Городской семинар по русскому языку и литературе

Бинарный урок

(русский язык, литература и информатика)

Тема: «Сложноподчиненные предложения в главе «Бэла» романа
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
с применением форматирования».

Работу представляют: учитель русского языка и литературы СОШ №34

Шенделева Лариса Валерьевна

учитель информатики СОШ №34

Дядова Наталия Леонидовна.

Интегрированный урок по русскому языку, литературе и информатике.

Класс: 9 «А»

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения в главе «Бэла» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с применением форматирования».

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок — практикум

Повторить и систематизировать знания о СПП, материал главы «Бэла» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени и форматирование текста на компьютере.

Цель урока:

Задачи урока:

Задачи урока:

Обучающая —

Отработать умения определять и анализировать виды СПП.

Развивающая —

Развивать четкость, навыки в постановке знаков препинания в СПП, способность применять свои знания на практике.

Воспитательная —

воспитать умение обдумывать действия, высказывать свое мнение, опираясь на межпредметные связи, формировать эстетическое восприятие.

Программно — дидактическое обеспечение:
ЭВМ типа IBM. Локальная сеть. ОС Windows ХР, MS Office, ActivStudio. Интерактивная доска. Проектор. Музыкальные композиции (аудиозапись главы «Бэла» из романа “Герой нашего времени»).

Предварительная подготовка: Презентация «Тема», скопировать на каждый компьютер папку «Герой нашего времени» с файлом «Текст», на рабочий стол папку «СПП — тест», создать папку CПП на 11 компьютере, флипчарт, распечатать оценочный лист, наклеить стикеры разных цветов на ученические столы.

План урока:

  1. Организационный момент. Психологическая мобилизация. 2 мин

  2. Объяснение нового материала. (Презентация.) 3 мин

  • Введение в произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  1. Повторение пройденных тем. 10 мин

  • Виды CПП, тест; (презентация)

  • Понятие «редактирование», «форматирование», панель форматирования, меню формат. (презентация, флипчарт, стр.1 «Найди соответствие окон»)

  1. Практическая работа. 10 мин

  • Упражнение «Найди сложноподчиненные предложения»

  • Работа с текстом: копирование текста и его форматирование

  • Упражнение «Найди сложноподчиненные предложения по схеме» (флипчарт, стр.2, 3)

  • Работа с текстом: характеристика оформления текста (флипчарт, стр.3)

  1. Объяснение нового материала 5 мин

  • Описание природы в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и сравнение с природой Казахстана.

  1. Практическая работа на закрепление. Упражнение «Составить эссе с сложноподчиненными предложениями». 13 мин

  2. Подведение итогов. Выставление оценок. 3 мин

  3. Постановка домашнего задания.. 2 мин

  4. Рефлексия 2 мин

Ход урока:

  1. Психологическая мобилизация.

  • Учитель русского языка и литературы: Добрый день, ребята. Наш урок пройдет необычно. Мы проведем интегрированный урок, значит свяжем несколько предметов воедино, а именно, русский язык, литературу и информатику. Цель урока. (слайд 1)


Слайд 1 Слайд 2

  • Учитель информатики: Тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения в главе «Бэла» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с применением форматирования». (слайд 2)

  1. Объяснение нового материала

  • Учитель русского языка и литературы: Давайте обратимся к иллюстрациям: Что на них изображено? (слайд 3) (ответы уч-ся: Лермонтов, Печорин, Бэла). Что связывает эти иллюстрации воедино? (ответы уч-ся: роман). В каком году появился роман? Какова его композиция? (ответы уч-ся: 1840г. 5 глав). Давайте прослушаем аудиозапись предисловия романа М.Ю. Лермонтова и по окончании ответим на вопрос «Что хотел сказать М.Ю. Лермонтов своим романом?». (аудиозапись предисловия романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени»). Обратимся к тексту. (слайд 4) (Ребятам раздать распечтанный текст). Из какой главы этот отрывок? (ответы учащихся: глава «Бэла»)

  1. Повторение пройденных тем.

  • Учитель русского языка: Скажите какие предложения по составу использовал М.Ю. Лермонтов в этом отрывке? (ответы учащихся: сложноподчиненные предложения, ) Давайте вспомним виды сложноподчиненных предложений и их отличия. (слайд 5)

Все эти знания вам понадобятся при выполнении тестового задания. Для этого откройте на рабочем столе папку СПП — тест / тест 9 кл СПП.qst.

