Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №69 VIII вида»

Конспект урока русского языка в 9 классе

«Склонение личных местоимений»

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Акбирова Гульназ Табрисовна

г. Набережные Челны

2015 год

Тема: «Склонение личных местоимений».

Цель: повторить склонение личных местоимений.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

повторить понятие «местоимение», личные местоимения; способствовать формированию умения изменять личные местоимения по падежам и числам, определять лицо, число и падеж личных местоимений.

  1. Коррекционно-развивающие:

работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, познавательного интереса, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.

  1. Воспитательные:

поддерживать интерес к изучению предмета; воспитывать аккуратность, прилежание.

Учебно-методическое обеспечение

проектор (слайды), учебник, таблица по теме, музыкальное сопровождение для твист гимнастики.

Время реализации урока – 45 минут.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Минутка чистописания. Словарная работа.

  4. Актуализация знаний.

1. Блиц-опрос по предыдущим темам.

2. Проверочная работа.

  1. Формирование знаний, умений и навыков учащихся.

  2. Закрепление материала.

  3. Итог урока.

  4. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учеников. Настрой на работу.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Минутка чистописания. Словарная работа.

Изящный – отличающийся изяществом – соразмерностью и красотой. (Слайд 2)

Иногородний – живущий в другом городе, прибывший или получаемый из другого города. (Слайд 3)

(Учащиеся прописывают слова и объясняют их значения.)

— Устно составьте словосочетания или предложения с данными словами.

  1. Актуализация знаний.

  1. Блиц-опрос по предыдущим темам. (Слайды 4-6)

— Отгадайте, что это за местоимения:

  • В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)

  • Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Ямы.)

  • Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь я.)

  • Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь.)

  • Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)

2. Проверочная работа.

— Определить лицо и число местоимений ты, они.

— Указать местоимения 2 л., мн. ч.; 3 л., ед. ч., ср. р.

  1. Формирование знаний, умений и навыков учащихся.

  1. Знакомство с темой, целями урока.

  1. Наблюдение материала на странице 100 учебника и работа с таблицей по теме.

— Рассмотрите запись в рамке.

— Расскажите, какие грамматические признаки местоимения отражены в ней.

3. Физкультминутка. (Твист гимнастика с музыкальным сопровождением.)

  1. Закрепление материала.

  1. Упражнение 130 (письменно, с комментированием).

Прочитайте строки из стихотворения А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», раскрывая скобки. Замените местоимения единственного числа местоимениями множественного числа и наоборот. Запишите предложения. Подчеркните личные местоимения и укажите лицо, число и падеж.

  1. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время. (1 л., мн. ч., Д. п.)

  2. Из тёмного леса навстречу ему идёт вдохновенный кудесник. (3 л., ед. ч., Д. п.)

  3. На холме у брега Днепра лежат благородные кости; их моют дожди, засыпает их пыль… (3 л., мн. ч., В. п.)

  4. Открой мне всю правду, не бойся меня; в награду любого возьмёшь ты коня. (1 л., ед. ч., Д. п.; 1 л., ед. ч., В. п.; 2 л., ед. ч., И. п.)

  5. Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен. (3 л., мн. ч., Д. п.)

  6. Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил… (2 л., ед. ч., В. п.)

— На что указывают личные местоимения? Как они изменяются?

2. Физкультминутка. (Зарядка для глаз.)

3. Упражнение 131 (письменно, самостоятельно).

Прочитайте предложения. Замените существительные местоимениями единственного или множественного числа. Ставьте их в том же роде и падеже, что и существительные. Запишите предложения.

  1. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень сливы ему нравились.

  2. Старая утка очень горевала. Ей было трудно скрыть своё отчаяние.

  3. Смеются братья над Иваном-царевичем: «Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принёс.».

  4. У Жилина и Костылина совсем плохое житьё стало. После побега их посадили в яму.

— Какие персонажи вам знакомы? Из каких они произведений?

4. Вывод: дополни объяснение на странице 102.

  1. Итог урока.

— Как изменяются личные местоимения?

— На какие вопросы отвечают местоимения?

Выставление и комментирование оценок.

VIII . Домашнее задание: страница 103 упражнение 132. Списать, вставить местоимения.

Список использованной литературы

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. — М.: «Просвещение», 1994.

  2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка – М.: Просвещение, 1989.

  3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982.

  4. Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988.

  5. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1984.

  6. Канакина Г.И. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся. – М.: Владос, 1999.

  7. Кондрашов Н.А. Основные вопросы русского языка. – М.: Просвещение, 1985.

  8. Михайловская Н.Г. Путь к русскому слову. – М.: Наука, 1986.

  9. Соловьёва Н. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк Альфа, 2000.

  10. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985.

  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «А ТЕМП», 2007.

  12. Галунчикова Н.Г, Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено МО РФ. — М.: Просвещение, 2014.

  13. Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В.Воронковой. Допущено МО РФ – М.: Владос, 2010.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here