Конспект урока по русскому языку «Понятие о СПП». 9 класс

Цель: сформировать понятие о СПП; показать структуру СПП; закрепить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения; освоить связи придаточного предложения с главным, совершенствуя пунктуационные навыки; развивать умение самостоятельно делать выводы, активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок — изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация хода урока с заданиями, карточки.

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Синтаксическая пятиминутка на повторение ( 3 учащихся выполняют задания у доски)

Задание:

Запишите сложные предложения. Определите, в каких примерах части сложного предложения равноправны, в каком одна часть зависит от другой. Выделите грамматические основы.

Карточка 1

Когда наступила зима, земля покрылась белым снегом.

Карточка 2

Наступила зима – земля покрылась белым снегом.

Карточка 3

Наступила зима, и покрыла землю белым снегом.

Вопрос к классу:

Можно ли назвать эти предложения синонимичными. Почему?

Задание классу:

Используя новое словарное слово, составьте устно: 1 вариант – ССП, 2 вариант – сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой.

Запись лучшего предложения 2 вариант – синтаксический разбор (1 ученик работает у доски).

  1. Переход к новой теме.

Сегодня на уроке мы будем вести разговор о СПП.

Запись темы урока. (Слайд 1)

Сообщение цели урока. (Слайд 2)

  1. Объяснение нового материала.

а) Задание (слайд3):

Записать предложение. Подчеркнуть грамматические основы.

Рассказ искусствоведа помог нам понять, как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

Проверка (слайд 4)

Вопросы классу:

Как выражена зависимость одного предложения от другого? (Слайд5 )

Проверка (слайд 6).

Как это можно выразить в схеме? ( Слайд7 )

Проверка (слайд8 ).

б) Задание ( слайд9 ):

Запишите предложения. Определите место главного и придаточного предложений, графически обозначьте границы главного и придаточного.

Я живу в деревне, которая расположена неподалеку от города.

Кто словом скор, тот в делах спор.

Город, который мы посещали три года назад, очень изменился.

Проверка (слайд10)

Вопрос классу:

Где могут находиться придаточные предложения по отношению к главному? ( Слайд11 )

Проверка (слайд12 ).

в) Работа с учебником.

Откройте учебники. Прочитайте правило на стр. 48 -49.

Составьте и запишите схему – алгоритм, по которой сможете сформулировать правило.

(Работа в группах).

г) Работа с таблицей.

Задание (слайд 13):

Сопоставить предложения в таблице : какую роль в каждом из них играет слово «что»? Каким членом предложения, и какой частью речи является «что» во втором предложении?

Придаточное присоединено (слайд14 ):

  1. Союзом

Я уже знал, что грохочут в горах камнепады. (В. Солоухин).

  1. Союзным словом

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А. Твардовский).

Вопрос классу (слайд15 ):

Какой можно сделать вывод о средствах связи главного и придаточного предложений?

Проверка (слайд16 )

5 Закрепление изученного материала.

Выполнить упражнение 66 с. 49 (устно)

Выполнить упражнение 67 с.49 (письменно)

Вопрос классу:

Что общего между ССП и СПП предложениями и чем они отличаются?

Задание «Закончи предложение» (слайд17 )

  1. Придаточная часть может сообщать …

Проверка (слайд18 )

  1. Придаточная часть может указывать на …

Проверка (слайд 19)

Задание:

Приведите примеры ССП: вариант I, — где придаточная часть может сообщать дополнительную информация о лице, названном в главной части; вариант II — придаточная часть может указывать на цель тех событий, о которых говорится в главной.

Например:

1. Человек, которого я встретил на улице, был какой-то странный

2. Я стал громко читать эти отрывки исключительно для того, чтобы обратить внимание учителей на беглость своего чтения.

6. Подведение итогов урока

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Какие предложения называются СПП?

  • Какое предложение является главным ,а какое — придаточным?

  • Где могут находиться придаточные предложения по отношению к главному?

7. Комментирование оценок.

8. Домашняя работа (слайды 20-21)

Используя СПП, написать сочинение — миниатюру на тему: « Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордостью»(К.Паустовский)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here