  • Учитель информатики: А теперь вспомним, что можно сделать с текстом на компьютере? (ответы уч-ся: удалять, копировать, перемещать, редактировать, форматировать). Что значит понятие «редактирование»? (ответы уч-ся: исправлять ошибки). А что за понятие «форматирование» и есть ли отличия?. (ответы уч-ся: изменять шрифт, размер, цвет, начертание и выравнивание). То есть оформлять текст. С помощью чего мы выполняем форматирование? (ответы уч-ся: с помощью панели инструментов форматирования и меню ФОРМАТ – ШРИФТ, ФОРМАТ — АБЗАЦ). Что означает каждый инструмент панели форматирования? (слайд 6).

(ответы уч-ся:) Какие основные вкладки находятся в этих меню, определите их и для чего они нужны? (Флипчарт, стр.1) То есть, такими способами мы можем оформить любой текст.

  1. Практическая работа.

  • Учитель информатики: Обратимся к тексту. Откройте его по адресу: /мои документы /9А класс /Герой нашего времени /текст.doc)

  • Учитель русского языка: Это уже знакомый нам отрывок из главы «Бэла». Найдите все сложноподчиненные предложения и перенесите их в таблицу.

  • Учитель информатики: Затем отформатируете текст по образцу: (слайд 7). И сохраните по адресу: /Сетевое окружение /мои документы РС11 /СПП /Бэла Ф.И..doc) Во время работы ребята слушают отрывок аудиозаписи главы «Бэла» из романа “Герой нашего времени».

  • Учитель русского языка: Давайте проверим, все ли верно определили виды предложений. (флипчарт, стр.2). (Выполняет ученик у доски).

Следующее упражнение «Работа со схемами». У доски 3 человека составляют схемы к предложениям (флипчарт, стр.3).

Остальные уч-ся работают по таблице со схемами. Таблица находится под текстом. Найдите и скопируйте в таблицу сложноподчиненные предложения, соответствующие схемам и сохраните под тем же именем. Чем присоединяются придаточные к главному предложению? (ответы учащихся: союзным словом который и союзами когда, чтоб).

  • Учитель информатики: Не забудьте охарактеризовать текст, т.е. определить шрифт, начертание, выравнивание, интервал шрифта и междустрочный интервал. (флипчарт, стр.3).

  1. Объяснение нового материала.

  • Учитель русского языка и литературы: Природу какого края описывает М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени»? (ответы учащихся: Кавказ. Тифлис.) Давайте еще раз обратимся к тексту и найдем описание природы Кавказа. Какими средствами выразительности пользуется автор, описывая красоту Кавказа? (ответы учащихся: сравнение, эпитеты, метафоры). Таким видел Кавказ Лермонтов и изобразил его в своих картинах. (Слайд 8-10) Как вы думаете, а эти изображения Кавказского пейзажа? (Слайд 11) Это изображения Чарынского каньона, который находится в Казахстане. Что вы слышали об этом каньоне? (Ответы уч-ся). Этот каньон находится недалеко от Алматы, в долине реки Чарын. Чарынский каньон называют «младшим братом Американского Большого Каньона». Каньон — . В сравнении мы видим, что природа Казахстана и Кавказа очень похожи.

  1. Практическая работа на закрепление.

  • Учитель русского языка и литературы: Сейчас выполним практическую работу. Составьте эссе по опорным словам. Самостоятельно озаглавьте. Используйте в нем сложноподчиненные предложения. (Слайд 12)

  • Учитель информатики: Напечатайте на компьютере, примените оформление эссе на свое усмотрение, с помощью меню ФОРМАТ – ШРИФТ и ФОРМАТ – АБЗАЦ. По окончании работы сохраните по адресу: Сетевое окружение/ Мои документы РС11 /СПП /Эссе Ф.И.doc (слайд 12). Во время работы ребята слушают кавказскую и казахскую музыку.

  1. Подведение итогов.

  • Учитель русского языка и литературы: Какие эссе у вас получились? Зачитываем эссе и подведем итоги урока с помощью оценочного листа.

  1. Постановка Д/З.

  • Учитель русского языка и литературы: Из главы «Бэла» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выписать 5 СПП с придаточными обстоятельственными. (слайд 13).

  1. Рефлексия.

  • Учитель информатики: А теперь мы хотим узнать Ваше мнение об уроке. Напишите свои пожелания и дайте оценку уроку на стикерах, которые лежат на столах. Используйте вопросы анкеты. (Слайд 14). Прикрепите стикеры на доску с изображением природы. (Слайд 15). (зачитываем)

Слайд 14 Слайд 15

  • Учитель русского языка и литературы: Спасибо вам за хорошую работу на уроке.

  • Учитель информатики: Урок окончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here