбе Маши | Формулировка и запись тезисов | 5 | |
| Работа с текстом |
| Обозначение учебной задачи: поиск портрета Маши Мироновой | Нахождение в тексте портрета героини | 4 | |
| Самостоятельная работа |
| Обозначение учебной задачи: формулировка проблемных вопросов о внутренних качествах Маши | Обдумывание ответов и формулировка ответов, формулировка собственной точки зрения | 4 | |
| Иллюстрация Р. Штейна к повести «Капитанская дочка». Мария Ивановна на приёме у императрицы | 3 | Демонстрация | Зрительное восприятие | 1 | |
| Задание: соотнесите отрывки из текста повести «Капитанская дочка» с элементами любовной сюжетной линии | 4 | Обозначение учебной задачи: соотнести элементы композиции с отрывками из произведения | Выполнение учебной задачи | 5 | |
| Подведение итогов Домашнее задание, в том числе с использованием ЭОР Учебная статья «Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» |
5 |
|
| 3 | |
|
|
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Иллюстрация А. Н. Бенуа к повести «Капитанская дочка». Гринёв и Маша | Локальная автономная статичная иллюстрация | иллюстрация | Иллюстрация А. Н. Бенуа к повести «Капитанская дочка». Гринёв и Маша
|
2 | Иллюстрация С. Герасимова к повести «Капитанская дочка». Письмо от родителей | Локальная автономная статичная иллюстрация | иллюстрация | Иллюстрация С. Герасимова к повести «Капитанская дочка». Письмо от родителей
|
3 | Иллюстрация Р. Штейна к повести «Капитанская дочка». Мария Ивановна на приёме у императрицы | Локальная автономная статичная иллюстрация | иллюстрация | Иллюстрация Р. Штейна к повести «Капитанская дочка». Мария Ивановна на приёме у императрицы |
4 | Задание: соотнесите отрывки из текста повести «Капитанская дочка» с элементами любовной сюжетной линии | Локальный автономный статичный текст | тест | Задание: соотнесите отрывки из текста повести «Капитанская дочка» с элементами любовной сюжетной линии
|
5 | Учебная статья «Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» | Интерактивное электронное задание | текстовая информация | Учебная статья «Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»
|