Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №69 VIII вида»
Конспект урока русского языка в 9 классе
«Склонение личных местоимений»
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Акбирова Гульназ Табрисовна
г. Набережные Челны
2015 год
Тема: «Склонение личных местоимений».
Цель: повторить склонение личных местоимений.
Задачи урока:
-
Образовательные:
повторить понятие «местоимение», личные местоимения; способствовать формированию умения изменять личные местоимения по падежам и числам, определять лицо, число и падеж личных местоимений.
-
Коррекционно-развивающие:
работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, познавательного интереса, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.
-
Воспитательные:
поддерживать интерес к изучению предмета; воспитывать аккуратность, прилежание.
Учебно-методическое обеспечение –
проектор (слайды), учебник, таблица по теме, музыкальное сопровождение для твист гимнастики.
Время реализации урока – 45 минут.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Минутка чистописания. Словарная работа.
-
Актуализация знаний.
1. Блиц-опрос по предыдущим темам.
2. Проверочная работа.
-
Формирование знаний, умений и навыков учащихся.
-
Закрепление материала.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие учеников. Настрой на работу.
-
Проверка домашнего задания.
-
Минутка чистописания. Словарная работа.
Изящный – отличающийся изяществом – соразмерностью и красотой. (Слайд 2)
Иногородний – живущий в другом городе, прибывший или получаемый из другого города. (Слайд 3)
(Учащиеся прописывают слова и объясняют их значения.)
— Устно составьте словосочетания или предложения с данными словами.
-
Актуализация знаний.
-
Блиц-опрос по предыдущим темам. (Слайды 4-6)
— Отгадайте, что это за местоимения:
-
В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)
-
Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Ямы.)
-
Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь я.)
-
Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь.)
-
Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)
2. Проверочная работа.
— Определить лицо и число местоимений ты, они.
— Указать местоимения 2 л., мн. ч.; 3 л., ед. ч., ср. р.
-
Формирование знаний, умений и навыков учащихся.
-
Знакомство с темой, целями урока.
-
Наблюдение материала на странице 100 учебника и работа с таблицей по теме.
— Рассмотрите запись в рамке.
— Расскажите, какие грамматические признаки местоимения отражены в ней.
3. Физкультминутка. (Твист гимнастика с музыкальным сопровождением.)
-
Закрепление материала.
-
Упражнение 130 (письменно, с комментированием).
Прочитайте строки из стихотворения А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», раскрывая скобки. Замените местоимения единственного числа местоимениями множественного числа и наоборот. Запишите предложения. Подчеркните личные местоимения и укажите лицо, число и падеж.
-
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время. (1 л., мн. ч., Д. п.)
-
Из тёмного леса навстречу ему идёт вдохновенный кудесник. (3 л., ед. ч., Д. п.)
-
На холме у брега Днепра лежат благородные кости; их моют дожди, засыпает их пыль… (3 л., мн. ч., В. п.)
-
Открой мне всю правду, не бойся меня; в награду любого возьмёшь ты коня. (1 л., ед. ч., Д. п.; 1 л., ед. ч., В. п.; 2 л., ед. ч., И. п.)
-
Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен. (3 л., мн. ч., Д. п.)
-
Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил… (2 л., ед. ч., В. п.)
— На что указывают личные местоимения? Как они изменяются?
2. Физкультминутка. (Зарядка для глаз.)
3. Упражнение 131 (письменно, самостоятельно).
Прочитайте предложения. Замените существительные местоимениями единственного или множественного числа. Ставьте их в том же роде и падеже, что и существительные. Запишите предложения.
-
Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень сливы ему нравились.
-
Старая утка очень горевала. Ей было трудно скрыть своё отчаяние.
-
Смеются братья над Иваном-царевичем: «Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принёс.».
-
У Жилина и Костылина совсем плохое житьё стало. После побега их посадили в яму.
— Какие персонажи вам знакомы? Из каких они произведений?
4. Вывод: дополни объяснение на странице 102.
-
Итог урока.
— Как изменяются личные местоимения?
— На какие вопросы отвечают местоимения?
Выставление и комментирование оценок.
VIII . Домашнее задание: страница 103 упражнение 132. Списать, вставить местоимения.
Список использованной литературы
-
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. — М.: «Просвещение», 1994.
-
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка – М.: Просвещение, 1989.
-
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982.
-
Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988.
-
Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1984.
-
Канакина Г.И. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся. – М.: Владос, 1999.
-
Кондрашов Н.А. Основные вопросы русского языка. – М.: Просвещение, 1985.
-
Михайловская Н.Г. Путь к русскому слову. – М.: Наука, 1986.
-
Соловьёва Н. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк Альфа, 2000.
-
Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «А ТЕМП», 2007.
-
Галунчикова Н.Г, Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено МО РФ. — М.: Просвещение, 2014.
-
Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В.Воронковой. Допущено МО РФ – М.: Владос, 2010.