Открытый урок

русского языка в 8 В классе

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Учитель Иванова Наталья Дмитриевна

Усвоение нового учебного материала. (15 мин. )

Формирование УУД:

— регулятивные (постановка и формулирование целей предстоящей работы, адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия);

— познавательные (давать определение понятию «однородные члены», проводить наблюдение под руководством учителя);

— коммуникативные (эффективно сотрудничать в группах, осуществлять взаимный контроль, уметь убеждать).

1. Наблюдение над языковым материалом. Беседа по тексту стихотворения М. Исаковского «Осторожно ветер из калитки вышел…» (учебник с. 154):

— Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

— Каким вы себе представили образ ветра?

— Кого он напоминает?

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения

Цели:

— активизировать ранее усвоенные знания учащихся об однородных членах предложения, способах связи однородных членов предложения;

— формировать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения;

— учить видеть союз И в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении;

— активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии;

— формировать умение делать выводы, развивать логическое и образное мышление.

Оборудование:

— компьютерная презентация «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения»;

— распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся (текст);

— таблица «Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами» (автор Львова С.И.)

— учебник: Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений под ред. Львовой С.И. М. : Мнемозина, 2013 г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Наблюдение над языковым материалом.

Слайд 1

— Взгляните на эти поэтические строки глазами лингвиста и ответьте на вопросы (читает учитель):

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (С. Есенин)

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём. (И. Никитин)

— В чём особенность этих предложений?

— Можете ли вы объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях? ( Дети объясняют постановку знаков препинания)

Слайд 2

— Посмотрите внимательно на следующие предложения.

Мал золотник, да дорог.

Ночью ветер злится да стучит в окно.

Перед глазами ходил океан, и гремел, и колыхался, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.

Чем примечательны эти предложения?

(Здесь все однородные члены предложения соединяются сочинительными союзами; где-то ставится запятая, а где-то нет). Объясняем постановку знаков препинания в 1 и 2 предложениях.

3. Формулирование темы урока и задач урока.

— Теперь, я думаю, вы можете определить, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке.

Записывают в тетради тему урока: (Слайд 3)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

— Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы успешно изучить эту тему?

(Вспомнить об однородных членах предложения, способах связи однородных членов в предложении, на какие группы делятся сочинительные союзы и в чём их особенности).

— Чему мы должны научиться к концу урока?

(Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами).

4. Изучение нового материала ( наблюдение, устное сообщение).

— Объясните данные схемы, постановку знаков препинания в них (слайд 4):

[ ] , и [ ]

[ O и O ]

— Данные ниже предложения запишите рядом с соответствующей схемой. Дайте характеристику простых предложений в составе сложного по строению грамматической основы (слайд 5)

Мы проходим межой и сворачиваем влево к лесу.

Нахмурилась небо, и стало темно.

Делаем вывод: чтобы узнать, ставится запятая перед сочинительным союзом И или не ставится, мы должны видеть, что соединяет союз И: однородные члены или простые предложения в составе сложносочинённого.

  • Изучение теоретического материала:

Работа с учебником ( стр 189 (3)- 190),

(Учащиеся бегло просматривают материал учебника из рубрики «Теоретические сведения» отвечают на вопросы:

— Какими двумя способами связываются однородные члены предложения?

(или помощи перечислительной интонации, или при помощи сочинительных союзов и перечислительной интонации)

— Какая новая для вас информация встретилась вам?

(Отмечают случаи постановки знаков препинания при повторяющихся союзах и, да (в значении и), или, либо и их отсутствие, если эти союзы одиночные; постановку запятых в предложениях, где однородные члены связаны двойными союзами:

Не только………но и

Если не…………то

Как…………….так и

Не столько……………..сколько и т.д.

В чём особенность этих союзов?

Это градационные союзы, они выражают градационные отношения (сопоставление по степени важности), подчёркивает, что действие не ограничивается одним лицом, предметом, а распространяется на другое лицо или предмет.

  • Устное сообщение на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения» с опорой на схему.

5. Закрепление изученного материала (работа у доски и на местах).

  • Возвращаемся к слайду 3, объясняем знаки препинания в 3 и 4 предложениях, составляем схемы предложений:

Перед глазами ходил океан, и гремел, и колыхался, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.

(обращаем особое внимание на отсутствие запятой перед первой частью двойного союза как……так и)

  • Из материала «Теоретические сведения» записываем предложения, объясняем постановку знаков препинания или их отсутствие, составляем схемы предложений:

Они уже не только по обличью, но и по звуку различали свои и немецкие самолёты. (А. Фадеев)

На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство.

  • Из упражнения 331 приводим примеры предложений с присоединительными союзами да и….., да и то…., притом…, и притом…. , объясняем, что перед ними всегда ставится запятая. Записываем на доске, составляем схемы:

С утра моросит долгожданный дождь, да и то едва заметный.

С утра моросит долгожданный дождь, и притом едва заметный.

  • Выполнение упражнения 333 ( 3, 4, 5 6 предложения).

Цель выполнения упражнения: установить, части сложного предложения или однородные члены соединяет союз И. вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Повторить виды односоставных предложений.

3. Мне стало жаль её и я посп..шил перем..нить разговор.

4. В деревне узнали о пр..езде гостей и уже после обедни в избу набралось много народа.

5. Вот железную дорогу построили и стало удобно.

6. Целый день шёл дождь и теперь разгулялось.

  • Работа с текстом с последующей проверкой:

Работа по группам (5 групп).

Найти в своем абзаце предложения с однородными членами, записать их, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы:

Текст на каждой парте, на экране (слайд 9)

Прочитайте текст, определите его стиль, тему, основную мысль. Найдите предложения с однородными членами, запишите их, расставляя знаки препинания.

1. Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумываются о страшных последствиях забывают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.

2. И ацетон и ртуть и свинец и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6 — 8 лет. Это исследовали и доказали ученые всего мира.

3. Ежедневно в России умирает 300 тысяч человек. Страшная и ужасная статистика. Помни знай о вреде курения и борись с ним.

4. При царе Михаиле Федоровиче курильщиков били палками по стопам и отрезали нос и уши. Это было страшно жестоко но эффективно!

5. Прислушайся к нашим советам. Откажись от вредных привычек и закаляйся занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.

После чтения текста определяем его стиль, тему, основную мысль, доказываем. Далее учащиеся находят в своем абзаце предложения с однородными членами, определяют их синтаксическую роль, объясняют постановку знаков препинания (работа в группах: 5 абзацев — 5 групп).

Проверка выполнения.

Задание всему классу:

найдите односоставные предложения в 4 микротексте, определите их вид.

Обратить внимание на предложение:

Страшная и ужасная статистика ( односоставное назывное).

— Изменяем порядок слов. Что изменилось?

Статистика страшная и ужасная. (двусоставное, составное именное сказуемое). Предложения записываем в тетрадях, подчёркиваем основы предложений.

6. Рефлексия.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Было ли вам трудно?

— Справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?

Оценка работы учащихся на уроке.

7. Домашнее задание: стр.190 (3) материал для запоминания.

Упр. 334 (1, 2 или 3 – по выбору)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here